Применение технологии дифференцированного обучения на уроке литературы

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Урок по рассказу Ю.Нагибина построен по технологии дифференцированного обучения.

Технология дифференцированного обучения – это форма организации урока, при которой учитель работает с группами учащихся, группы составляются с учетом качеств знаний, умений и навыков учащихся. Очень важно учитывать личностные, интеллектуальные и нравственные особенности каждого ученика.

На данном уроке класс делится на 4 группы, в группах есть сильные и слабые учащиеся, в каждой группе есть ответственный ученик, который фиксирует работу каждого ученика своей группы и делает запись в оценочном листе. Для учащихся подготовлены индивидуальные дифференцированные и групповые задания.

Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; проанализировать, как развивается личность героя произведения в автобиографическом рассказе; вызвать у учащихся уважение к нравственным ценностям, о которых пишет Ю.Нагибин.

Этапы, на которых предусмотрены дифференцированные и групповые задания:

4. Проверка домашнего задания “Верно ли утверждение?”
Учащимся предлагается ответить на вопросы, поставив напротив каждого + или – (согласны или нет с утверждением), задания разноуровневые: красная карточка - сильные, синяя - средние, зеленая - слабые. Во время проверки учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
5. Словарная работа. Группам предлагается объяснить смысл слов и выражений из текста.
7. Сравнительная характеристика героев. Учащиеся по плану дают характеристику героям, а слабые учащиеся производят соответствие.
9. Работа с текстом. Учащиеся в группе вписывают пропущенные слова в предложения из текста.
11. Каждая группа приводит слова, которые по их понятию соотносятся со словом “дружба”.
12. Проверка индивидуального домашнего задания: отдельные ученики зачитывают сочинения о своем друге.
13.Домашнее задание тоже дифференцированное. Учащиеся на свое усмотрение выбирают задание: подготовить презентацию о друге, написать сочинение или выучить стихи о дружбе.

Урок литературы (6-й класс)

Проблема становления личности в рассказе Ю. Нагибина “Мой первый друг, мой друг бесценный”

Цель: Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; проанализировать, как раскрывается личность героя в автобиографическом рассказе; вызвать у учащихся уважение к нравственным ценностям, о которых пишет Ю.Нагибин.

Ход урока

Эпиграф:

Без Павлика народ моего детства неполон.

Ю.Нагибин.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя:

Говоря о произведении “Мой первый друг, мой друг бесценный” нельзя не познакомиться с личностью писателя, это будет просто некрасиво.

3. Рассказ подготовленного учащегося о Нагибине.

4. Проверка домашнего задания “Верно ли утверждение?”

Дома вы познакомились с автобиографией писателя, которая есть в учебнике. Перед вами лежат карточки с заданиями, в которых напротив каждого вопроса вы должны поставить + или – . Если вы не согласны с утверждением, то должны дать правильный ответ и его объяснить.

Задания:

А) Высокий уровень:

1. Увлечения Нагибина и героя его рассказа совпадают.
2. Нагибин очень подробно рассказывает о том, как принимал участие в боях во время Великой Отечественной войны.
3. Рассказ Ю.Нагибина “Мой первый друг, мой друг бесценный” является автобиографическим, но не является автобиографией.

Б) Средний уровень:

1. Под влиянием отчима Нагибин научился читать только хорошие книги.
2. Ю.Нагибин мечтал быть “агентом МУРа”, т.к. желал избавить мир от преступности.
3. Писатель все детство прожил в коммунальной квартире, населенной хорошими людьми.

В) Низкий уровень:

1. Ю.Нагибин родился в небольшой деревушке недалеко от Петербурга.
2. Писатель недолго учился в Медицинском институте, затем перешёл на факультет Киноинститута.
3. Нагибин никогда не писал свои произведения специально для детей.

5. Словарная работа.

– В чем заключается разница: автобиография и автобиографический рассказ?
– Объясните слова и выражения:

1 группа – индивидуальность, дворовая вольница;

2 группа – велеречие, домашние табу;

3 группа – фарс, нравственный кодекс;

4 группа – целомудрие, Иудин поцелуй.

6. Работа с текстом.

– О чем говорит название?

– Где оно встречалось?

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Пушкина “И.Пущину”.

– Какими чувствами проникнуто стихотворение?

Теория литературы: Реминисценция (лат.– воспоминание) – литературный намек, отголосок.

– Как Пушкин относится к дружбе? (считал священным чувством)

– Почему Нагибин выбрал именно это название? Зачем он использует прием реминисценции? (дружбу с Павликом измеряет по самым высоким меркам, сравнивает с дружбой Пушкина)

Таким образом, нам предстоит выяснить, какое влияние оказала дружба с Павликом на личность героя.

7. Сравнительная характеристика героев.

Задания.

А) Высокий уровень:

Б) Средний уровень:

В) Низкий уровень (Установите соответствия):

  1. Его нравственный кодекс был строже и чище моего.
  2. Всегдашняя готовность к ссоре. Павлик.
  3. Душевное превосходство. Митя Гребенников.
  4. Не признавал сделок с совестью.
  5. Попытался зарезать меня.
  6. Звонил домой и злобным голосом требовал “Товарища санитара”.

8. Беседа.

– Как можно назвать дружбу с Митей?

– Какая дружба была с Павликом?

– В чем разница между мнимой дружбой и настоящей?

– Почему Павлик сразу не понравился герою?

– Как Юра это демонстрировал?

– Что потом привлекло Юру в Павлике?

– Что такое “тонкая деликатность”? Как она проявлялась?

– Какая серьёзная проблема встала перед друзьями в старших классах?

– Как ребята осуществляли поиски своего лица?

9. Работа с текстом (Вставьте подходящие по смыслу слова со стр. 82 по стр. 86):

  1. Нам такого гуталина сварить не удалось, хотя мы продушили всю квартиру въедливым запахом ваксы…
  2. Мы изнуряли себя на лекциях знаменитых ученых, пытались постигнуть теорию относительности…
  3. Была красная машина, и тревожный звон колокола…
  4. Мы должны совершить прыжок с двумя зонтиками из окна его кухни во двор…
  5. По команде мы разом вскидываем на нос, лоб или подбородок какой-нибудь предмет…

10. Беседа:

– Почему при выборе профессии пути героев расходятся?

– Кем хотел стать Павлик? А Юра?

– Как погиб Павлик?

– Найдите в тексте авторское размышление о природе дружбы.

– Какое чувство испытывает герой?

– В чем видит вину перед Павликом?

– Как повлияла дружба с Павликом и его геройская гибель на мировоззрение и жизнь героя?

– Какой личностью стал герой рассказа?

– В чем смысл эпиграфа?

11. Задание по группам:

– Подберите слова, которые отвечали бы понятию “дружба”

12. Проверка индивидуального домашнего задания:

– чтение сочинений о дружбе.

13. Дифференцированное домашнее задание:

– выучить стихи о дружбе;

– подготовить презентацию о своем друге;

– Написать сочинение о друге или дружбе.