Методическая разработка урока на тему "Роль менеджера в системе управления" с презентацией

Разделы: Экономика


Цели занятия:

1. Образовательная. Ознакомить учащихся с:

  • Ролью менеджера в системе управления;
  • Основными чертами менеджера лидера;
  • Организаторскими способностями менеджера.

2. Развивающая. Развивать умение общаться, выстраивать отношения при выполнении заданий, мышление при работе с опорными сигналами.

3. Воспитательная. Воспитывать терпение, аккуратность.

Тип урока – комбинированный с элементами предметов: “Психология общения”, “Литература”, “Русский язык”, “История”.

Оснащение урока:

  1. Доска “Вебстер”.
  2. Плакат “опорные сигналы”, на котором закреплены предметы и фотографии: линейка, компьютер, деньги, велосипед, люди, техника (швейная машинка), книга, ежедневник, галстук, часы, лист бумаги, график, ножницы, игла, цветок, улыбка.
  3. Контрольные тесты “Менеджмент – наука об управлении” – 15 шт.
  4. Конверт с пазлами – фотографиями менеджера и поговорками – 15 шт.
  5. Распечатанные слайды № 6, 9, 14, 23 на одной странице для учащихся – 15 шт.
  6. Оснащение сценки – пачка денег, таблички “эккаунтинг менеджер”, “креативный менеджер”.

Применяемые методы:

  1. Тестирование через контрольные задания
  2. Метод доверия при проверке тестов повторения по теме “Менеджмент – наука об управлении”
  3. Объяснение нового материала как непосредственно преподавателем с использованием опорных сигналов, так и студентом АлтГУ, учащимися других групп, инсценировавшими часть деятельности менеджера.
  4. Беседа с учащимися по вопросам “Основные черты менеджера-лидера”, “Основные направления деятельности менеджера”.
  5. Закрепление нового материала в инновационной форме путем сложения пазлов – фотографий менеджеров, на обратной стороне которых русские поговорки, отражающие деятельность менеджера и его личностные особенности
  6. Опрос групповой при составлении слайда “основные черты лидера-менеджера”
  7. Презентация, составленная в программе “Microsoft Office Power Point 2003”
  8. Видеоролик, отражающий деятельность менеджера.

Дополнительные выступающие на уроке:

Мистрюкова Екатерина Андреевна – студентка группы ДО – 162, IV курса Бийского филиала Алтайского государственного университета, обучающаяся по направлению “Экономика”, объясняющая новый материал по теме урока – “Основные направления деятельности менеджера”.

Лисогоренко Евгений Александрович – учащийся 296 группы КГОУ НПО ПУ 46, игравший роль эккаунтинг – менеджера в сценке “Новые термины”.

Муцуев Сергей Александрович – учащийся 296 группы КГОУ НПО ПУ 46, игравший роль креативного менеджера в сценке “Новые термины”.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (слайд 1).
  2. Цели урока (слайд 2).
  3. Выполнение контрольного теста по теме “Менеджмент – наука об управлении” (слайд 3 + контрольные тесты для каждого учащегося).
  4. Проверка тестов.
  5. Объяснение нового материала:
  • Выступление студентки Алтайского государственного университета (слайд 4, 5);
  • Беседа с учащимися по опорным сигналам “что делает менеджер?” (слайд 6, 7);
  • Подведение итогов по вопросу “Основные направления деятельности менеджера” (слайд 8);
  • Сценка эккаунтинг менеджера и креативного менеджера “Новые термины” (слайд 9);
  • Объяснения студентки (слайд 10, 11);
  • Беседа с учащими по вопросу “Основные черты менеджера-лидера” (12, 13);
  • Объяснение учителя “Организаторские способности менеджера” ( слайды 14-22).
  1. Закрепление нового материала с использованием пазлов (слайд 23).
  2. Пример учителя – зарубежный опыт (слайд 24).
  3. Повторение терминов (слайд 25).
  4. Итог урока: оценки, анализ, рефлексия, домашнее задание (слайд 26).

Ход занятия

Деятельность преподавателя

Номер слайда

Слова преподавателя, выступающего

Деятельность учащихся

Организационный момент.

1

Приветствие Приветствие
Цели урока.

