Классный час "Учимся общаться!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Цельи урока:

  • создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим;
  • разрешение межличностного конфликта.

Задачи урока:

  • развитие навыков сотрудничества;
  • сплочение коллектива;
  • развитие доброжелательности, этических норм поведения;
  • учить учащихся находить компромисс;
  • помочь учащимся осознать влияние позитивного общения на их здоровье и успешность в учебе.

Целевая группа: учащиеся 5-го класса в возрасте 11 лет.

Оборудование: компьютер, экран, мягкая игрушка в форме сердца, карточки со списком качеств личности и их определениями, карточки с понятием толерантности в разных странах, чистые листы бумаги, ручки, результаты предварительного анкетирования, фрагменты видеозаписи детей класса (выход на природу).

Организация пространства: работа в группах.

Время проведения: 55-60 мин.

Место проведения: классная комната.

Ход классного часа

1. Начало

1.1. Приветствие.

Учитель: Добрый день, мои дорогие. Я рада нашей встрече. Надеюсь, что то бесценное время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой.

Слайд 2 (музыкальный фон)

1.2. Наш час общения мы начнем с игры “Я тебя люблю за то, что…”

Мы будем передавать это красивое сердце-символ любви, и, обращаясь к однокласснику по имени, глядя ему в глаза, четко произносить то, за что вы его любите. Например, Жанна, я люблю тебя за то, что ты такая открытая, доверчивая, и когда тебе делают замечание, ты стараешься не обижаться, а стремишься исправиться.

После окончания игры:

Молодцы, ребята. Мы с вами, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а, самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди. Это вы подтвердили и тем, как искренне отвечали на вопросы анкеты (Приложение 1).

Ребята, я думаю, что вам будет интересно познакомиться с результатами анкеты.

2. Основная часть.

2.1. Ввод в проблему.

После ознакомления с результатами анкеты обсудите в группах и скажите, существует ли у нас с вами проблема, которую важно срочно разрешить.

Слайды 3-7.

После просмотра слайдов:

Проблема есть? Какая? ( Происходит обсуждение в группах. Учащиеся высказывают свои мнения по очереди)

Итог: главная проблема в том, что вас никто не слышит.

Слайд 8.

2.2. Сформулируйте проблемный вопрос (дети предлагают свои проблемные вопросы, учитель подводит их к формулированию следующего проблемного вопроса)

Итог: Проблемный вопрос: Почему бывает трудно договориться?

Слайд 9.

2.3. Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

Слайд 10.

“Учимся общаться!”, так как “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” – так сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

2.4. Так почему же бывает трудно общаться?

Ребята, посмотрите, пожалуйста, инсценировку индийской сказки “Мудрецы и слон” и скажите, в чём была ошибка мудрецов? (Приложение 2)

Слайд 11. (Дети показывают инсценировку)

После инсценировки:

И в чем же была ошибка мудрецов? Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Итог: Молодцы, вы правы.

  • Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
  • Никто не хотел слушать, что говорят другие, а пытался криком доказать свою точку зрения.
  • А в результате, у них возникла ссора и конфликт. Конфликт был основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Какой вывод можно сделать из этого?

(После высказываний детей, подводим итог:

  • Нужно прислушиваться к мнению других
  • Нет смысла кричать
  • Должна быть согласованность в действиях…)

2.5. Ребята, а в нашей классной жизни бывают подобные ситуации?

Слайд 12.

Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеосюжет и ответьте на вопрос “Почему нам так и не удалось закончить конкурс?”

Слайд 13.

После просмотра – небольшое обсуждение и учащиеся высказывают свои мнения.

Итог: Конкурс был “сорван”, так как

  • все кричали, никто никого не слушал и не слышал
  • доказывали одну и ту же мысль – по качеству мячи были разные (один был очень скользкий, а другой шершавый)
  • в результате, поссорились и не закончили игру.

Есть что-то общее между этими двумя ситуациями?

  • Да. Мудрецы так и не узнали о том, как выглядел слон
  • А вы не узнали, какой вас ждал впереди сюрприз.

Слайд 14.

2.6. Посмотрите, пожалуйста, на список качеств (Приложение 3) и выберите те, которых нам с вами не хватило, чтоб избежать ссоры (Дети получают карточки со списком качеств личности, каждое качество имеет доступное для пятиклассников определение).

2.7. Ребята, все эти качества можно объединить в одно понятие. Кто знает, как называется такое качество?

Слайд 15.

Толерантность.

Зачитайте, пожалуйста, что понимают под словом “толерантность” разные культуры (карточки с определением даются в группы) (Приложение 4).

Понятие очень объемное. Давайте из всех этих определений выберем лишь то, что для нас особенно актуально сейчас. Составьте свое краткое определение толерантности. (Работа в группах. Представители каждой группы зачитывают свое определение).

Слайд 16.

Толерантность – это умение принять другую точку зрения.

2.8. Как же вы думаете, а зачем нам воспитывать в себе такое качество?

  • Верно, чтоб легче было общаться
  • Поможет избежать ссор, конфликтов.
  • Но есть еще очень важная причина.

Внимательно послушайте информацию, посмотрите видеосюжет и сделайте вывод: зачем нам важно учиться быть толерантными?

Ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе.

Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали.

Слайды 17-22.

После просмотра – обсуждение в группах.

Итог:

  • Толерантность нам поможет сохранить здоровье
  • Быть более успешными в учебе
  • Избежать конфликтов

2.9. А любой ли крик отрицательно влияет на наш организм? Нет

Если вы “болеете” друг за друга на соревнованиях – вы посылаете положительные эмоции, а это только помогает и придает участникам еще больше сил.

2.10. Вернемся к нашему проблемному вопросу: “Почему бывает трудно договориться?” (после высказываний ребят подвести итог:

Да, действительно, договориться бывает нелегко, т.к. все люди разные, у всех разные характеры, иногда не точно выражаем свою мысль, не умеем сдерживать свои отрицательные эмоции, не хватает терпения, выдержки, не умеем остановиться первыми в споре, не хочется уступать и т.д.)

Мы сумели ответить на этот вопрос?

Убедились в том, что нужно воспитывать в себе такое важное качество как толерантность?

2.11. А как его воспитывать? Для этого давайте сами составим правила толерантного общения.

(Работа в группах). После выступления каждой группы, зачитываем правила на слайде (Приложение 5).

Слайд 23.

Эти правила будем постоянно соблюдать.

2.12. Сейчас, зная правила, давайте “проживем” ситуации заново. “Перепишите” конец индийской сказки и сыграйте ее снова, и “измените” ситуацию на костре. (Две группы работают над окончанием сказки, две группы обсуждают ситуацию в походе).

Выступления групп.

Молодцы, ребята. Вы великолепные режиссеры и актеры! В будущем, как только начнете спорить, вспомните мудрецов из сказки, надеюсь, что ваши поступки будут намного мудрее.

3. Заключительная часть.

3.1. Слайд 24.

Домашнее задание звездочкам (группам) – в классе объявляется конкурс на самый оригинальный символ толерантности и на этот символ мы запишем правила толерантного общения и поместим его в наш классный уголок.

Слайд 25.

Мысль в подарок.

Стихотворение Игоря Тютюкина “Сила и слабость” (Приложение 6).

3.2. Рефлексия.

Ребята, мы завершаем наш классный час. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: “Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду…”.