Методы интенсивного обучения английскому языку на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся

Разделы: Иностранные языки


Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Развитие творческих способностей, создание условий для самовыражения и самореализации детей - одно из важнейших направлений современного языкового образования. Под ранним обучением понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем.[2].

Основное назначение предмета "Английский язык" состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Процесс обучения английскому языку призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть ещё одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, её народу, является одной из ведущих установок. Формирование общеучебной компетенции способствует созданию индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.[1].

Один из методов интенсивного обучения иностранному языку - это ведение своего индивидуального словаря. Это оказывает учащимся большую помощь в интенсивном овладении языком и в развитие общеучебных умений. В каждом классе учащийся ведёт свой личный словарь, который разделён на три столбика. В первом столбце пишут английское слово, во втором - его транскрипцию, а в третьем - перевод слов. Такая работа даёт неплохой результат для заучивания необходимых слов и выражений. В начальных классах я использую уже 4 столбца: добавляется еще транслитерация. Это означает, что каждый может писать слова русскими буквами или буквами родного языка. как оно звучит на английском языке. Так как наша школа национальная в ней преподают не только татарский язык, но и удмуртский. С помощью своего родного языка учащимся становиться легче заучивать слова с таким методом. Изучение английского языка в такой школе, где дети знают удмуртский и татарский языки, очень положительно сказывается на быстром изучении английских звуков. Это очень большой плюс. И надо сказать, что дети с удовольствием изучают язык. Есть сходство с родными языками:

- э - есть в татарском и в английском языках,

- ч - аффрикат в удмуртском языке,

- h - в татарском языке.

Среди разнообразных приемов организации методов интенсивного обучения наибольший интерес у учащихся вызывают игровые технологии, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным норма, способствуют эффективной обработке программного материала. Быстрое обучение языку через игровые технологии положительно влияет на развитие личности ребенка.

Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство быстрого обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности.

Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологические барьеры, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.[4].

На каждом уроке я использую всевозможные игровые технологии, например, в 7 классе по теме "Национальные парки" я провела игру "баскетбол". Сделала баскетбольный щит и 15 разноцветных кругов, на обратной стороне которых были написаны слова. Учащиеся по-одному выходили и забивали голы, переводив слова. Такая игра способствует быстрому запоминанию слов, развитию его памяти, воображению, чувства коллективизма. Дети становятся раскованнее, активнее, общительнее, легче вступают в контакт. Отсюда вытекает вывод, что игра является методом интенсивного обучения, которая развивает творчество обучающихся, формирует интерес к изучению иностранного языка.

Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по английскому языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Игровые занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствию умения и навыков. Общественный характер обучения и воспитания в школе, достижения методики интенсивного обучения заставили по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений личности и коллектива в процессе овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Подготовка учащихся к общению в различных ситуациях - одна из важнейших задач, стоящих перед урочной работой по предмету. Согласно данным современной возрастной психологии для учащихся 5-6 классов ведущей является игровая деятельность, в 7-9 классах на передний план выступает познавательная и ценностно-ориентационная деятельность, в старших классах значение приобретает, помимо этого, и деятельность общения. Следовательно, успех изучения английского языка на начальном этапе во многом зависит от умелого подбора и организации игр, обеспечивающих прочное усвоение языкового материала и речевое общение на его основе. Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие способность ребенка к фантазии и перевоплощению, игры с использованием различных видов наглядности.[3]. Исходя из этого, этот метод игровой технологии был применен во время открытого урока в 6 классе по теме: "Здоровье", 2008 год. На данном уроке я приготовила макеты рыб с заданиями, то есть на обратной стороне были предложения. Задача учащихся: поймать рыбку с помощью магнитной удочки и перевести предложения на английский язык, дав совет больному человеку. Такое увлекательное дело очень понравилось детям и они с удовольствием ловили рыбок и переводили. С помощью такой игры учащиеся походу запоминали все возможные советы других.

Следовательно, используя данный метод можно научить учащихся не только давать советы и переводить, а также совершенствовать интенсивное говорение.

Основными формами работы в 5 классе являются управляемый диалог, беседа, описание картинок, работа с загадками. В 6-7 классах эти формы получают дальнейшее развитие. При прохождении в 6 классе темы "Погода", я изготовила картинки-загадки. Берется альбом и вырезается небольшое окошечко, на следующем листе приклеивается картина по теме. Учащимся задается вопрос: "Look! What season is it? Gueess it." Ученики должны угадать какое время года прячется в окошечке. Такая картинка-загадка развивает языковую догадку слова.

Чтение на английском языке привлекает учащихся. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности.

Согласно принятой методике устного опережения к чтению необходимо приступать, когда у учащихся отработаны артикуляция и произнесение звуков, и слогов. По-моему мнению в метод интенсивного обучения я включила фонетическую, речевую зарядки. С помощью которых учащиеся стараются запоминать новые звуки, фразы. В качестве этих зарядок используются все возможные задания, стихи, пословицы, перевод слов, выражения. Это очень нравится ученикам и настраиваются на весь урок. Очень важно своевременно привлечь учащихся к предмету, подкрепить интерес к языку и развить формирующиеся умения и навыки чтения.