2

Сегодня на уроке мы с Вами ознакомимся с:
  • Ролью менеджера в системе управления;
  • Основными чертами менеджера лидера;
  • Организаторскими способностями менеджера.

А также повторим материал прошлого занятия.

Слушают
Выполнение контрольного теста по теме “Менеджмент – наука об управлении”.

3

Прежде чем приступим к изучению новой темы повторим материал прошлого занятия. Перед Вами на столе бланки контрольных тестов и чистые листы. Ваша задача – ответить на поставленные вопросы, выбрав букву ответа к каждому вопросу. Выполняют контрольный срез
Проверка тестов.

4

Возьмите в руки контрастную ручку или карандаш и САМОСТОЯТЕЛЬНО проверьте свои работы, поставьте оценки. Проверяют контрольный срез, выставляют оценки, сдают листочки
Объяснение нового материала
  • выступление студентки Алтайского государственного университета;

5,6

Сегодня на занятии про менеджера нам расскажет студентка IV курса Бийского филиала Алтайского государственного университета, обучающаяся по направлению “Экономика” Мистрюкова Екатерина Андреевна,

Пожалуйста.

Слова Мистрюковой Е.А.:

“С развитием рыночной экономики  термины менеджмент и менеджер,  быстро и прочно вошли в нашу жизнь, заменив такие термины, как управление,  руководитель, директор. Менеджер – наемный работник,  занятый профессиональной   организаторской  деятельностью.  К числу менеджеров относятся  руководители организации или ее структурных подразделений”.

Слушают
  • беседа с учащимися по опорным сигналам “что делает менеджер?”;

7,8

Интересный человек – МЕНЕДЖЕР, управляющий, начальник.

Давайте вместе с Вами с помощью опорных сигналов ответим – Что делает менеджер?

  • Линейка – измеряет результаты деятельности, выполняет контроль.
  • Компьютер – оформляет документацию, производит расчеты.
  • Деньги – распределяет финансы.
  • Велосипед – движется вперед, развивается.
  • Люди – руководит подчиненными.
  • Техника – распределяет оборудование, закупает необходимые средства для выполнения работ.
  • Книга – повышает уровень образования.
  • Ежедневник – планирует свою деятельность и работу подразделения.
  • Галстук – следит за внешним видом.
  • Часы – пунктуален, точен в вопросах организации, планирования, контроля.
  • Лист бумаги – ведет отчетность, создает приказы, распоряжения, акты.
  • График – организует деятельность сотрудников, производит анализ параметров деятельности.
  • Ножницы – не использует ничего лишнего в своей деятельности и деятельности подразделения.
  • Игла – обладает остротой ума, профессионализмом в определенных вопросах.
  • Цветок – создает комфортные, приятные отношения с сотрудниками фирмы.
  • Улыбка – доброжелателен.

Молодцы. Это только некоторые моменты в работе управляющего. Давайте спросим специалиста: “Каковы основные направления деятельности менеджера”.

Участвуют в беседе
  • подведение итогов по вопросу “Основные направления деятельности менеджера”;

9

Рассказывает Мистрюкова Е.А.:

“Имеется 5 базовых направлений в работе менеджера.

  • Менеджер устанавливает цели, конкретные задачи и пути их решения.
  • Организует фирму как средство их выполнения, анализирует виды деятельности, выявляет проблемы, пути их решения, задачи по достижению цели, поручает сотрудникам их выполнение.
  • Поддерживает мотивацию труда и коммуникации внутри фирмы. Составляет команду из людей путем кадровых решений, осуществляет постоянные связи с подчиненными.
  • Составляет схему контроля. Определяет систему измерения, фиксируя показатели. Анализирует и оценивает результаты, сообщая о них всему коллективу.
  • Способствует росту деловой карьеры сотрудников”.
Слушают
  • сценка эккаунтинг менеджера и креативного менеджера “Новые термины”;

10

В деятельности менеджера встречаются новые слова.такие как эккаунтинг, бенчмаркет.

О них нам поведают учащиеся 296 группы.

