Классификация текстильных волокон. Свойства натуральных волокон, получение пряжи и нитей

Разделы: Технология


Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон.
2. Изучить понятия “пряжа”, “прядение”.
3. Дать краткие сведения о профессиях прядильного производства.
4. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств.
5. Воспитывать уважение к работающему человеку.

К уроку необходимо:

- инструменты и приспособления: ручки, тетради, альбом, карандаши;
- пособие “волокна”.

Дидактическое обеспечение:

- слайды по теме “Материаловедение” 5 класс;
- материалы для контроля знаний учащихся: карточки проверки знаний.

Методы обучения:

- словесные - загадки, беседа о профессиях;
- наглядные - слайды, пособия “Хлопок”, “Лён”;
- практические - самостоятельные работы учащихся по изучению свойств волокон.

Тип урока: урок приобретения учащимися новых знаний.

План урока

1. Организационный момент.

1. Приветствие.
2. Проверка явки учащихся.
3. Заполнение классного журнала.
4. Проверка готовности учащихся к уроку.
5. Сообщение темы урока.

2. Актуализация знаний учащихся, межпредметные связи.

3. Сообщение новых сведений:

1. Классификация текстильных волокон.
2. Получение волокон хлопка.
3. Получение волокон льна.
4. Свойства волокон растительного происхождения
5. Процесс получения пряжи.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа:
- выполнение схемы “классификация текстильных волокон”;
- заполнение таблицы – “свойства волокон хлопка и льна”.

6. Закрепление нового материала.

1. Что такое материаловедение?
2. Что такое волокно?
3. Получение волокон хлопка.
4. Получение волокон льна.
5. Свойства текстильных волокон.
6. Производственные этапы изготовления пряжи.

8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Обратите внимание, на доске написаны две загадки.

Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех.

Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает, и дом украшает (приложение 1)

В процессе изучения нового материала вы сможете их отгадать.

Объяснение нового материала (слайд 1). Презентация

Чтобы правильно подобрать ткань для швейного изделия, и правильно за ним ухаживать, необходимо знать, из чего изготовлена ткань.

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий (слайд 2).

Известны три основных способа производства швейных материалов: способ ткачества; способ вязания; химический и механический способ.

Ткань вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а пряжу – из волокон.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем его поперечный размер (записи в тетради учащихся).

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных материалов.

Текстильные волокна очень разнообразные, но все они делятся на две основные группы: натуральные и химические.

Натуральные волокна создаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.

Химические - это волокна, которые получают химическим способом в заводских условиях (записи в тетради) (слайд 3, 4).

Получение волокон хлопка

Хлопчатник - однолетнее растение, плод – коробочка с большим количеством семян, покрыты длинными волосками, они и называются волокнами – хлопок (слайд 5, 6).

Хлопчатник выращивают в южных государствах, так как необходимо большое количество солнца и влаги: в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Индии, Китае (записи в тетради учащихся).

Свойства текстильных волокон (заполнение таблицы учащимися) (слайд 7).

Свойства Определение
Гигроскопичность - способность хорошо впитывать влагу
Воздухопроницаемость - способность пропускать воздух
Упругость - способность сохранять форму и размеры после нагрузки
Прочность - способность выдерживать нагрузки

Свойства волокон хлопка (слайд 8)

Природный цвет – белый или кремовый. Хлопок характеризуется высокой прочностью, малой упругостью, поэтому ткани сильно сминаются, дают большую усадку при стирке. Хлопок быстро впитывает влагу, на ощупь мягкие и теплые.

Волокна хлопка горят ярко-желтым пламенем, образуя серый пепел и запах жженой бумаги.

Из хлопка вырабатывают ткани бельевые, платьевые, костюмные, изготавливают полотенца и постельное белье, швейные нитки и пряжу.

Получение волокон льна

Лен – однолетнее травянистое растение, дающее волокно такого же названия. Для получения волокон используют стебель растения льна – долгунец (слайд 9, 10, 11).

Цвет волокон – светло-серый, с блестящей и гладкой поверхностью, обладают большой прочностью и воздухопроницаемостью.

Гигроскопичность больше, чем у хлопка, выдерживает большую температуру нагрева утюга.

Используют льняное волокно для производства летних костюмных тканей, белья, скатертей, полотенец, для пошива рабочей одежды. Из льняного волокна получают различные ткани от брезента до батиста, широко используемые в технике и быту.

В семенах льна содержатся масла, имеющего важное техническое значение. Из него приготовляют олифу, лаки, масляные краски. Льняное масло и сами семена применяют и в медицине.

Выполнение практической работы №1

1. Используя наши коллекции “Волокна” вам нужно сравнить между собой волокна хлопка и льна по внешнему виду и на ощупь. Выполнить рисунок хлопчатника и льна - долгунца в тетради и заполнить таблицу.

Свойства волокон Хлопок Лен
Воздухопроницаемость    
Гигроскопичность    
Прочность    
Упругость    

2. В ходе самостоятельной работы учитель следит за правильностью выполнения работы. Если учащимися, допускается много ошибок или возникают затруднения в работе, проводится инструктаж.

Вы познакомились с хлопчатобумажными и льняными волокнами.

Получение пряжи и нитей

Процесс получения пряжи и нитей называется прядением (слайд 12).

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Для изготовления тканей различного назначения требуется разная пряжа. В одних случаях нужна пряжа тонкая и гладкая (костюмные или бельевые ткани), в других толстая и пушистая (фланель, байка).

Из истории прядения

Веретено, при помощи которого осуществлялось прядение – одно из самых древних орудий человеческой культуры. Затем появились прялки (слайд 13).

Прялка на протяжении веков была непременной принадлежностью крестьянского дома. Была она полностью деревянной, часто с узорами, вырезанными по дереву или нарисованными. И прядение, и ткачество были занятиями нелёгкими, утомительными. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость. Иначе нить получалась неровная, непрочная. Естественно, что и полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословица: “Какова пряха, такова на ней и рубаха”.

Основные профессии прядильного производства

На прядильных фабриках работают рабочие различных профессий (слайд 14):

Оператор чесальных машин работает на чесальных машинах, производит загрузку волокон в машину, ликвидирует обрыв ленты при выходе из машины.

Оператор крутильного оборудования работает на крутильных машинах, следит за качеством кручения пряжи, производит смену бобин с пряжей, регулирует натяжение нитей, ликвидирует обрывы пряжи.

Оператор мотальной машины перематывает пряжу и нити на мотальных машинах, ликвидирует обрывы пряжи, следит за натяжением нити.

Оператор ровничного оборудования обслуживает ровничные машины, следит за качеством сходящей с машины ровницы.

Прядильщица работает на прядильных машинах, проверяет качество ровницы и нитей, поступающих на прядильные машины. Она наблюдает за качеством вырабатываемой пряжи, ликвидирует обрыв пряжи.

Рабочие всех профессий должны знать устройство машин, на которых они работают, причины возникающих неполадок, способы предупреждения и устранения брака в работе.

Все рабочие обязаны соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности, следить за порядком на своих рабочих местах.

Вопросы для закрепления новой темы:

1. Какие текстильные волокна вам известны? (Мы знаем волокна натуральные и химические)
2. Какие натуральные волокна мы сегодня изучили? (Мы изучили волокна растительного происхождения – хлопок и лён)
3. О чём говорится в загадках? (В одной загадке говорится о хлопке, а во второй о льне)

Подведение итогов: выставление оценок по заполненным учащимися таблицам и рефлексия (приложение 2). (Слайд 15, 16)