Методика интенсивному обучению чтению удачно сочетается с заучиванием наизусть четверостиший, рифмовок, пословиц, поговорок, драматизация диалогов. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать её таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах учебной работы. Коллективный метод работы независимо от возраста влияет на формирование личности и определяет развитие их навыков и знаний.

Неделя английского языка - один из видов внеклассной работы метода интенсивного обучения. Из моего опыта работы в школе следует, что внеклассная работа способствует более быстрому и глубокому овладению языком, творческому развитию учащихся. При проведении конкурсов на изучаемом языке в соревнование вовлекаются даже самые пассивные школьники.

Чтобы вовлечь детей в творчество, необходимо обеспечить их увлекательным материалом игрового характера. Стремление помериться силами, проверить интенсивное усвоение знаний, умений и навыков в соревновании, возможность узнать что-то новое, почувствовать ответственность за команду придают всей деятельности учащихся во время проведения Недели английского языка осознанно мотивированный характер.

Активизировать интенсивное повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные умения и навыки помогают разнообразные конкурсы, игры, олимпиады, концерты. Каждый год я провожу неделю английского языка. Цели недели были заинтересовать учащихся в интенсивном изучении иностранного языка, обеспечить практическую направленность обучения. В 2008 году было проведено мероприятие на неделе английского языка "Английский брифинг", целью, которой являлось расширение кругозора учащихся. Каждый участник выступил с докладом на тему "Спорт".

Проанализировав эти мероприятия, я сделала для себя вывод, что творческий характер заданий, мероприятий, предлагаемых в ходе проведения недели, способствует интенсивному изучению, лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для работы со школьниками. Были проведены такие мероприятия: "Конкурс чтецов 5 класс, открытое мероприятие для 8 - 11 классов "English briefing", развлекательный час в 3 классе, внеклассное мероприятие в 6 классе "The last hero", внеклассное мероприятие в 9 классе "English soccer".

Для более эффективного достижения такого обучения был проведен в 2008 году фестиваль-конкурс стихов и песен "Можешь? Спой или расскажи!" Каждый участник спел песню и рассказал стихотворение на английском языке. Жюри постаралось оценить возможности наших участников. Победителей конкурса наградили почетными грамотами.

В целях совершенствования работы с одаренными учащимися, формирования мотивации саморазвития создаются условия для развития творческих способностей личности. В связи с этим школьники вовлекаются в проектную деятельность по различным направлениям. С большим успехом проводятся конференции для таких учащихся.

Это традиционные, но надежные формы организации методов интенсивного обучения. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и   учебного плана, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий. В работе использованы такие технологии: здоровьесъберегающие, игровые, проектные, традиционные. Используемые технологии позволяют  наиболее эффективно   реализовывать решение задач, выдвигаемых для достижения личностно-ориентированного обучения:

- способствуют повышению уровня   самоорганизации, самосовершенствования и самореализации учащихся,

- обеспечивают усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта,

- способствуют развитию критического мышления учащихся, формированию их коммуникативной и дискуссионной культуры.

 -повышения качества знаний учащихся.

Современные методические подходы к обучению иностранному языку предполагают, что методы интенсивного обучения по своему характеру в максимальной степени должен приближаться к процессу реального общения. Это означает отбор таких тем и ситуаций общения, которые соответствуют интересам и потребностям учащихся и тем самым создают психологическую основу общения на иностранном языке. Использование таких методов приводит к тому, что ребенок начинает понимать, разговаривать по-английски он может и за пределами комнаты, что те слова и выражения, которые он уже знает, может употреблять и в других, "несыгранных" раннее ситуациях. В это случае, при общении с носителем языка, когда можно и нужно использовать выученные слова и выражения, ученик не будет использовать трудности. У ребенка уже сформированы конкретные коммуникативные умения, он умеет использовать иностранный язык как средство общения. Формирование и развитие коммуникативных умений является одной из важных задач использования методов интенсивного обучения иностранным языкам, на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся. Для того чтобы решить эту задачу, учитель должен уметь реализовать в практике принцип коммуникативности - один из важных методов интенсивного изучения. Путем решения поставленной задачи может стать моделирование урока или занятия по английскому языку как процесса реального живого общения.

Чтобы урок в большей степени походил на реальное общение, необходимо использовать не только игровые ситуации общения, но и неформальные, которые являются результатом взаимоотношений, возникающих на занятии между учителем и его маленьким учеником . в этом случае учитель перестаёт быть только организатором и контролёром, он становится участником общения.

