Урок чтения во 2-м классе Е.Чарушин "Еж"

Разделы: Коррекционная педагогика


Дидактические цели урока:

Образовательная: создать условия для восприятия и первичного осознания учащимися содержания рассказа Е. Чарушина "Еж", для формирования правильного и сознательного качеств чтения путем использования специальных приемов.

Коррекционно-развивающая: способствовать

  • развитию и коррекции оперативной памяти, процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста путем многократного вариативного чтения, пересказа;
  • развитию произвольного внимания школьников через упражнений на концентрацию, распределение;
  • коррекции и развитию мышления через формирование аналитико-синтетической деятельности;
  • развитию речи учащихся путем полных ответов на вопросы, участие в диалоге, построение связного учебного высказывания.

Воспитательная: создать условия

  • для воспитания у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
  • для формирования самооценки у учащихся путем организации самоконтроля, взаимоконтроля и взаимной оценки;
  • для воспитания культуры общения при работе в парах.

Структура урока:

  • учащиеся смогут плавно читать по слогам рассказ "Еж" с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
  • отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
  • ориентироваться в причинно-следственных связях;
  • пересказывать содержание рассказа с опорой на слайды презентации с частичной помощью учителя.

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная (пары сменного состава).

Средства обучения:

  • Ильина C. Ю. Книга для чтения Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Просвещение, Санкт - Петербургский филиал, 2009 г. Учебник - победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для начальной школы, проводимого НФПК и Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • таблицы слогов, слов для речевой зарядки;

Ход урока

Условные обозначения лиц: учитель - У, дети - Д.

Организационное начало.

У: Мы проводим урок чтения. Давайте настроимся на урок, произносим четко и выразительно.

Д: Стоя, приветствуют учителя, хором рассказывают:

- Мы будем учиться читать и новое узнавать.

У: Садитесь, пожалуйста. Проверьте правильность своей посадки, глядя на плакат "Сиди правильно".

Д: Каждый ученик смотрит на плакат и проверяет свою посадку.

Проверка выполнения домашнего задания.

У: Сейчас мы проверим домашнее задание. Какое стихотворение вы готовили дома?

Д: Мы готовили дома стихотворение "Барашек".

У: Давайте хором повторим стихотворение, чтобы вам легче было отвечать, стараемся рассказывать выразительно.

Д: "Барашек" (Английская народная песенка) и т.д. рассказывают выразительно хором.

У: Сейчас вы будете проверять домашнее задание в парах, оценивать правильность, громкость, выразительность ответа.

Д: В вежливой форме просит своего товарища рассказать стихотворение наизусть. Внимательно выслушивает ответ и оценивает его по критериям: правильности, громкости, выразительности.

У: Я вижу, что вы все хорошо подготовили домашнее задание. Давайте продолжим нашу работу.

Подготовка к основному этапу.

У: Посмотрите на доску и приготовьтесь читать карточки, отвечать на вопросы. Скажите, над какой темой мы работаем?

Д: Мы работаем над темой "Мир животных".

У: Внимание на экран. Кто это? Cкажите, кто лишний? А почему?

Д: Отвечают, объясняют.

У: Правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом на эту тему. Читаем хором "Еж". Какой рассказ мы будем читать? Кто написал рассказ "Еж"? Чему мы будем учиться?

Д: Последовательно отвечают на вопросы учителя.

У: Яна, ты чему хочешь научиться на этом уроке? А ты, Аня?

Д: Озвучивает свое желание.

Усвоение новых знаний.

У: Я сейчас буду читать рассказ выразительно, а вы внимательно слушайте. Читает рассказ "Еж", после чтения спрашивает, о ком этот рассказ.

Д: Внимательно слушают.

У: Предлагает провести речевую зарядку. Предъявляет ученикам печатные таблицы содержанием, которых служат слова и слоговые структуры слов данного рассказа, для чтения многосложных слов; для чтения слогов с подготовкой; для чтения слогов и соотнесения их со словами ("От какого слова слог"); для чтения слов с простой слоговой структурой (Упражнение "Снежный ком").

Д: Читают таблицы по заданию учителя хором и индивидуально.

У: Предлагает читать текст: хором; чередуя хоровое и индивидуальное чтение вслух; "по цепочке"; в игровой форме "Прочитай и спроси товарища"; читать предложения со словами из речевой зарядки.

Д: Выполняют задания учителя.

У: Вы сосредоточенно работали с текстом, давайте отдохнем. Предлагает встать, подняв руки потянуться, вверх (повторить несколько раз), сделать упражнение для глаз: зажмурьте глаза, откройте (повторить 3 раза); поморгайте глазами быстро; закройте глаза и спокойно постойте.

Первичная проверка понимания.

У: Предлагает читать выборочно: "Докажите, что :, "Согласны вы со мной или нет?", "Ответьте на мой вопрос чтением предложения из текста".

Д: Выполняют задания учителя.

У: Давайте проведем физкультминутку.

Д: Дети встают и выполняют физические упражнения, рассказывая стихотворение:

Мы по лесу шли, шли, (выполняют движения ходьбы),

Под кустом ежа нашли (наклоны туловища вперед),

Принесли его домой, молоком поили (наклоны туловища в стороны),

Развернуться из клубка долго мы просили (поднимание ноги, согнутой в колене).

Но наш ежик, тосковал, (руки к щекам, повороты головы),

А после взял и убежал (бег на месте).

Закрепление знаний и способов действий.

У: Предлагает выполнить задания, на компьютере. Сейчас вы будете читать и заканчивать предложение подходящим по смыслу словом.

Д: Ученики по очереди садятся за компьютер, прочитывают предложение на экране и заканчивают его словом, подходящим по смыслу. Щелчком левой клавиши мышки вызывают появление правильного слова на экран монитора. Оценивает правильность своего ответа.

У: Предлагает составить предложение из текста с опорой на предъявляемый слайд.

Д: Составляют предложения по сюжетным картинкам на слайде.

У: Предлагает расположить названия частей рассказа в нужной последовательности (слайд с настроенной анимацией).

Д: Последовательно выбирают предложение, соответствующее последовательности рассказа, и оно двигается по слайду вверх, получается план.

У: Предлагает передавать содержание части рассказа по серии картинок на слайде.

Д: Смотрят на слайд и передают содержание части рассказа по сюжетным картинкам.

У: Организует обобщающую беседу. Нравилось ли ежу у ребят? Правильно ли сделали дети, что взяли ежа домой? Почему? Объясните. Как надо было поступить? Нужно ли забирать зверей из леса? Будешь ли ты забирать зверей из леса?

Подведение итогов занятия, рефлексия.

У: Задает вопросы. Какой рассказ мы сегодня читали? Чему мы учились? Поднимите руку, кто сегодня научился читать рассказ правильно и выборочно? Я с вами согласна. Оценивает работу учащихся на уроке.

Информирование о домашнем задании.

У: Объясняет домашнее задание по итогам рефлексии, записывает на доску.

Д: Записывают домашнее задание.

У: Спасибо за работу, урок окончен.

Д: Спасибо за урок.