Растровая графика

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • расширить знания учащихся о кодировании графической информации;
  • познакомить со способом кодирования растровых изображений в компьютере;
  • познакомить с различными форматами растровых изображений и растровыми редакторами;
  • развитие практических навыков обработки изображения в растровом редакторе и сохранения файла в разных форматах растровых файлов;
  • повышение интереса к изучению предмета, развитие в детях творческой активности.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, сканер.

Программное обеспечение: растровый редактор Paint.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы изучили способы представления графической информации.

Вопросы для повторения:

  1. В чем отличие аналогового и дискретного способов представления?
  2. Дайте определение пространственной дискретизации.
  3. От каких характеристик зависит качество изображения?
  4. Как формируется палитра в системе цветопередачи RGB?
  5. Какой цвет получится при мах интенсивности одного из основных цветов?
  6. Какой цвет получится в результате :

а) R0 + G0 + B0,

б) Rmax + Gmax + Bmax,

в) R0 + Gmax + Bmax,

г) Rmax + Gmax + B0.

III. Сообщение темы и цели урока

IV. Теоретическая часть урока

1. Растровая графика

Растровые графические изображения формируются в процессе преобразования графической информации из аналоговой формы в цифровую, например, сканирования существующих на бумаге или фотопленке изображений и фотографий. Растровое изображение можно получить с использованием цифровых фото- и видеокамер. Можно создать на компьютере с использованием графического редактора.

Растровые изображения формируются из точек различного цвета(пикселей), которые образуют строки и столбцы, кроме того, они очень чувствительны к масштабированию. При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек (различного цвета) преобразуются в одну, поэтому "теряется" цвет точек, мелкие детали изображения становятся нечеткими, надписи деформируются. При увеличении изображения количество точек не увеличивается, а увеличивается их размер - мы получаем ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом (на увеличенном изображении пиксели "изображены" в виде квадратиков). Кроме того, растровый рисунок имеет большой вес, так как каждый пиксель "весит" 3 байта.

Вывод:

  • При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну- теряется четкость мелких деталей
  • При увеличении новым соседним точкам назначается одинаковый цвет, в результате чего появляется ступенчатый эффект
  • Недостаток - большой информационный объем, т.к в памяти хранится код каждого пикселя.

2. Растровые графические редакторы.

Растровый графический редактор - специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Растровые графические редакторы позволяют пользователю рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, сохранять их в различных растровых форматах. Кроме того, являются средством обработки цифровых фотографий и отсканированных изображений, так как:

  • позволяют повышать качество изображений путем изменения цветовой палитры и цвета отдельного пикселя;
  • повышают яркость и контрастность изображений;
  • удаляют мелкие дефекты изображения (царапины, следы перегибов и т.д)
  • позволяют преобразовать черно-белое изображение в цветное;
  • использовать различные эффекты преобразования изображений.

Наиболее известные растровые редакторы.

GIMP - самый популярный свободный бесплатный редактор

Corel Photo-Paint- растровый графический редактор, разработанный канадской корпорацией Corel.

Adobe Photoshop - самый популярный коммерческий графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.

Paint- простой растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав операционной системы Windows.

3. Форматы растровых графических файлов

Форматы графических файлов позволяют определить способ хранения файла (растровый или векторный) и форму хранения (метод сжатия).

Существуют разные форматы растровых графических файлов:

1. Формат BMP (Bit Map image) - универсальный растровый формат операционной системы Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями. Недостатком данного формата является большой вес файла , так как хранятся коды всех точек изображения

2. Формат GIF (Graphics Interchange Format) - формат растровых графических файлов различных операционных систем (Windows, Linux). Позволяет сжимать файл без потери информации за счет уменьшения одноцветных областей изображения. (Это способствует уменьшению файла в несколько раз). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете. Недостатком данного формата является ограниченная палитра цветов (всего 256)

3. Формат PNG (Portable Network Graphic) - растровый формат хранения графической информации, аналогичный формату GIF, использующий сжатие без потерь. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web- страницах в Интернете. Формат позволяет пользователю выбрать : метод сжатия без потери данных и указать степень сжатия ( высокая степень сжатия и плохое качество изображения или низкая степень сжатия и высокое качество изображения). Данный формат использует палитру более 16 млн. цветов

4. Формат TIFF (Tagged Image File Format) - формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Используется для обмена документами между различными программами и рекомендуется при работе с издательскими системами. Формат для хранения изображений с большой глубиной цвета, имеет возможность сохранять изображение со сжатием и без сжатия. Формат TIFF позволяет хранить изображения, сжатые по стандарту JPEG, без потерь данных. Но, несмотря на возможность сжатия файла, является "многовесным" растровым форматом , поэтому не годится для использования в сети Интернет. Это недостаток формата.