Под "неформальными" ситуациями понимаем такие, которые не являются программными, то есть они не регламентированы книгой для учителя или учебным пособием. От ситуации программного характера они отличаются спонтанностью и естественностью возникающего речевого взаимодействия. Неформальные ситуации возникают постоянно в ходе занятия, и задача учителя - увидеть их, грамотно организовать речевое взаимодействие, вовлечь в него ребёнка или группу учеников и, конечно, развивать в рамках таких ситуаций коммуникативные умения. Инициатором такого речевого взаимодействия является, прежде всего учитель. Эффективность формирования и дальнейшего развития коммуникативных умений учащихся повышается только в том случае, если учитель пользуется иностранным языком и как средством общения, и как средством обучения. Учитель постоянно должен вступать со своими учениками в диалог по поводу различных ситуаций. Для достижения максимального обучающего эффекта учителю приходится - особенно на первых порах, пока дети ещё не научились общаться на иностранном языке, - провоцировать возникновение тех или иных неформальных ситуаций. Для этого требуется большая изобретательность, но ведь это только сначала, а затем сама жизнь будет все чаще и чаще создавать такие ситуации. Важно отметить, что ситуации неформального общения не конкурируют на занятии с ситуациями игровыми или сюжетными, которые заложены программу или учебник, но неформальные ситуации должны, по-моему мнению, стать обязательным - хотя и не главным элементом занятия по иностранному языку.

Важность таких методов невозможно переоценить. Преимущества обучения состоит в том, что можно использовать все методы интенсивного изучения иностранного языка. Несомненно, что и песни при изучении иностранного языка имеют большое значение. Их можно использовать как клоуз-тексты (cloze texts) - тексты с пропущенными элементами, которые учащиеся заполняют после прослушивания песни или самостоятельно изменяют или дополняют.[5]. Песни можно использовать в больших или малых группах, в различных ритмах. Например, ученики поют сначала тихо, затем намного громче и затем снова тихо. Другой приём - пение с разным настроением: весело, грустно и даже зло. Можно предоставить учащимся возможность слушать и говорить о том, какие картины "рисует" музыка в их воображении, или попросить нарисовать то, что они чувствуют или представляют, когда слушают музыкальное произведение. Такая работа помогает отойти от традиционной схемы овладения иностранным языкам, при которой обучение носит шаблонный характер. Обучение проходит на высоком интенсивном уровне коммуникативной активности, отличается глубоким и прочным усвоением лексического и грамматического материала. Использование такого метода позволяет детям становиться активными участниками процесса усвоения языка. У обучаемых возникает мотивация к быстрому расширению своего языкового кругозора, к изучению нового незнакомого им материала. Привлечение такого метода позволяет активизировать интенсивный процесс овладения иностранным языком, сделать его более эффективным. Это методическое направление приучает детей творчески мыслить, предполагает самостоятельное планирование собственных действий, а также способствует активному включению учащихся в реальную жизнь.

Из моего исследования вытекает вывод, что все перечисленные методы интенсивного обучения носят практический результат в моей работе в школе, и положительно влияет на изучение иностранного языка независимо от возрастных особенностей. Новизна использования их в работе состоит в том, что обучающийся, уже начиная с первого урока, имеет возможность сам контролировать содержание обучения. Постановка же учителем для своего решения требуют знания различных дисциплин, реализует принцип интегративности изучения, способствует преодолению изолированности школы от общественной жизни, выходу за рамки школьной программы.

Принимая во внимание, что индивидуальная деятельность учащихся по английскому языку зачастую имеет самостоятельный характер, необходима продуманная система подготовки учащихся к ней, использование наглядностей. Индивидуализация урочной работы по иностранному языку предполагает разработку избыточных заданий, варьирование этих заданий с учетом континента и условий. Эти и другие подобные методы, приемы позволяют повысить интерес учащихся к работе, активизировать их деятельность и улучшить качество их знаний, умений, навыков.

Эффективность использования метода интенсивного обучения повышается, если учитель правильно будет использовать иностранный язык. Целесообразность использования этого метода приобретает личностную значимость, дети будут стремиться к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такое обучение английскому языку совсем не мешает развитию ребенка, а наоборот, оказывает значительное положительное воздействие на его интеллектуальное развитие. Это воздействие проявляется в достижениях больших успехов в учебе, в демонстрации более высоких результатов в тестах школьной успеваемости, а также в высоком уровне сформированности навыков и умений решения проблем и креативного мышления. Взаимосвязь сформированности иноязычной речевой способности и более успешного когнитивного развития нельзя недооценивать, так как именно её наличием является сильным аргументом в пользу раннего обучения английскому языку. Самая очевидная особенность обучения (то есть такого обучения, которое началось в начальной школе, а не в средней) заключается в том, что дети, которые изучают язык до юношеского возраста, скорее всего, будут иметь практически безакцентное произношение. Тем не менее, что чем раньше приступить к обучению иностранному языку, тем лучше. Чтобы поставить реальные цели и создать действенные методики обучения иностранному языку в начальной школе, необходимо понимание того, что маленькие ученики уже знают и умеют делать.

Список литературы.

1. Гальскова Н.Д. Программы иностранные языки, Москва "Просвещение", 1997 г.

2. Нигматов З.Г. "Технология совершенствования и подготовки педагогических кадров", выпуск 7, Казань "Татарское книжное издательство", 2006 г.

3. Савина С.Н. "Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе", Москва "Просвещение", 1991 г.

4. Стронин М.Ф. "Обучающие игры на уроках английского языка", Москва "Просвещение", 1981 г.

5. Малкина Н.А. "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителя", Мурманск, 2001 г.