Анализ состояния развития речи детей, посещающих МДОУ г. Кунгура

Разделы: Логопедия


Речь – особая и наиболее важная психическая функция. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы фонетические процессы: восприятие, звуковой анализ и синтез. Ребенка, не владеющего данными умениями, не удается обучить грамоте, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение.

В настоящее время основная часть детей дошкольного возраста получает специализированную помощь в образовательных учреждениях, имеющих в своем составе учителей – логопедов. В большинстве своем это МДОУ г. Кунгура.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей развития детей, образовательными запросами родителей, возможностями системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия в городе Кунгуре:

- специализированный речевой детский сад (с 5 лет);

- группы компенсирующей направленности для детей тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР) при ДОУ (с 4 лет);

- индивидуальная помощь детям с нарушением речевого развития учителем – логопедом в условиях логопедического пункта при ДОУ (чаще с 6 лет).

На основании Постановления главы города Кунгура с 25 августа по 25 октября 2010 года учителями – логопедами МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центра диагностики и консультирования” города Кунгура было проведено обследование детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города.

Цель обследования: выявить количество детей дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической помощи.

Методы обследования:

- изучение медицинских документов;

- логопедическая диагностика.

В течение двух месяцев было обследовано 1823 ребенка в возрасте от трех с половиной до семи лет. С нормой речевого развития выявлено 334 ребенка, что составило 18,4 %, с нарушениями речи – 1489 детей, что составило 81,6 %.

В ходе обследования дети были разделены на 4 возрастные группы: 3 года 6 месяцев – 4 года, 4 года – 5 лет, 5 лет – 6 лет, 6 лет – 7 лет. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91,9%), 5–6 лет (85%).

По сравнению с предыдущими периодами происходит постепенный увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести. Из общего числа детей с речевыми нарушениями 27,1 % - дети с общим недоразвитием речи. Направлены на консультацию к невропатологу с предварительным диагнозом: дизартрия разных форм и степеней тяжести 51 % детей.

Причины выявленных речевых нарушений различны:

- ухудшение экологической обстановки;

- ухудшение социальной обстановки (алкоголь, курение, асоциальное поведение родителей);

- патология беременности и родов (внутриутробные инфекции плода, внутриутробная гипоксия плода, оперативные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода, травмы ШОП во время родов);

- заболевания на первом году жизни (травмы головы, перенесенные операции, инфекционные заболевания);

- несовершенство ранней диагностики отклонений в развитии ребенка;

- несогласованность в работе специалистов ДОУ.

Проанализировав причины речевых нарушений, можно сделать вывод, что работа по коррекции речи должна носить комплексный характер и включать в себя не только логопедическое воздействие, но и лечение у невролога. Над решением речевых проблем должны работать все специалисты, окружающие ребенка-логопата: воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, преподаватель по ИЗО, инструктор по физкультуре. Так же необходимо осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс.

Зачастую учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям подготовительных групп, дети старшего и тем более среднего возраста остаются без логопедической помощи. В последнее время часто говорят о ранней диагностике и ранней логопедической помощи, но логопед, работающий на одну ставку просто не в силах охватить такое количество детей-логопатов.

Таким образом, для улучшения логопедической помощи детям с нарушениями речи необходимо:

- организация логопедического воздействия в более раннем возрасте в разных типах и видах учреждений с целью стимуляции задержанного или нарушенного речевого развития (медицинских и образовательных);

- открытие дополнительных специализированных детских садов или логопедических групп для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- увеличение количества ставок специалистов-логопедов в ДОУ;

- повышение профессиональной компетентности специалистов, занятых в процессе оказания логопедической помощи через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации.