Спряжение глаголов

Разделы: Русский язык


Урок построен на повторение и закрепления учебного материала. Соответствует программе. Блок “ Как устроен наш язык”. Глагол. Спряжение глаголов (3 часа).

Задачи урока:

Образовательная: закрепить умение определять спряжение глаголов; научить определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету русского языка.

Цель урока:

  • закрепить умение определять 1 и 2 спряжение глаголов;
  • научить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; развивать орфографическую зоркость;
  • продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;
  • прививать аккуратность в ведении тетради;
  • воспитывать чувство сплочённости коллектива;
  • прививать интерес к предмету русского языка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Чисто, громко, внятно проговорить хором скороговорки: 1 ряд – “От топота копыт пыль по полю летит”, 2 ряд – “Проворонила ворона воронёнка”, 3 ряд – “ Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

2. Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня мы заканчиваем изучение темы “ Спряжение глаголов” - Подводим итог тому, как мы научились распознавать глаголы по спряжениям.

- Запишите в тетрадях число, классная работа (с комментированием).

3. Минутка красивого письма.

- Посмотрите на доску, под зайчиком спряталось окончание глаголов 2-го спряжения в начальной форме.

- Какое? (Дети отвечают -ить)

- Правильно! Это и будет минутка красивого письма, запишите всю строку.

- Придумайте и запишите несколько глаголов 2 спряжения.

- Прочитайте (Опрос нескольких учащихся)

4. Сценка “Игра в слова”.

- Галя, давай поиграем!

- Давай Кристина.

- А во что мы будем играть?

- В слова.

Описание игры: например, одна девочка называет “котёнок”, а вторая ей отвечает “мяукает” и так далее по аналогии.

- Посмотрели.

- Что делали девочки?

- Как играли?

Одна называла предмет, а другая – действие предмета.

- А мы с вами будем определять спряжение глаголов.

5. Работа с учебником.

Стр. 96, раздел “Давай подумаем”.

- Прочитайте вслух.

Ответ: У глаголов: догнать, увидеть, посмотреть, передержать будет 2 спряжение, так как это глаголы исключения, образованные приставочным способом.

- Ребята, давайте вспомним, как определить спряжении глаголов с безударными личными окончаниями? (Ученики рассказывают правило)

- Если окончание безударное – образуй форму 3 лица мн.числа или начальную форму глагола.

- Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить) то это 2 спряжение.

- Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам - исключениям, то это глагол 1 спряжения.

У доски: (с комментированием).

Перегон[и]шь – перегнать (глагол - исключение) – перегонишь, 2 спряжение

Расскаж[и]шь – рассказать (1 спряжение) – расскажешь, …, …

6. Физминутка.

7. “Игра с жетонами”.

- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешаны жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).

- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение.

- В какой форме даны все эти глаголы? (В начальной форме)

- А кому-нибудь попался глагол личной формы? Прочитайте. Например: играешь – играть – 1 спряжение.

- Поднимите руки у кого глаголы:

1 спряжения, прочитайте.

2 спряжения, прочитайте.

8. Работа с учебником. Страница 97, упражнение 4.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Прочитайте текст, выпишите глаголы, определите их вид и спряжение.

Весь текст читает ученик, затем по предложению.

Например: Один мальчишка учится в первом классе В.

- В этом предложении глагол учится, выписываем, теперь определите вид, спряжение и образуйте 3 лицо множественного числа.

- Учится - несов. вид, 2 спряжение, они учатся.

Упражнение учащиеся выполняют в тетради с комментированием.

9. Обобщение.

- Что мы сегодня на уроке научились делать? (Научились определять спряжение глаголов с безударными окончаниями)

- Скажите, какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (Ответы детей)

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме глаголов брить, стелить, а так же 4 глагола на - ать и 7 глаголов на - еть.

Глаголы исключения:

Смотреть, обидеть, видеть,

Дышать и ненавидеть,

Зависеть, слышать, гнать,

Терпеть, вертеть, держать.

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

- Глаголы неопределённой формы на -ить, Ко 2-му спряжению нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряжение включить исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь -и.

10. Домашнее задание. Страница 97, упражнение 3. (Прокомментировать)

11. Итог урока.

- Вы сегодня хорошо поработали. (Поставить оценки)