Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки


Одной из основных задач обучения иностранному языку на начальном этапе является формирование навыков техники чтения, так как без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтения. К концу первого года обучения учащиеся должны:

1) овладеть графикой написания букв и буквосочетаний;

2) уметь соотносить их со звуками и звукосочетаниями;

3)  овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи;

4) уметь читать и выполнять письменные задания (списывать, выписывать,  закончить предложение, ответить на вопросы).

В связи с этим упражнения по формированию техники чтения можно разделить на 3 группы:

I. Упражнения, направленные на овладение графикой написания букв и буквосочетаний.

К ним относятся задания традиционного типа:

1. Напишите буквы по образцу.

2. Напашите печатные буквы прописью

3. Обведите слово по контуру (тренируется правильное написание букв).

4. Спишите схожие буквы и назовите элементы, которыми они различаются, например: k-h, T-F

5. Какие буквы можно написать, если добавить к букве «о» другие элементы? Назовите их:  о (a,b,d,ö,ä,g)

6. Впишите недостающие буквы по алфавиту: -  b  -  -  -  f -  -  -  i

7. Найдите каждой большой букве соответствующую пару и соедините их и т.д.

Хотелось бы предложить новые задания и разработки нетрадиционного типа:

1. Буквы-мамы разговаривают по телефону с буквами-дочками. Найдите эти буквы и соедините их.

2. Найдите в этом квадрате четыре буквы «Т» и закрасьте их разными цветами.

II. Упражнения  на развитие умений соотносить букву/буквосочетание со звуком/звукосочетанием.
К данной группе относятся следующие упражнения:
1. Зачитайте из данных слов вслух те слова, в которых звук  h (c,u...) стоит в середине слова.
2. Прочитайте слова. Слова со звуком [ æ ] обведите кружочком:  

malen, lesen, ein, dein, spielen, turnen, gut, zwei, fallen, Zimmer,
böse, Leipzig, sein, ordentlich, einladen, schon, romantisch 

3. Из данных слов выпишите все слова с буквами ä, ü, ö в середине слова:

fertig, immer, schön, Gemüse, Käse, Butter, Fleisch, grün, Brötchen, gemütlich, Dach, Küche, Wand, Zucker.

4. Прочитайте текст и вставьте вместо черточек буквы: “s“,  „sch“, „st“, „sp“.

E –   i – t  Winter.  E -  i – t  kalt.  Man geht doch draußen  -  azieren. Man geht durch die  - raßen.

Man läuft  - ki.  

5. Прочитайте слова и поставьте знак  «+» в первую колонку, если буква „h“ произносится, и во вторую, если буква „h“ не произносится:

 

Ja

Nein

Haus
zehn
Hund
Sohn
Wohnung
heißen
sehr
hier
haben

 

 

6. Наклейте слова из таблицы в соответствующую колонку.

Ei/ei -

- ei -

- ei

 

Speise
Eile
Blei
Eisen

fein
Zwei
Seife
eisig

klein
Eimer
Reifen
einig

frei
weit
Schrei
Reis

 

 

 

III. Упражнения, направленные на овладение орфографией слов.

1. Прочитайте слова (предложения) и скажите, почему в них выделены буквы или буквосочетания.  Запомните эти слова (предложения) и напишите их в тетради по памяти. Проверьте, правильно ли вы их написали: klug, Kirche, Spielzeug, Jener Junge heißt Dieter.

Dieses Mädchen ist fleisig.

2. Верните на место буквы выпавшие из слов, подберите в таблице необходимые буквы или буквосочетания:

3. Вставьте пропущенные буквы:

T- ATER, GE – - - - FT,  C-F-,

4. Замените знак  +  гласными, прочитайте получившиеся слова:

H + S +        H + ND       K + H

5. Найдите спрятавшиеся в квадрате слова, прочитайте и обведите их.


6.  Найдите спрятавшиеся слова, выпишите их и составьте предложение:

C D A S I H A U S S D E R S I O K M B K I N D E R I S T B G R O ß F L G E

7. Прочитайте и выпишите  имена мальчиков левый  столбик, а девочек в правый 

8. В этих словах    переставлены буквы. Только буквосочетание „sch“ стоит на месте.  Назовите нужные слова:

 9. Из каких названий месяцев эти слоги?

- nu -     - bru -       . gust -       -ni      -tem-      -vem-     -zem-      -li

10. Прочитайте и продолжите цепочку слов:


11. Найдите слова, обозначающие профессии, правильно подобрав и сложив  вместе слоги из трех
столбиков:

Apo      ge         er
In          werk    er
Ver        ge         rin
Hand     theke    nieur
An         käuf     stellte

Такими упражнениями я пользуюсь на уроках немецкого языка в начальных, а порой и в средних классах (применяются на слабых учениках) для того, чтобы как можно быстрее научить учащихся безошибочному чтению.

Разработки таких методов существовали и раньше, но я попыталась создать свои упражнения, успешно их применяю и хочу поделиться с другими.