СЦЕНКА

За столом сидит эккаунтинг – менеджер Лисогоренко Евгений Александрович. Держит пачку денег и говорит: “В этом году мы получили хорошую прибыль. Куда бы её распределить? Направить на расширение производства? В фонд оплаты труда? На социальные нужды? На досрочную оплату кредита?

Решу я этот вопрос с коллективом!”

Неожиданно входит креативный менеджер Муцуев Сергей Александрович. Его слова: “Евгений Александрович! Я только что нашел в Интернете новый опыт продвижения товара фирмы “СеваНар”. Пойдем вместе посмотрим!”.

Оба уходят.

Молодые люди только что представили нам значение слов

  • Эккаунтинг – управление денежными потоками
  • Бенчмаркет – изучение лучшего опыта и применение его в своей деятельности
  • Креатив – творчество
Смотрят
  • объяснения студентки;

11,12

Про основные задачи менеджера, его правах и обязанностях нам расскажет Мистрюкова Е.А.

Её слова: “Основная задача менеджера состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать её выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия.

Права, обязанности и ответственность руководителей

закрепляются в должностных инструкциях, которые структурируют процесс распределения полномочий и обеспечивают эффективные технологии управления в организации, упорядочивают потоки информации в организации, формируют требования к должностям и порядку оценки работников”.

Слушают
  • беседа с учащими по вопросу “Основные черты менеджера-лидера”;

13,14

Да, деятельность менеджера достаточно сложная. Поэтому он должен обладать определенными личностными особенностями.

Давайте вместе порассуждаем, каким должен быть управляющий?

  • доступен каждому работнику;
  • тон общения – доброжелателен;
  • глубоко вовлечен в процесс управления персоналом;
  • поиск подходящих кадров, их обучение;
  • не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди работников, обсуждать проблемы на местах;
  • решителен, настойчив, часто идет на риск;
  • вину за неудачи принимает на себя;
  • терпим к выражению несогласия, строит отношения на доверии;
  • поощряет самостоятельность подчиненных;
  • без необходимости в работу подчиненных не вмешивается;
  • уверен в собственных силах;
  • постоянно перестраивает свою работу.
Учащиеся хором отвечают, преподаватель поправляет, наталкивает на правильные ответы, показывая на рисунок слайда и опорные сигналы
    • объяснение учителя “Организаторские способности менеджера”.

15-23

Для организации своей работы у менеджера должны быть следующие качества:

Сенсорная острота – помогает человеку видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению.

Гибкость – это способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера.

Конгруэнтность – означает “встретиться и прийти к соглашению”.

Раппорт-слово “раппорт” означает в английском языке отношения гармонии, согласованности, единства и симпатии.

Ресурсное состояние – это оптимальное внутреннее состояние человека основанное на воспоминании о когда-либо успешно выполненной работе, о приятном состоянии внутренней гармонии, уверенности.

Адаптационная мобильность – склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний;

Контактность – общительность – экстравертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем);

Стрессоустойчивость – интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание.

Доминантность – властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой.

Слушают
Закрепление нового материала с использованием пазлов.

24

Для того, чтобы закрепить материал урока я предлагаю Вам собрать пазлы – фотографии менеджеров, на обратной стороне которых русские поговорки, касающие деятельности и личностным особенностям менеджера.

Вы, прочитав поговорки, выбираете одну, объясняете её остальным.

Собирают пазлы, переворачивают, читают пословицы, осмысливают, объясняют их значение.
Пример учителя – зарубежный опыт.

25

Изучая тему “Менеджер” я встретила несколько принципов ведущих зарубежных фирм. И хотела бы предоставить наиболее интересные из них.
  • “Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках”;
  • “Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров”.
  • “Прибыль течет туда, где есть мозги”.
Слушают
Повторение терминов.

26

А теперь хотелось бы послушать Вас. Расскажите, какие новые термины Вы сегодня узнали.

Производится индивидуальный опрос.

Рассказывают
Итог урока:

27

Раздаётся каждому учащемуся материал слайдов № 6, 9, 14, 23.

Оценки, анализ, домашнее задание.

Если вам понравилось занятие, проведенное сегодня, заберите с плаката любые “опорные сигналы”.

Слушают, выходя забирают картинки опорных сигналов

Приложение 1

Приложение 2