Логопедическое занятие с презентацией по теме "Состав слова"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: Закреплять знания детей о частях слова;

Задачи: тренировать в морфологическом разборе слова, закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов, формировать умение преобразовывать слова.

Оборудование:

  • схемы слов,
  • схематичное изображение корня, суффикса и приставки, части слов - на карточках: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а , бел, ый.
  • презентация

Ход занятия

I. Организационный момент.

Закрепление знания о частях слова.

Игра: "Что это такое?", (Логопед раздает детям карточки с нaпиcaнными на них частями слов.) (слайд 2)

Логопед: Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?

Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.

Логопед: Составьте слова из названных частей. (Белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка.) (слайд 2)

II. 0сновная часть

1. Закрепление знания о приставках.

Логопед: Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многиx детенышей, маленьких предметов и названий пpoфессий. Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: "Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое, из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!"

Итак, первое задание - от приставок (слайд 3)

Приставки встали перед корнем,
Приставок много, всех не счесть,
Но среди них такие есть,
Что не назвать никак_нельзя,
Приставки ПРИ и ПРЕ, и ОТ, .:
ЗА, С, В, ПЕРЕ, ПРО и ПОД.
Ведущее их назначенье
Указывать действиям направленье.

Расположите слова под надписями "крепко" и "насквозь" (слайд 4)

Слова: приколол, примёрз, пробил, проколол, прибил, прошил, прилез, промёрз пролез, пришил

Образец:

КРЕПКО НАСКВО3Ь
примёрз промёрз
пришил прошил,

2. Закрепление знания о корне слова.

Логопед: Приставки рады. Вы быстро справились с их заданием. Teпepь очередь за коpнем.

"У слов есть корни, в них вся суть,
Они подставить рады грудь,
Чтоб похвалы все и нападки
Достались им:"

А вы на слайд наш посмотрите и корни быстро отыщите. (слайд 5)

Карточки: ПОД...ОВИК, ПО...КА, ...НИЦА, ПО...КА, ПО...КА, ПОД...НИК, ПО...КА, :КА, ПОД:, :ИКИ, ПОД. ..КА, ПЕРЕ...ИЦА, ПРИ:, ПО: А.

Корни для справок: буд-, -сказ-, суп-, -говор-, -ход-, -нос-, -вал, -друг-. -берёз-. -окон-,  -дел-, -caд-.

(Подберезовик, посадка, супница, поговорка, походка, подоконник, поделка, будка, подвал, ходики, подсказка, переносица, приговор, подруга.) На карточке по 3-4 слова. Учащиеся вставляют корни. Затем проверяют себя сами, используя проверку на слайде № 6.

3. Работа по закреплению навыков словообpазованuя при помощи суффиксов. (слайд 7)

Логопед: А теперь задание от суффиксов. Вспомните, где, относительно корня, расположены суффиксы. Правильно:

Суффикс стоит за корнем.
У суффиксов важное есть назначенье,
Они изменяют в словах их значенье,
Любые суффиксы возьмем,
И место в слове им найдем.

Чик, щик, ник, тель, ак, як, еp, eц:
Вот мальЧИК - с - пальЧИК, вот ямЩИК,
ШкольНИК, учеНИК и баловНИК.
Вот учиТЕЛЬ, рыбАК и хомЯК,
Вот борЕЦ, удалЕЦ и мудрЕЦ.

Логопед: Вспомните и назовите слова суффиксом чик-щик, як-ак, тель, ник, ец.

Логопед: От словосочетаний образуйте слова-предметы, добавив суффикс - к (слайд 8)

Образец: посадить деревья - посадка.

Словосочетания: рубить лес, побелить стены, подкормить посевы, сушить сено, засолить огурцы, обработать огород.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны. Они убедились, что все важны и все вам знакомы. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое cовместное задание.

5. Самостоятельная работа. Разбор слов по составу (составляются только схемы данных на карточках слов - по 3 слова каждому ученику)

  • 1 карточка - переезд, сено, девочка;
  • 2 карточка - голосок, пересказал, горочка;
  • 3 карточка - столик, зима, замерзла;
  • 4 карточка - прибежал, звонок, лисичка.

4. Физкультминутка "Лошадки" (слайд 9) (логоритмика от Марии Сергеевны)

Игривые лошадки - на сильную музыкальную долю пальчики попеременно
Красивые лошадки - меняют положение "коза" -"корова" указательный и средний
Играют, будто в прятки, - указательный и мизинец
Пасутся на лугу.
Любезные лошадки, к вам подкрадусь украдкой
И лучшую лошадку я быстро запрягу.
Резвый конь молодой - одновременно подключается попеременная
Мы поскачем с тобой - ходьба с высоким подниманием колена.
По полям, по степям, - подражая "лошадке", дети щёлкают язычком
По дремучим лесам.
Будет ветер свистеть,
Будем быстро лететь
Через луг, через сад
Мы вернёмся назад.
Эй, эй, эй, э-гей- повторяется 4 раза - дети выполняют боковой "галоп" по комнате.

5. Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов (слайд 10)

Логопед: Выделите в словах приставку, корень, суффикс, окончание и составьте новое слово.

1.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,
Корень, как у слова КОВАТЬ.
Окончание в слове СОВА.
Что это, такое ... (Подкова) (слайд 11)

2.

Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя.
Первый корень возьму у ПАРА.
А второй у слова ХОДИТЬ.
Угадайте, что я за слово? ... (Пароход) (слайд 12)

3.

Корень попрошу у слова МАНИТЬ
Окончание у слова ЛИСА.
Суффикс у слова КНИЖКА,
Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ.
Что получится? ... (приманка) (слайд 13)

4.

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ
Корень такой же, как в cловe ХОДОК.
Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ
А окончание, как в слове МАМА.
Это слово - ... (Пoxoдкa) (слайд 14)

Логопед: Что общего между всеми словами? (Начинаются с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы). Какое из этих слов лишнее, почему? (Пароход, так, как оно мужского рода, нe имеет приставки и состоит из двух корней.) (слайд 15)

Ш. Итог занятия. Чему учились? Какая из частей в слове главная? Почему? (слайд 16)

Приложение.