Культурологический компонент в преподавании математики

Разделы: Математика


Основная цель современного образования состоит не только в том, чтобы сообщить школьнику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорий, теорем, но и в том, чтобы развивать его мировоззрение, научить рациональному мышлению. Ученик должен уметь вести аргументированный диалог, обосновывать свои утверждения или опровержения. Для этого у ребенка должна быть сформирована система ценностей и в первую очередь интеллектуальных - знания, умения, логичность рассуждения, чтобы помочь ему сформироваться творческой личностью. Школьников необходимо знакомить не только с научными исследованиями, но и с биографиями творцов этих идей, путями их исканий. Именно тогда будет решаться задача гуманитаризации образования.

Человек, вступающий в большую жизнь, должен уметь, рассуждать, анализировать благодаря математике. Видеть законы математики, симметрию, пропорции на полотнах великих художников, знать историю, культуру нашей Родины. Многие математические теории при формализованном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет, виден их глубокий смысл, их естественность, необходимость.

Бесспорна связь математики с родным языком. Ребёнок должен грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать слова и строить предложения, передавать одну и ту же мысль разными предложениями. На уроках и после в виде интересных игр проводим соревнование "Как правильно написать, сказать?" В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году или в одна тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году? По нормам русского языка обязательно должно быть четко обозначено начало числа. Поэтому неверно вместо один миллион говорить миллион, а в датах вместо одна тысяча только тысяча. Однако в середине числа слово один, одна можно опустить. Например: число 1001600 тыс. можно прочитать один миллиард миллион шестьсот тысяч.

Чтобы подчеркнуть красоту математики, её необходимость, красной нитью каждого урока становится связь математики с историей, литературой, живописью.

На уроках математики можно слушать музыку и говорить, что соотношение длин струн строго пропорционально. После знакомства с созданием точной математической теории струны можно понять, что любой музыкальный инструмент - всего-навсего "физико-акустический прибор", и музыку уже не отделить от математики. Математическому анализу подлежат и звук, и тембр, и лад, и гармония.

Казалось бы, что общего у математики с мировой художественной культурой? Оказывается, и здесь есть много точек соприкосновения. Слушая музыку, можно упомянуть о строгой пропорциональности длины струн, о том, что именно Пифагор создал математическую теорию музыки, вслушиваясь в то, как звучат медные чаши, и провёл математический анализ звука, тембра, лада и гармонии. В своей основе скульптура, архитектура и живопись опираются на математические понятия, в частности, проекция, симметрия, "золотое сечение". Пример зеркальной симметрии можно увидеть на репродукции картины Сальвадора Дали "Тайная вечеря", где Христос и его ученики изображены сидящими под куполом огромного прозрачного додекаэдра, обладающего несколькими плоскостями симметрии. И стол, и застывшие фигуры апостолов расположены строго симметрично относительно вертикальной плоскости. Но и сама картина, отображая пространственные формы, является частью плоскости, на которой все изображения также обладают зеркальной симметрией - только симметрией относительно вертикальной оси.

Симметрия широко распространена в природе. Мы можем видеть её, когда смотрим на жуков, бабочек, листья деревьев (демонстрирую плакат из кабинета биологии) - это билатеральная симметрия.

Говоря о симметрии, знакомимся со стихами Л. Мартынова.

На зеркальной поверхности
Сидит мотылёк.
От познания истины
Бесконечно далёк.
Потому что, наверное,
И не ведает он,
Что в поверхности зеркала
Сам отражён.

Так для моих учеников сухие, на первый взгляд, математические понятия и формулы начинают наполняться жизненным соком, оживают и говорят с ними на языке жизни благодаря связям с биологией, физикой, химией.

В архитектуре симметрия придаёт древним храмам, башням замков, современным зданиям гармоничность и законченность

Многие атомы располагаются в пространстве по принципу симметрии. Знаменитый кристаллограф Е.С. Фёдоров сказал: "Кристаллы блещут симметрией".

Научить понимать, знать историю происхождения слов и привить умение оперировать математическими терминами - одна из важнейших задач урока математики. Это уже прямая связь математики с лексикологией.

