Музыкально-двигательная терапия в группах предшкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыкально-двигательная терапия основана на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности ребенка под музыку.

Приемы музыкально-двигательной терапии включаются во все режимные моменты и свободную деятельность наших воспитанников. Это направлено на сближение детей друг с другом и воспитателем, на ориентировку в группе.

В течение всего дня в группах предшкольного образования звучит музыка (медленная, быстрая, грустная, веселая). Так, утренняя гимнастика проходит под бодрую веселую музыку, настраивая детей на позитивный лад. Во время выполнения режимных моментов (когда моют руки) воспитателям рекомендую использовать записи звуков природы, например – шум водопада. Обращается внимание на то, что вода льется, как водопад. Во время еды включается спокойная классическая музыка. Перед занятием можно использовать мелодию Поля Мориа. Она постепенно станет сигналом к началу занятия. В перерывах между занятиями проводятся двигательные и музыкальные разминки под разнообразную музыку.

Музыкально-двигательная терапия используется также на музыкальных занятиях.

Основная цель - снятие психического и мышечного напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных танцевально-двигательных упражнений и игр. Они предполагают решение следующих задач:

  1. Развивать двигательную способность; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).
  2. Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела.
  3. Способствовать снижению тревожности, страха, улучшению настроения.
  4. Повысить социальную активность, эмоциональность.

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (“зажим”) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела.

Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому в своей работе, на занятиях, использую упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом.

Привожу примеры упражнений, развивающие пластику, гибкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.

Я предлагаю детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают этюд на заданную тему, соответствующий характеру музыки.

  1. “Водный карнавал” (предложить детям побывать на празднике у морского царя, все превращаются в морских обитателей и танцуют, ведущий выбирает лучшего)
  2. “Свободный танец” - танцевать с закрытыми глазами не мешая друг другу.
  3. “Утро” (музыка Э. Грига “Утро”). Дети лежат на ковре, спят, ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну, любуются ранним утром.
  4. “В магазине зеркал”. В магазине стояло много больших зеркал (дети). В магазин зашла обезьянка, она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. “Обезьянки” ответили ей тем же. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
  5. “Согласованные действия” в паре друг с другом (пилка дров, гребля в лодке, перетягивание каната, передача хрустального стакана)
  6. “Танцующий огонь” (музыка Г. Свиридова “Время вперед”). Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра в разные стороны, разлетаются маленькие искры.
  7. “Подарок” (Д. Шостакович “Вальс-шутка”). Дети передают радостное настроение в связи с получением подарка ко дню рождения или празднику.

В заключении хочется сказать, что в процессе применения музыкально-двигательной терапии дети учатся самовыражаться через музыку, раскрепощаться, верить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, чему научились.