Для учителей русского языка

I и II спряжения глагола

Разделы: Русский язык


Задачи урока.

Образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения.

Развивающая: Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету русского языка.

Оборудование: карточки с личными окончаниями глаголов в конвертах; капельки с частями слов; планы рассуждений (плакаты).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала надо повторить то, что вы уже знаете об этой части речи.

III. Повторение изученного материала

На доске:

Ласково сияет весеннее солнце.

Веет тёплый ветерок.

По овражкам звенят весенние ручейки.

На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

Учитель: Прочитайте запись на доске и найдите общее в выделенных словах.

Дети: Это глаголы третьего лица настоящего времени.

Учитель:

– Что вы знаете о глаголе? – Ответьте на несколько вопросов:

– Что такое глагол?

– Что он означает?

– На какие вопросы отвечает?

– Как изменяется глагол?

(Выслушивается ответы детей)

– На какие две группы мы можем разделить эти глаголы?

Дети: На глаголы в единственном и множественном числе.

IV. Чистописание

Учитель: А сейчас – каллиграфическая минутка.

Буква, написание которые мы сегодня вспомним, находится в одном из глаголов 3-го лица единственного числа и обозначает непарный звонкий, твёрдый согласный звук.

Дети: В глаголе стоит буква р.

Учитель: Определите написание букв и элементов в строке.

На доске:

Дети прописывают строчку по образцу.

V. Изучение нового материала

Учитель: А сейчас я предлагаю вернуться к тому тексту, с которого мы начали нашу работу. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами

(Светит, дует, журчат, вьёт)

– Определите лишнее слово.

Дети: ишним является слово журчат, так как этот глагол во множественном числе, а все остальные – в единственном.

Учитель: Сравните глаголы: светит, дует, вьёт по плану.

На доске:

План:

  1. Время.
  2. Лицо.
  3. Число.
  4. Окончание.

Дети: Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.

Учитель: Действительно, глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от того, как они спрягаются, уместно вспомнить: что же такое спряжение?

Дети: Спряжение-изменение глаголов по лицам и числам.

Учитель: Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределённую форму.

Дети: Дуть, вить, журчать, светить.

Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания. (Дети спрягают глаголы в тетради. Два ученика работают у доски).

На доске:

Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.

Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, - ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.

Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках?

Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, -ют, относятся к I спряжению.

(Учитель помещает карточку на доску)

– Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.

Дети отвечают.

– Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов.

Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа –окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению.

(Учитель помещает карточку на доску)

– А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Дети: Они ударные и безударные.

Учитель: Обобщите наши рассуждения по плану.

На доске:

План:

  • Какого спряжения бывают глаголы?
  • Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
  • Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
  • Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление нового материала

Учитель: Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое. Что записано на карточках?

Дети: Личные окончания глаголов.

Учитель: Вам необходимо разделить эти окончания на две группы и разложить их на парте по спряжениям. (Дети выполняют задания на партах, два ученика – с обратной стороны доски. Затем работа проверяется)

Учитель: Март, говорит наш народ, - парник, капельник.

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает, капает… Сложите из частей капельку, прочитайте полученные слова, определите спряжение.

(Детям предлагается игра “Найди свою пару”)

У каждого ребёнка половинка капли, на которой написана только часть слова. Один ребёнок выходит к доске, показывает свою половинку капельки и находит себе пару. Дети совместно читают слово, определяют спряжение глагола по его окончанию, и один ученик записывает его на доске в нужный столбик.

На доске:

I спряжение II спряжение
шагают светит
цветёт строят
плывёт звенят
сбегает спешит
поют стучат
трещит
будят
любят
шумит

Учитель: Глаголы какого лица отсутствуют в столбике I спряжения?

Дети: Глаголы первого и второго лица.

Учитель: Что объединяет глаголы II спряжения?

Дети: Время и лицо – настоящее время, третье лицо.

Учитель: Весна – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о весне. Попробуйте прочитать одну из них и записать в тетрадь.

На доске:

3 л., ед.ч., I спр. Весной 3 л., ед.ч., II спр.

(Слова для справок расположены на лоске под пословицей.)

На доске:

греют морозит бежишь течёт

(Дети выполняют задание)

VIII. Обобщение знаний об окончаниях глаголов I u II спряжения

Учитель: Ещё раз вернёмся к нашему плану и повторим вспомним всё то, что мы узнали о спряжении глаголов.

(Дети обобщают изученный материал)

IX. Домашнее задание

Упр. 59, стр. 80.

X. Итог урока

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

(Выставление оценок)