Тематическое занятие по слушанию музыки "Вальс"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Программное содержание.

  • Продолжить знакомство с композитором П.И.Чайковским.
  • Учить различать жанр и характер музыкального произведения (танец: плавный, задумчивый, грациозный; нежный – окрашенный грустным, спокойным или радостным чувством и т.д.).
  • Учить детей передавать характер музыки в движениях, оркестровать пьесу, выбирая тембры инструментов, соответствующие характеру музыки.
  • Познакомить детей со звучанием вальса в исполнении оркестра.
  • Закреплять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель. Дети, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского композитора, создавшем музыкальные произведения, известные во всём мире (слайд 4а).

П.И.Чайковский родился в семье горного инженера (слайд 4б).

Отец композитора очень любил музыку и даже музицировал на флейте, а его мама играла на фортепиано и часто пела популярные песни и романсы (слайды 4в, 4г).

А кто помнит, на каком инструменте играл сам Чайковский? (Фортепиано.) (слайд 4д)

П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыка очень мелодична, мелодии, близки – народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны. П.Чайковский очень любил вальсовый ритм и часто использовал его в операх и симфониях. Композитор написал три балета-сказки: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», знаменитый «Детский альбом», цикл «Времена года» и много других произведений. А с какими пьесами П.Чайковского вы уже знакомы? («Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Апрель. Подснежник», «Песнь жаворонка», «Новая кукла».)

Музыкальный руководитель. Сейчас вы услышите одну из пьес П.Чайковского, попробуйте определить, что это – песня, танец или марш (исполняется «Вальса» из «Детского альбома»). А какой это танец, как он называется? («Вальс»). Правильно, прозвучал «Сентиментальный вальс», сентиментальный значит чувствительный, задушевный. Какие чувства передаёт эта музыка? (Печаль, грусть, задумчивость). Да, характер вальса нежный печальный, трогательный, задушевный, чувствительный, повторяющиеся интонации в исполнении трубы и фортепиано звучат с волнением, сожалением. А вы знаете, что обозначает слово вальс? (Ответ детей.) (слайд 5а)

Правильно, в переводе с французского языка оно означает «кружиться». Это плавный танец, слушая его, чувствуешь чередование трёх долей с мягким подчёркиванием первой: раз, два, три. (Педагог исполняет фрагмент вальса, а дети прохлопывают ритм вальса.)

Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась быстро, стремительно или более медленно, плавно. Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. Со временем вальс стали танцевать на балах, и он превратился в бальный танец. (слайд 5б)

Вальс – один из красивейших бальных танцев. В столице Австрии, Вене, ежегодно проводится рождественский бал, где под волшебную музыку И.Штрауса кружатся нарядные пары. (Показ слайдов, видеозапись танца), (слайды 5г, 6)

По характеру вальсы бывают разные – грустные, печальные, плавные, весёлые, задумчивые, праздничные, грациозные. По темпу – быстрые, медленные, спокойные, а бывают порывистые, стремительные. Послушайте и скажите, какие чувства, настроения передаёт этот вальс?

(Звучит «Маленький вальс» Н. Леви).

Музыкальный руководитель. Правильно вальс Натальи Николаевны Леви – нежный, спокойный, светлый задумчивый, песенный. Первый раз мелодия звучит в среднем и высоком регистрах – нежно, плавно, спокойно, светло (исполняет фрагмент), а второй раз она начинается в нижнем регистре, немного грустно, задумчиво, но эта грусть мимолетная, как проходящая тучка на небе. Мелодия немного нахмурилась и тут же просветлела, улыбнулась, зазвучала радостно и нежно (исполняет фрагмент).

Музыкальный руководитель. А какие музыкальные инструменты подходят для оркестровки вальса? (Колокольчики, погремушки, шаркун.) Сейчас я раздам вам колокольчики и шаркуны. Когда вы услышите мелодию в среднем и верхнем регистрах, вы будете играть вместе со мной на нежных, звонких колокольчиках, а когда услышите мелодию в низком регистре – на шаркунах. (Дети оркеструют пьесу.)

Перед вами карточки разного цвета, выберите те цвета, которые бы оответствовали настроению нашего вальса (нежные, светлые тона).

Музыкальный руководитель.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его! (С.Т.Прокопьева.)

Музыкальный руководитель. А теперь представьте, что нас пригласили на бал в старинный замок. Сейчас я подниму вот эту волшебную палочку, и мы в нём окажемся. Хотите?

Раз, два, три, все покружились
В старинном замке очутились!

(Звучит волшебная музыка.) (слайд 7а)

Музыкальный руководитель. Какой красивый зал! (слайд 7б) С расписным потолком, стенами и множеством горящих свечей! Как необычно мы одеты! На девочках – красивые длинные бальные платья, с множеством оборок и украшений, а на головах – роскошные причёски с красивыми перьями. Мальчики все одеты в чёрные фраки с белоснежными рубашками и бабочками на шее (слайд 8).Тише, тише, но вот в замке заиграла музыка (слайд 9а)

Очень, уж суров на вид,
Спиной к зрителям стоит.
Палочкой взмахнул своей,
Как волшебник чародей,
Указал, кто начинает,
И когда солист – вступает,
Где ударные звучат,
И где струнные молчат.
В ожиданье замер зал,
И оркестр заиграл! (С.Волков)

(Звучит «Вальс» И.Штрауса в записи).

Музыкальный руководитель. Прозвучал «Вальс» известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. А какой характер был у этого вальса? (Ответ детей.) Правильно, музыка звучит нежно, ласково, но он радостный, счастливый, восторженный. Даже такое чувство, как нежность – может быть разным: или немного грустным (в вальсе Чайковского) или спокойным (в вальсе Н.Леви) или радостным, как в этом вальсе.Ребята, в исполнении какого оркестра прозвучал вальс (симфонического), а кто им управлял (дирижёр). А на каких музыкальных инструментах в симфоническом оркестре играют музыканты? (Показ слайда с музыкальными инструментами, дети называют их.)

(слайд 9б)

Музыкальный руководитель. Ребята, а кто хочет присоединиться к гостям и потанцевать вальс? Давайте постараемся передать настроение вальса плавными, лёгкими и неторопливыми движениями. Будем танцевать, мягко ступая, плавно покачиваясь, кружась. Мальчики, приглашайте девочек!

Партнёр, партнёршу подхватил
И в вихре вальса закружил
Чтоб вальс красиво станцевать,
Давай под музыку считать.
Движенья лёгкие смотри:
Шажок, другой! И – раз-два-три!

(Звучит «Вальс» И.Штрауса, дети танцуют под музыку (слайд 10)

Музыкальный руководитель. Понравилось? И вы мне все очень понравились. Но нам пора возвращаться, да и бал закончился. Где моя волшебная палочка? Раз, два, три! (Звучит волшебная музыка). Вот мы и дома. Мы будем с вами вспоминать бал в старинном замке и плавный, нежный, вальс.