Практическое применение грамматики: времена английского глагола на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Грамматика, в том числе теория, может быть изложена увлекательно, живо, интересно; она должна пробуждать эмоции, быть ориентированной на личность учащегося. Сухость, абстрактность и лингвистическая академичность языка изложения создают у обучающихся эмоционально-отрицательное отношение к грамматике. При обучении грамматике за основу принимается понятие «грамматическое явление». Работа по теме «Видовременные формы глагола» обычно строится как последовательное изучение видовременных форм. Объяснение этой темы – работа со всей системой грамматических времен одновременно. Изначально даются теоретические сведения об основных значениях всех видовременных форм английского глагола: Continuous, Simple, Perfect, не выделяя специально формы Present, Past, Future. Такие сведения должны содержать в себе только основные функционально-значимые признаки форм Continuous, Simple, Perfect, отличающие эти формы друг от друга. Объяснение значения грамматической формы должно строиться на основе не отдельных предложений, а на основе минимальных контрастирующих ситуаций, позволяющих увидеть разницу в значении и употреблении разных видoвременных форм.

Можно выделить три группы грамматических упражнений:

  1. Упражнения в анализе и дифференциации грамматических явлений. Основные функционально-значимые признаки различных грамматических форм, где они представляются в минимальном контексте в контрастирующих парах.
  2. Упражнения в выборе грамматических явлений. Учащиеся должны усвоить принципиальную разницу в значении грамматических форм и осознать, что конкретная видовременная форма употребляется только в том случае, если одновременно имеются все ее функционально-значимые признаки.
  3. Речевые грамматические упражнения. Содержание речи формируется самими учащимися. Составление диалогов и ролевых игр.

Для выполнения этих упражнений существуют 2 метода:

  1. Дедуктивный – способ рассуждения от общего к частному т.е. от правила к примерам.
  2. Индуктивный способ от примеров к правилам.

Учащиеся, не знакомясь с правилом изучают его на примерах. Упражнения на это правило выполняются до автоматизма. Индуктивный метод идет через показ множества языковых образцов, становясь независимым обучением и четким формулированием правил. Введение или обучение через примеры является более естественным. Ученик может выполнять это самостоятельно, погружаясь в язык через общение. Обучение через примеры нуждается во вмешательстве учителя.

Преподавание видовременных форм глаголов через реалии.

Реалии – это техническое понятие для наглядности уроков, служащих целям обучения. Таким образом род слов таких как «фрукты» – может быть представлен иллюстрациями или настоящими фруктами. Учитель использует примеры в простом настоящем времени.

Простое настоящее время:

1. Учитель показывает ученикам сумку с набором предметов: программа джазового фестиваля, пустой футляр из под очков, французский роман, плавательную шапочку, автобусный билет, медиатор для гитары (не называя имен владельцев). Класс делится на пары, каждой паре дается предмет. Ученики должны узнать кому он принадлежит и чья это сумка.

2. Учитель спрашивает класс «Как вы думаете это мужчина или женщина?», ссылаясь на возможные ответы предположить это он или она. Затем, опираясь на ответы детей, написать на доске предложения с подходящими глаголами:

  • He likes jazz.
  • He takes the bus.
  • He wears glasses.
  • He plays the guitar.
  • He reads French.
  • He goes swimming.

3. Учитель направляет внимание учащихся на окончания глаголов, выделяя –s. Проверяет насколько поняли время: Is this past, present or future? Ответ – Present, задает вопрос: Right now or every day? Выделяет Every day. Затем стирая глаголы просит составить список по памяти и проверяет. 4. Учитель просит написать список о ком-либо из учеников класса. Учитель проверяет предложения, обеспечивает необходимую лексику и предлагает улучшить ответы. Каждый ученик читает свои предложения, другие должны догадаться о ком идет речь.

Настоящее длительное время:

1. Учитель ходит по классу из стороны в сторону проговаривая 2 или 3 раза: I am walking. I am walking. I am walking.

2. Учитель выбирает ученика и предлагает ему пройти по классу из стороны в сторону. Ученик должен произносить тоже предложение, что и учитель: I am walking. I am walking. I am walking.

3. Учитель предлагает ученику пройти по классу снова, только уже молча, говоря классу 3 раза: He is walking. He is walking. He is walking.

4. Учитель предлагает ученику пройти по классу снова, при этом весь класс произносит хором: He is walking. He is walking. He is walking.

Сравнение простого настоящего и настоящего длительного времен.

Случаи употребления:

Present Simple is used Present Continuous is used
1) Для постоянных ситуаций.

She works in an office.

1) Для временных ситуаций.

He is staying with some friends at the moment.

2) Для повторяющихся действий в настоящем, особенно с наречиями частотности.

He often buys her flowers.

2) Для действий происходящих в момент речи или около этого.

He is looking for a new job at the moment.

3) Для фактов, которые постоянны.

The sun sets in the west.

3) Сalways всегда выражается раздражение или критика.

He is always telling lies.

4) Для расписания или программ.

The lesson starts at 10 o’clock.

4) Для установленных договоренностей в ближайшем будущем.

I am flying to London tomorrow.

(It’s all arranged. I’ve already bought the tickets. The time of the action is always stated or understood.)

Выражения времени для Present Simple: usually, always, never, often, sometimes, every day/week/month/year. Для выражения времени Present Continuous: now, at the moment, at present, always, tonight.

Наречия частотности (often, always, usually, sometimes etc.) стоят до смысловых глаголов но после вспомогательных/модальных (be, have, can, will, must, shall etc.) He often goes to the theatre. He is never late.

В заключении хочется отметить, что применение этих методов и упражнений позволяет нам получать следующие результаты:

  • повышение мотивации и интереса учащихся к иностранному языку (дети находятся в равных условиях, могут проявить свои умения, склонности);
  • облегчение учащимся получения и воспроизведения информации;
  • повышение качества знаний учащихся при сохранении программного содержания материала.