5. Формат JPEG (Joint Photographic Expert Group) - формат растровых графических файлов, реализующий эффективный алгоритм сжатия отсканированных фотографий и иллюстраций. В результате сжатия отбрасывается избыточное для человеческого восприятия разнообразие цветов соседних точек, что позволяет уменьшить объем файла в десятки раз. Поддерживается приложениями различных операционных систем и используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете (самый распространенный формат). Однако имеет недостаток - сжатие файла приводит к необратимой потере информации.

4. Закрепление материала

Вопросы для закрепления:

  1. Как формируется растровое изображение?
  2. Что влияет на качество изображения?
  3. Почему искажается файл при увеличении или уменьшении?
  4. Почему растровые графические файлы имеют "большой вес"?
  5. Какие форматы графических файлов вам известны?

V. Физкультминутка

VI. Практическая часть урока

1. Практическая работа учащихся

Задание 1. Формирование растрового изображения.

Создать папку Растровая графика (Рабочий стол \ Мои документы \ Растровая графика);

(щелчок правой кнопкой- контекстное меню- команда Создать- папку- имя: Растр)

Сохранить в папке Растровая графика графический файл Растр.jpg

(Учитель по выбору может предложить получить растровое изображение со сканера, поиск фотографии в сети Интернет с последующим сохранением в папку, скопировать ранее сохраненный файл, например из папки Мои рисунки или воспользоваться приложением <Рисунок1>);

Рис. 1

3) Скопировать файл Растр.jpg и вставить в папку

((щелчок правой кнопкой- контекстное меню- команда Копировать;

щелчок правой кнопкой- контекстное меню- команда Вставить - имя файла - Растр1.jpg);

Задание 2. Форматы растровых файлов

1) Открыть файл Растр.jpg с помощью графического редактора Paint

(Щелчок правой кнопкой мыши на файле Растр.jpg - контекстное меню- команда Открыть с помощью- программы Paint);

2) Сохранить файл в формате JPEG , <Рисунок2>

Рис. 2

(В горизонтальном меню команда ФАЙЛ - раскрывающееся меню команда Сохранить как:;

Диалоговое окно Сохранение документа :а) путь сохранения- Мои документы \ папка- Растр,

б) поле Имя файла-jpg,

в) поле Тип файла- выбрать расширение JPG(*.JPG, *.JPEG, *.JPE, :.) командная кнопка Сохранить)

3) Аналогично сохранить данный файл как : а) 24- разрядный (*.bmp), имя файла- bmp, б) 256-цветный рисунок (*.bmp), имя файла - 256bmp

(при сохранении файла как 256-цветный рисунок следует подтвердить выполнение сохранение в диалоговом окне)

Задание 3. Форматы растровых файлов

1) Открыть файл Растр1.jpg с помощью графического редактора Paint

(Щелчок правой кнопкой мыши на файле Растр.jpg - контекстное меню - команда Открыть с помощью- программы Paint);

2) Последовательно сохранить файл в форматах PNG, TIFF, GIF

3) Закрыть приложение

Задание 4. Сравнение форматов растровых файлов

Открыть папку Растр (Рабочий стол \ Мои документы \ Растр);

Просмотреть файлы с помощью программы просмотра

(Щелчок правой кнопкой мыши - контекстное меню- команда Открыть с помощью- программа просмотра изображений и факсов);

2. Вопросы для закрепления:

Какой формат "потерял" качество изображения?

Назовите форматы файлов, которые при сжатии сохранили качественное изображение.

Формат какого файла вы выбрали бы для вставки изображения на страничку своего сайта? Обоснуйте свой ответ.

VII. Домашнее задание: параграф 2.2, вопросы

VIII. Подведение итогов урока

IX Выставление оценок

Литература.

1. Угринович Н.Д. "Информатика и ИКТ". Учебник 10 класс (базовый уровень) - Москва, БИНОМ, 2010 г.

2. Угринович Н.Д, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова "Практикум по информатике и информационным технологиям". Учебное пособие. - Москва, БИНОМ, 2002;

3. Угринович Н.Д. "Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе 7-11". Методическое пособие для учителей. - Москва, БИНОМ, 2005;

4. Авторская мастерская Н.Д.Угриновича ( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1)

5. А.Х.Шелепаева "Поурочные разработки по информатике 10-11 класс". - Москва, ВАКО, 2007

6. Мультфильм "Маша и медведь"(11 сер., реж. М.Нефедова, "Анимаккорд", 2010 )

7. Информационные ресурсы Интернета:

1) http://www.textreferat.com/referat-2047-6.html

2) http://progi-soft.ucoz.ru/load/2

3) http://jester-soft.ws/soft/108873-the-gimp-267.html

4) http://www.1zoom.ru/18/top14/133/&width=1280&height=1024

13.02.2011