Элективный курс "Основы моделирования"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Основы моделирования одежды» предназначена для обучающихся 10 класса, рассчитана на 34 часа.

Содержание программы разработано на основе системного анализа швейного производства и трудовых функций швеи с учетом обеспечения преемственной связи предпрофильного обучения и профильной школы.

На данном этапе обучения обучающиеся овладевают знаниями и умениями по моделированию и конструированию одежды, а также общими знаниями для родственных профессий: швея, вышивальщица, модельер, закройщик и др.

Актуальность данного курса возрастает в связи с углубленным изучением технологии, связанный с переходом на профильное обучение.
Целью элективного курса является воспитание у обучающихся эстетического вкуса одеваться стильно и современно, затрачивая при этом минимум средств и усилий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • формировать у обучающихся умения правильно и безошибочно моделировать разнообразные модели;
  • способствовать овладению основными понятиями по конструированию, моделированию и выкраиванию одежды;
  • познакомить обучающихся с характером трудовой деятельности рабочих профессий швейного производства

Программа включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний, умений и навыков формируемых у обучающихся, содержание теоретического и практического обучения, связующим звеном которого являются практические работы, список литературы, учебно-наглядных и технических средств обучения.
Тематический план состоит из 5 разделов:

  1. Общие сведения об одежде.
  2. Композиция костюма.
  3. Основные этапы моделирования одежды.
  4. Техническое моделирование формы юбки.
  5. Техническая разработка чертежа с рисунка (практическая работа)

Теоретический курс обучения направлен на формирование у обучающихся 10 классов знаний по истории одежды, композиции костюма, этапы моделирования, а также знакомство с пропорциональным членением костюма и конструктивными линиями.
В процессе практического обучения особое внимание уделяется формированию у обучающихся умений по моделированию и конструированию одежды, разработке и построению чертежа конструкции по заданной модели.

На занятиях обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность, содержание которой является создание эскиза модели, ее описание, разработка чертежа конструкции, что повышает интерес обучающихся к данному виду деятельности. Процесс углубления знаний осуществляется в условиях реализации взаимосвязи преподавания, черчения, химии, на основе преемственности с трудовым обучением в 5-9 классах.

При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности, для самостоятельной работы по созданию моделей будущих изделий и их изготовлению, подготовке творческой выставки. В течении года в рамках школы обучающиеся проводят демонстрацию моделей, творческие выставки, выполняют творческие проекты с которыми выходят на квалификационный экзамен, проходящий на базе МУК, выполняют олимпиадные работы.
Курс обучения завершается выполнением итоговой практической работой. При этом обучающиеся должны выполнить построение чертежа конструкции модели с рисунка и предоставить эскиз и описание модели.

В процессе обучения, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Обучающиеся должны знать:

Общие сведения об одежде, пропорции, формы и силуэты; правила создания костюма с учетом силуэта, ритма и цвета в костюме; основные этапы моделирования; техническое моделирование юбки; расчет для построения чертежа конструкции.

Обучающиеся должны уметь:

Наносить конструктивные линии, создавать эскиз заданной модели и выполнять его описание, построение кокеток, рельефов, перемещать выточки шаблонным методом.
Самостоятельно выполнять построение чертежа конструкции по заданной модели.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Примечание

  Введение.
Цели и задачи моделирования.
Краткие сведения из истории одежды
2
1
1
 
I. Общие сведения об одежде.
Пропорции, формы, силуэт.
Практическая работа.
Конструктивные линии.
1

1

 
II. Композиция костюма.
Создание костюма.
Силуэты одежды.
Ритм в одежде.
Цвет в костюме.
Практическая работа.
Пропорциональное членение костюма.
2
1
1

2

 
III.

 

 

 

 

 

IV.

Основные этапы моделирования одежды.
4.1.Художественное описание модели.
Практическая работа.
Выполнение эскиза модели по описанию.
4.2.Техническое моделирование.
Методы моделирования.
Практическая работа.
  1. Перемещение нагрудных вытачек шаблонным методом.
  2. Построение кокеток.
  3. Построение рельефов.