Постигнуть науку человек может лишь тогда, когда в полной мере ощутит её красоту и гармонию. Воспитание чувств прекрасного едва ли не самая главная задача гуманитарной школы, и при её решении в полной мере не обойтись без математики.

Эта работа строится на основе исследования и находит практическое применение в моей работе и в работе учителей кафедры математики и информатики нашей школы.

При организации учебно-воспитательного процесса учителя политехнического цикла стараются, как можно чаще обращаться к различным литературным источникам: произведениям устного народного творчества, классической и современной литературы, охотно используют на уроках поэтические творения следующих авторов: М.В.Ломоносова, Степана Щипачева, Николая Глазкова, Леонида Мартынова, М.Ю. Лермонтова, И.А.Крылова, А.К.Толстого, А.А. Фета, С.Есенина, А.С. Пушкина и др.

Известно, что постановка проблем в литературных произведениях рассчитана на самостоятельный поиск читателями ответов на поставленные вопросы, но уже за пределами художественного текста. Учитель постепенно подводит учащихся к пониманию необходимости многократного перечитывания подлинного художественного произведения, когда всякий раз открываются новые связи и отношения между, казалось бы, совсем отдаленными друг от друга предметами и явлениями . Учитель показывает, как эти связи продолжают новые мысли и оттенки чувств, как идет обогащение одного знания другим, гуманитарным, и как этот процесс в целом обогащает культуру человека. В этом, на наш взгляд, состоит особая ценность данного приема. Его использование при организации учебного процесса оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся, позволяет на деле реализовать идеи гуманизации и гуманитаризации при обучении химии, математики. биологии, экологии и географии.

Кроме эмоционального воздействия на учащихся, литература помогает реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью. Нельзя не отметить, что интерес, возникающий и поддерживаемый у учащихся регулярным использованием литературных произведений, как правило, направлен и на основной предмет, и на художественное слово. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке, могут нести обучающую нагрузку и развивать творческий потенциал учащихся. Изучение ряда тем школьного курса химии, биологии, экологии, физики, географии позволяет использовать литературный материал не эпизодически, а постоянно при рассмотрении практически всех вопросов темы.

На уроках при изучении нового материала вводятся новые термины и понятия, при работе с которыми учащиеся составляют словари, где указывают, от какого слова произошел тот или иной термин, что способствует необходимости применения знаний, полученных при изучении иностранных языков, а также расширению кругозора учащихся. На уроках закрепления новых знаний или при проведении проверочных, контрольных работ часто даю задание в виде диктанта, где проверяется грамотность написания терминов и понятий. В этом случае происходит невольное повторения правил русского языка.

Иногда учащимся при индивидуально-групповой форме деятельности предлагаются карточки с отрывками их художественных произведений, в которых авторы допустили биологические, географические, химические неточности, ошибки или, наоборот, точно описали природные явления, что требует подтверждения. Также для такой формы деятельности целесообразно применять высказывания из периодических изданий, газет, радио, телевидения, которые содержат зачастую субъективный подход к проблеме. К сожалению, многие корреспонденты, комментаторы, журналисты в своих высказываниях допускают ошибки, проявляют некомпетентность в естественно - научных вопросах. В таких случаях ученики должны либо подтвердить, либо опровергнуть такие цитаты, аргументируя доводы.

Например. Ведущий телевизионной программы "Вести", сообщив о том, что на таможне было изъято 4 кг красной ртути, заметил: "Кстати. Красная ртуть - единственный элемент, которого нет в периодической системе Менделеева".

Вопрос: Что такое красная ртуть? Можно ли её назвать химическим элементом?

Ответ: Красная ртуть - химическое соединение, оксид ртути. Назвать сложное вещество элементом, да при этом сказать, что ему нет места в периодической системе, - грубая ошибка.

Или: А.Н. Плещеев.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой.

Ошибка: ласточка - насекомоядная птица, поэтому зерна не ест.

