Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель – познакомить учащихся со строением органа зрения и раскрыть принцип работы зрительного анализатора.

Задачи:

  • Раскрыть значение зрения, позволяющего животным определять положение объекта в пространстве и манипулировать с ним;
  • Для человека – трудовая деятельность, письмо, чтение, способность передавать информацию.
  • Показать строение глаза и раскрыть связь строения и его функции, обеспечивающие изображение на сетчатке;
  • Показать адаптацию зрения к условиям среды;
  • Раскрыть работу зрительного анализатора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ознакомление с темой урока.

(слайд 1)

1. Пословицы и поговорки про глаза (слайд 2).

– Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?

Найдите ответ в тексте учебника.

Летчик-космонавт Леонов говорил, что в космосе только зрение из всех органов чувств дает информацию, необходимую для работы.

Все записи выполняются в процессе работы в печатном листе учащихся (Приложение 3), что позволяет сберечь время на уроке для выполнения практических работ.

2. Глаза животных (слайд 3 и 4). Зрение позволяет животным определять положение объекта в пространстве и манипулировать с ним: защита, поиск пищи и комфортных условий существования, нападения и т.д. Если же животные обитают в почве, то органы зрения у них нередко редуцируются. Человек же видит только при наличии света.

3. Рассмотрим строение органа зрения человека (слайд 5). Глаз человека по форме напоминает яблоко, потому имеет название – глазное яблоко. Глазное яблоко располагается в глазницах черепа, а подвижность его обеспечивают 6 групп мышц, которые одним концом прикреплены к черепу, а другим к глазному яблоку. Какова роль каждой части внешнего строения глаза. Найдите ответ в тексте учебника.

4. Рассмотрим другие видимые части глаза человека на рисунке и модели глаза (слайд 6). Радужка глаза может быть от светлой голубой, до почти черной. Она определяет цвет глаз человека, она же регулирует поступление света в глаз человека сужая и расширяя зрачок.

5. Другие свойства радужной оболочки (слайд 7). Иридиодиагностика и иридология – выступление учащихся (Приложение 2).

6. Работа хрусталика – аккомодация (слайд 8). Практическая работа. Посмотреть на букву написанную на прозрачной пленке, а затем сфокусировать взгляд на текст на доске. Результаты оформить в таблице.

III. Физминутка – гимнастика для глаз.

(Приложение 4)

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

7. Рецепторы глаза – палочки и колбочки сетчатки глаза и их расположение (слайд 9). Практическая работа. Взять красный карандаш, расположить его перед глазами, а затем медленно передвигать его вправо или влево не поворачивая головы.

8. Принцип работы зрительного анализатора (слайд 10). Рассмотреть расположение зрительного нерва и слепого пятна. Практическая работа. Описание работы в учебнике. Результаты оформить в таблице.

9. Изображение на сетчатке и зрительный образ (слайд 11).

10. В чем сходство человеческого глаза и фотоаппарата. Выступление учащихся. (Приложение 1)

IV. Подведение итогов

(слайды 12-13)

V. Домашнее задание

(слайд 14)

VI. Организационный момент.

8.03.2011