Техническое моделирование формы юбки.

10
1

2
2

5
1

2
2
3

 
V. Практическая работа.
Техническая разработка чертежа модели с рисунка.
Создание эскиза.
Описание модели.
Построение чертежа конструкции модели в масштабе 1:4.
– расчет и построение сетки чертежа,
– расчет и построение основных деталей кроя,
– расчет и построение дополнительных деталей кроя.
13

2
1
(10)
2
6
2

 
  Итого 34  

Список литературы для учителя:

  1. Лиин Жак «Техника кроя». Перевод с французского А.Д. Клепцов, И. Клепцлва, Кыргыстан, 1989 г.
  2. Мельникова Л.Ф. «Обработка тканей» – учебное пособие для обучающихся. Просвещение, 1986 г.
  3. Холман Д. «Конструирование одежды» – перевод Е. Зайцевой М. Издательство ЭКСМО, 2002 год.
  4. Янчевская Е.А., Тимагиева З.Н. «Конструирование и особенности изготовления легкой одежды сложных форм», 1981 г.

Список литературы для обучающихся:

  1. Труханова А.Т., Исаев В.В., Рейноаа Е.В. «Основы швейного производства» – учебное пособие для обучающихся 8-9 классов. Москва «Просвещение» 1989г.
  2. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. Москва. «Легкая и пищевая промышленность» 1984 г.
  3. Журналы: «Бурда», Moden «Diana», Золушка и др.

Содержание программы

Введение –2 ч.

  1. Цели и задачи моделирования 1ч.
  2. Краткие сведения из истории одежды 1 ч.
  3. Ассортимент современной одежды.
  4. Общие сведения о конструкции легкого женского платья. Характеристика фигур по осанке, размеру, росту, полноте.

I. Общие сведения об одежде – 1 ч.

Предпосылки возникновения одежды, пропорции одежды, форма, силуэт, ритм, гармония линии в одежде.
Практическая работа 1 ч.
Выполнение линии плеча, боковых линий, линии низа изделия. Фасонные линии (драпировка), горизонтальные линии (борта, боковые линии), вертикальные линии (плеч, талии).

II. Композиция костюма 2 ч.

Правила создания костюма. Значение и сущность силуэта, ритма и цвета при создании костюма. Костюмы разных эпох (Древней Греции, готики, эпохи Возрождения, барокко, ампир, модерн.)
Практическая работа 2 ч.
Выполнение пропорционального членения фигуры.

III. Основные этапы моделирования одежды 10 ч.

Художественное  описание модели по готовому эскизу 1ч.
Практическая работа 2 ч.
Выполнение эскиза модели по описанию.
Техническое моделирование 2ч.
Методы моделирования. Шаблонный и графический .
Практическая работа 5 ч.
Перемещение нагрудных вытачек шаблонным методом 1 ч.
Построение кокеток 2 ч.
Построение рельефов 2 ч.

IV. Техническое моделирование формы юбки. 3 ч.

Моделирование юбки со складками, на кокетке.

V. Практическая работа

Техническая разработка чертежа модели с рисунка. 13 ч.
Создание и описание модели. Построение чертежа конструкции в масштабе 1:4. понять основную идею модели и замысел художника. Продумать материал, определить рекомендуемые размеры, роста и полноты. Дать подробное описание внешнего вида модели.

Квалификационная характеристика

Обучающиеся должны знать:

Общие сведения об одежде, пропорции, формы и силуэты. Правила создания костюма с учетом силуэта, ритма и цвета в костюме. Основные этапы моделирования, техническое моделирование юбки. Расчет для построения чертежа конструкции.

Обучающиеся должны уметь:

Наносить конструктивные линии, создавать эскиз заданной модели и выполнять его описание, построение кокеток , рельефов, перемещать выточки шаблонным методом.
Самостоятельно выполнять построение чертежа конструкции по заданной модели.