Подобная работа не только вызывает интерес учащихся к уроку, но помогает сделать преподавание живым, доступным детям, увлекательным процессом, учит быть внимательным к слову, к факту. Примеров великое множество, и включение гуманитарного компонента в преподавание предметов политехнического цикла, неизмеримо приближает отвлечённую науку к жизни и становится мощным обучающим и воспитывающим фактором

Важную роль в развитии личности учащихся играет умение владеть речью, оценивать речевую ситуацию учениками. Для формирования коммуникативной личности, способной к диалогу с другими участниками, умеющей искать партнеров при решении задач, приходить к консенсусу в спорах, учителя-предметники нашей кафедры используют на уроках разнообразные задания, формы деятельности учеников. Такими заданиями являются работы, в которых ученики должны написать рассказ или стихотворение с использованием основных терминов, изучаемых на уроках. Это позволяет максимально активизировать их познавательную деятельность, привлечь учеников к литературному творчеству, развить мышление и воспитывать чувства, необходимые каждому культурному человеку. В среднем звене целесообразно использовать чтение и написание сказок и сочинений, назначение которых заключается в том, чтобы научить детей понимать и беречь природу, проникнуться уважением ко всему живому.

В старших классах такие умения формируются при подготовке к докладам, в научных исследовательских работах учащихся, а также при создании разного рода проектов.

Необходимо отметить, что данные методические приемы более удачно реализуются в нестандартных формах организации обучения, активно проявляют познавательный интерес на следующих формах уроков:

  • ролевая игра;
  • урок парадоксов;
  • турнир;
  • творческий отчет;
  • урок смотра знаний;
  • театрализованный урок;

урок- диспут.

В атмосфере взаимного уважения и доверия, создаваемой учителем, каждый ученик в меру своих возможностей активно участвует в образовательном процессе. В таких условиях неизмеримо возрастает его творческая активность и интерес к познанию окружающего мира.

Учителями физико-математического и естественнонаучного циклов разработан гуманитарный компонент в содержании предметов, основанный на интеграции с культурой речи, литературой, историей и др. Выделение гуманитарного компонента в содержании предметов политехнического и естественного циклов дает возможность показать применение точных наук в повседневной жизни, сделать их более понятными для учащихся и одновременно показать их красоту и притягательную силу.

Для реализации поставленной цели учителя политехнического цикла определили следующие задачи:

Разработка и внедрение методических приемов, основывающихся на межпредметных связях, способствующих развитию общей культуры и творческого мышления учащихся.

Внедрение литературного компонента с целью развития у учащихся интереса к познанию природы, а также эстетическому восприятию окружающего мира.

Для успеха учителя стараются расширить опыт работы, который, по существу, представляет собой естественный педагогический эксперимент. В ходе его учитель апробирует новое содержание учебного материала и проверяет его доступность, вносит коррективы в структуру уроков, ведет поиск наиболее эффективных методических приемов, оригинальное методическое решение, отвечающее общим образовательным требованиям.

В результате такой работы учителями выявлены и используются наиболее приемлемые для реализации задач гуманитаризации методические приемы:

  1. Обобщение знаний с использованием поэтических и прозаических произведений художественной литературы.
  2. Использование на уроках заданий, способствующих переносу знаний гуманитарных дисциплин.
  3. Использование материалов периодической печати, радио, телевидения для составления заданий.
  4. Внедрение заданий, содержащих необходимость сочинения сказок, стихов и других творческих работ.

Данные методические приемы используются на уроках естественно-научных дисциплин для формирования и развития следующих умений и навыков учащихся :

1. Информационные:

  • умение использовать полученные на уроках естественных дисциплин научные знания в любой сфере общественной жизни;
  • умение находить и систематизировать необходимые научные данные из общего информационного потока окружающего мира.

2. Коммуникативные:

  • умение высказывать свою точку зрения, задавать уточняющие вопросы, использовать предметные знания при анализе общественных явлений.

В современном образовании высоко ценится работа по формированию исследовательских умений обучающихся. Исследовательские навыки (умения анализировать и обобщать, сопоставлять и классифицировать, моделировать и др.) формируются в процессе усвоения языковой нормы на материале русского и иностранных языков, совершенствуются на уроках литературы, истории, а также предметов политехнического и естественного циклов, во внеурочной работе.