Мир истории. "История возникновения письменности" (специальная коррекционная школа). 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цель: дать учащимся представление о письменности.

Задачи:

  • познакомить с видами письма (пиктографией, клинописью, иероглифами), причинами их возникновения;
  • корректировать мелкую моторику рук на основе упражнения “Иероглифы”;
  • воспитывать интерес к изучению истории.

Оборудование: учебник Е.В. Саплина, А.И.Саплин “Введение в историю 3 класс”. М.Дрофа. 2004., Е.В. Саплина, А.И.Саплин “Тетрадь для творческих заданий 3 класс”.М. Дрофа. 2007. Карта мира. Фильмы: “Земля – происхождение человека”, “Древний мир”, карточки, кисточки, фломастеры, тушь чёрная.

Ход урока

I. Организованное начало урока

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту, повторяйте за мной.

Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Я радуюсь этому
Внимание моё растёт
Я, как разведчик, всё замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я готов к работе
Я работаю

II. Подготовка к усвоению новых знаний

Учитель: Мы отправляемся в путешествие по карте мира, чтобы узнать историю …

(На доске тема урока: История возникновения …)

– Чтобы узнать, о чём пойдет речь, нужно разгадать зашифрованное слово:

1-й уровень:

5 7 10
11 1 6
9 12 4
3 8 2

 

М Н С
Т П Е
О Ь Ь
С Н И

2-й уровень

– Начиная с первой, подчеркни каждую через букву

ПАИНСКЬАМВЕЖНСНКОЗСПТАЬ ПИСЬМЕННОСТЬ

Учитель: Тема урока – “Возникновение письменности”. Для человечества большое значение имеет изобретение письма. Почему?

Ученики: Для того, чтобы сохранять и передавать друг другу информацию с помощью письма.

Учитель: Принято считать, что письменность появилась около 6 тысяч лет тому назад. (Показать на ленте времени.)

III. Изучение нового материала

Учитель: первыми шагами к письму были сигналы- указания. Древние люди передавали их друг, другу с помощью зарубок на дереве, стуков, дыма костра.

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков,
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.

У индейцев Америки чёрный цвет означал смерть, красный – войну, жёлтый – золото, зелёный зерно. Самым древним видом письма считается письмо в рисунках – ПИКТОГРАФИЯ. Такое письмо было наглядным и удобным, потому что рисунками изображали предметы, вещи, события, о которых идёт речь. Пиктограмма может быть расшифрована любым человеком, независимо на каком языке он говорит. В наше время мы широко пользуемся пиктографическими знаками, это дорожные знаки реклама.

Посмотрите отрывок фильма и ответьте на вопрос: что и чем рисовал древний человек в пещерах?

Просмотр отрывок из фильма “Земля – происхождение человека” (Привет от кроманьонца – рисунки в пещерах)

Ученики: Древний человек рисовал животных, другие предметы камнями, угольком от костра, острыми палочками.

Ученик: однажды мальчик – охотник решил заночевать в тундре. Он был недоволен тем, что охота не удалась. Увидел остатки костра и, для того, чтобы не беспокоилась его мама решил оставить у костра послание, пройдут охотники, отдадут. Достал из мешка старый кусочек кожи и стал царапать на нём остриём ножа. Получилось нарисованное письмо (показ рисунка). О чём писал мальчик?

Дети рассматривают и высказывают своё мнение.

Ученик: “Знайте, я отправился на лодке и заночую на острове с двумя хижинами. Я охочусь за морскими львами и вернусь на лодке в мой зимний дом”.

Практическое упражнение.

На листе фломастером нарисовать любой предмет, например, человечка.

Учитель: Какой способ письма вы использовали? (Пиктографию.)

Учитель: Почему способ сообщений в рисунках был не очень удобным?

Ученики: Люди, по-разному, понимали значение письма.

Учитель: Постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово. Такие значки называются ИЕРОГЛИФЫ – письмо из рисунков и особых дополняющих знаков.

Посмотрите отрывок из фильма “Древний мир”

Учитель: Что обозначают иероглифы? Какой символ рисовали Египтяне?

Ученики: Иероглифы – это письмо из рисунков и особых значков. Египтяне рисовали солнце в виде креста с кружком.

Физкультминутка

Разминаем наши плечи
Руки двигаем навстречу
Вверх летит одна рука, а другая вниз пока
Раз, два, три корпус вправо поверни и руками помогай, поясницу разминай
Раз, два, три корпус влево поверни и руками помогай, поясницу разминай
Приседаем ниже, глубже
Как лягушка в тёплой луже
Вверх, вниз, вверх вниз
Приседать не торопись
И последний раз присели, и за парты тихо сели

Ученик: Одно из самых древних видов письменности – иероглифы. Пользовались ими жители Древнего Египта (показать на карте). Им больше нравилось писать слова не слева направо, как мы пишем, а наоборот. Чаще всего они размещали знаки столбиком сверху вниз. Всего их 700. Иероглифы делились на 4 группы: буквы, слоги, слова, определения.

Учитель: Рассмотрите на карточках виды иероглифов. В настоящее время письмо иероглифами сохранилось у китайцев и японцев. Потренируйтесь в письме иероглифов, обведите их по файлу, попробуйте написать предложение на вашем листе (карточка, у 2 уровня обведено карандашом)

Учитель: На чём писали древние египтяне?

Рисунок изготовление бумаги из папируса.

Выступление ученика: Египтяне писали на ПАПИРУСЕ. Это высокий тростник, стебель его разрезали на длинные узкие полоски. Складывали в ряд, сверху полоски клали в поперечном направлении и прижимали плоским камнем, выделялся сок, и полоски склеивались. После сушки папирус был похож на бумагу. Когда листочек исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Для хранения их сворачивали в трубочку – свиток.

Учитель: Представьте, что вы египтяне и пишете на папирусе.

Практическое упражнение.
Каждый получает бумагу-свиток (бумага – калька) и пишут кистью тушью.

1-й уровень. Обвести японские иероглифы сложные – 7.
2-й уровень. Обвести японские иероглифы простые 3–5.

Учитель: чем иероглифы отличаются от пиктографии?

Ученики: в иероглифах кроме рисунков используются и значки.

Зрительная гимнастика.

Учитель: Археологи находят обломки глиняной посуды и таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливали на табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Каждый знак происходит из рисунка и обозначает целое слово. Клинообразные значки – это КЛИНОПИСЬ. Истории известны целые библиотеки из глиняных книг.

Учитель рисует знак – нога рисунком и клинышком, звезда.

– Потренируйтесь в письме клинышков, обведите их по файлу,

Вывод: Чем клинопись отличается от иероглифов?

Ученик: Рисунок и знак в виде клина.

IV. Закрепление пройденного.

Учитель: С какими видами письма мы познакомились на уроке?

Практическое упражнение. Соедините слово с его значением.

Клинопись
Пиктография
Иероглифы
Папирус
письмо из рисунков и знаков
предметное письмо
тростник
письмо клинообразными знаками

Учитель: Какое письмо вам понравилось, а какое показалось трудным? На следующем уроке мы узнаем, как и почему появился алфавит, откуда пришла письменность на русскую землю.

VI. Подведение итогов урока

Египтяне очень любили солнышко и обозначали его очень просто круг и точка. Если вам было интересно на уроке, нарисуйте этот иероглиф, подойдите к доске и прикрепите это солнышко.