Музыка как средство воспитания у старших дошкольников эстетического отношения к природе (опыт работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Общение с детьми, которые дарят мне свою любовь и привязанность, дают возможность творчески работать, постоянно погружаясь в мир музыки, игры и сказки. Сколько себя помню – никогда, не сомневалась, что вся моя дальнейшая жизнь будет связана с музыкой и детьми. Меня привлекает работа именно с дошкольниками. Это самый благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Ребенок, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет то, что тот предлагает. За тридцать лет работы музыкальным руководителем я поняла, что дать знания, развить умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес и любовь к музыке, доставлять радость. На музыкальном занятии ребенок должен испытывать ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждаться, учиться творчески мыслить.

В нашем детском саду художественно-эстетическое направление является приоритетным. Изучив материалы по нравственно-эстетическому воспитанию старших дошкольников под редакцией Н.А. Ветлугиной, я решила применить в своей  работе  тему «Музыка как средство воспитания у старших дошкольников эстетического отношения к природе». Отбор цели и познавательных задач осуществляла исходя из современных требований к образованию старших дошкольников.

Цель: развитие музыкального искусства способствующее постичь  красоту окружающей природы.

Задачи: заложить в детях фундамент личностной культуры (красоты, добра, отзывчивости) в ведущей сфере действительности-природе; углублять представление детей об изобразительных возможностях музыки; развивать эстетические чувства детей, чувства прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя  образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой); развивать образную речь в поисках и применений эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке; побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной, поддерживать проявления оценочного отношения).

Принципы: комплексность; взаимосвязь; взаимопроникновение различных форм, что способствует целостности детского восприятия.

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает нашим детям постичь красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а так же музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, и развивается эстетический вкус.

Я определила для себя, что в нашем детском саду важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, в музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность зависит от образования.

Музыкальный руководитель помогает ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигать его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, я тем самым побуждаю ребенка к пониманию эстетической ценности природы для жизни людей.

Решая задачи эстетического воспитания старших дошкольников, я учитывала существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественном воплощении в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а так же возможности влияния музыки на развитие у детей эстетического вкуса.

Прежде всего, у детей я развиваю способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Знакомлю детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами, мелодией. Дети учатся различать эти средства по содержанию музыкального произведения.

Развивая у детей способность определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет установить взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественными воплощениями ее образов в музыке.

Установить тесную взаимосвязь помогает музыкальный репертуар. В него входят произведения разных жанров, разных по тематике, произведения классические и современные, народная музыка, в которых содержатся яркие запоминающиеся музыкальные образы, доступные детям и вызывающие у них различные эмоциональные переживания.

Выразительный музыкальный репертуар, яркие поэтические стихи помогают детям почувствовать теплоту сердечных песен, воспевающих красоту родной природы. Используя много русских народных попевок, прибауток, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных, зверей и птиц. В незатейливых мелодиях этих попевок, коротких, но очень выразительных словах, переданы любовь и уважительное отношение людей к животным. Дети с большим желанием под музыку передают с помощью выразительных движений образы разных животных и зверей.

Планируя занятия по музыкальному воспитанию, я использую в своей работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимании детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Одним из методов является организация наблюдений за природой во время экскурсий, прогулок, бесед. Цель таких наблюдений – научить детей всматриваться в окружающее, замечать красивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней. Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а так же отражать эти впечатления в музыкальной деятельности при исполнении песен, танцев, игр в творческих организациях.

Большую роль в воспитании у детей эстетического отношения к природе играют нетрадиционные занятия, праздники и развлечения, которые дают представления о том, как один и тот – же образ может быть выражен средствами разных видов искусств.

Для проведения интегрированного занятия необходимо, чтобы была осуществлена межпредметная связь, заданная тема изучалась в одни и те – же дни на музыкальных занятиях и других эстетических занятиях. Занятия, на которых дети рисуют под музыку, выполняют поделки из природного материала, из пластилина, являются для них подлинным праздником.

Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, листы бумаги, разноцветные краски, разнообразный природный материал, яркий пластилин, создают особую, эмоционально-приподнятую атмосферу.

Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, поделках, ощущают себя творцами красоты. После занятия я беседую с каждым ребенком о том, что он нарисовал и сделал, спрашиваю: «Помогла ли ему в этом музыка?».

Совместно с воспитателем оформляем выставку в группе или в музыкальном зале сделанных на занятии творческих работ. Дети с радостью демонстрируют родителям свои произведения, рассказывают о том, какую музыку они изобразили.

Систематически организовывая интегрированные и комплексные занятия в течении года я для себя сделала вывод, что у детей повышается эмоциональная отзывчивость на музыку, развивается музыкальное мышление, воображение, развиваются сенсорные способности, обогащается словарный запас.

Культурно-досуговые  мероприятия – неотъемлемая часть деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений и досугов способствуют повышению эффективности воспитательно–образовательного процесса, создаёт комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Детский праздник – одна из эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский в частности принято определять как явление эстетико–социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущее праздничной ситуации, способствует более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия и формированию эстетических чувств. Музыка непосредственно воздействует на чувства детей, побуждает  их сопереживанию. Песня и танец это средство общения и единения всех собравшихся. Слово – как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Игра – выступает с одной стороны как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества.

Составляю сценарии по календарному принципу. Кроме традиционных праздников, организовываю праздники, воспевающие красоту родной природы. Главная моя задача – вызвать у детей эмоциональный отклик, развеселить, доставить радость, научить делиться этой радостью с окружающими.

Работа по эстетическому направлению продолжается во всех группах детского сада. Для этого совместно с педагогами создаем условия для эстетического развития детей. В каждой возрастной группе организован музыкальный центр с учетом возрастных особенностей детей. Для того чтобы у ребенка постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, нужно время от времени обновлять пособия в  музыкальном центре, вносить новое музыкально дидактические игры, оборудование и самодельные шумовые инструменты для эстетического развития через природу и музыку.

Благодаря консультациям организованных воспитателям, я оказываю практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельности детей по эстетическому направлению в группе.

В детском саду в рамках части программы, формируемой участниками образовательного процесса, организована деятельность по художественно-эстетическому развитию детей, где реализуется программа по дополнительному образованию «Природа и музыка». Согласно плану образовательной программы кружок проводится один раз в неделю во второй половине дня.

Любая работа даёт положительный результат в том случае, если она проводится в взаимодействии музыкального руководителя, воспитателя и родителей. Информацию для родителей довожу на родительских собраниях, через родительские стенды, в мини консультациях, индивидуальных беседах.

Родители желанные гости на праздниках, досугах, развлечениях они хорошо помогают в подготовке костюмов и атрибутов к проводимым мероприятиям.

За межаттестационный период мы с детьми были активными участниками различных конкурсов. Это: городской конкурс «Мисс малышка-2008» где мы заняли второе место;  городской конкурс «Красноуфимские звездочки» 2008-2010; городской конкурс моделей одежды «Модистка-2009».

Проведя анализ музыкальной деятельности детей, я пришла к выводу, что за два года наблюдается положительная динамика художественно-эстетическом развитии детей, которое реализуется в процессе музыкального образования, оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития эстетических чувств и  формированию творческой личности ребенка.

Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые часто навязываем детям. И появляются, на удивление, безразличные ко всему девочки и мальчики. Им ничего не надо, ничего не хочется. Их позиция: «Оставьте меня в покое».

Именно поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми, чуткими, доброжелательными, способными сопереживать. Я вижу долг педагога в том чтобы пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, направить их на дорогу, где их спутниками будут милосердие, мудрость и красота.