Инновационные подходы к развитию умения выполнять анализ и синтез слова младшими школьниками с сособыми образовательными потребностями на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (5,3 МБ)


Логопедическое занятие - "Сказка о том, как собачка разучилась лаять"

Логопедическая тема: "Развитие умения выполнять анализ и синтез слова".

Лексическая тема: "Животные".

Цели:

  • закрепление умения учащихся выделять первый звук из слова;
  • развитие интереса к занятию и воспитание мотивации к учению через использование инновационных приемов ведения урока;
  • активизация познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.

Наглядные пособия и раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, карточки с изображениями животных, сигнальные карточки, тетради.

План и ход урока

1. Организационный момент.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Я говорю звуки, а вы из них составляете имена. Кто услышит свое имя, тот сядет за парту. Молодцы, ребята.

3. Развитие умения выделять первый звук из слова.

Л.: Сегодня на уроке мы будем учиться выделять первый звук из слова. Логопед называет слова предметы, а дети поднимают сигнальные карточки с первым звуком в слове: кошка, мышка, волк, аист, ворона, уточка.

Л.: Назовите звуки, которые вы выделили в словах. Правильно, молодцы.

Какие животные, из названных мною, домашние, а какие дикие? Назовите птиц.

Какое животное не водится в лесах нашей страны?

4. Молодцы, дети. А теперь поиграем. Мы вспомним названия детенышей животных.

Я называю животное и бросаю мяч, вы называете его детеныша и бросаете мяч мне.

Логопед называет животных (собака, кошка, мышка, лошадь, корова, волк, медведь, лиса, заяц):

У кошки - котята, у собачки – щенята + и т.д.

Логопед подводит итог повторению, отмечает активных учеников.

5. Работа над сказкой. Слайд 1, 2.

Сегодня, дети, я расскажу и покажу вам сказку. Сказка эта непростая, логопедическая. Она называется " Сказка о собачке, которая разучилась лаять". Мы будем играть и учиться. Будьте внимательны на уроке. Ваше умение выделять и соединять звуки в слова нам очень пригодится. Смотрим на экран и учимся.

Слайд 3. Логопед читает текст сказки: "Жила-была собачка, она много лаяла на людей, на кошек, на птичек и даже на мух. Однажды утром собачка забыла, как надо лаять! Что же делать?

- Дети предлагают варианты помощи собачке.

Слайд 4. Логопед предлагает детям читать сказку по ролям, если дети умеют читать.

"Я думаю, надо поискать твои звуки",- отвечает корова.

"А какие это звуки?"- спрашивает собачка.

6. Развитие умения выделять первый звук из слова:

Слайд 5,6,7, 8,9,10

Л.: " Дети, назовите первый звук в словах " малыши, малина, машина". А в каких словах есть звук "У"?

Логопед предлагает детям записать в тетрадь слова со звуками "м", "у".

7. Чтение сказки продолжается. Слайды 11-17

Дети закрепляют умение выделять первый звук из слова, записывают в тетрадь слова со звуками "бь", "е", "к", "р", "я".

Расширяются знания детей об окружающем мире, пополняется словарный запас. Дети удивляются и не скрывают своих эмоций. Некоторые из них впервые видят белочку, улитку, овечку, крокодила.

8. Логопеду с детьми необходимо обсудить поступок кошки. Что можно сказать о кошке, какая она? Почему надо помогать друг другу в беде, даже, если вы не дружите? А как люди помогают друг другу в беде? Слайд 18,19.

9. Отдельно можно остановиться на поступке вороны. Слайд 20.

Почему ворона удивилась? Дети с помощью логопеда вспоминают, что собачка лаяла на всех, значит, ни с кем не дружила, была злой, поэтому и пропал у нее голос.

10. Как помогла собачке ворона? Какие звуки надо выделить из слова собачке, чтобы получилось "Гав"? Слайд 21.

11. Завершение работы над сказкой. Слайд 22

Какой совет ворона дала собачке?

Урок-сказка заканчивается повторением записанных в тетрадь слов с изучаемыми звуками, беседой логопеда с детьми, в процессе которой повторяются и закрепляются приобретенные умения по выделению первого звука из слова. Дети вспоминают изученный материал, опираясь на картинки животных-участников сказки. Слайды 23,24

Необходимость применения упражнений по развитию анализа и синтеза слова на каждом коррекционном уроке направляет логопеда на поиски путей проведения занятий в интересных, нестандартных формах. Работа над сказкой обогащает лексический запас учащихся, способствует развитию фонематического слуха, высших психических функций. Возможны различные варианта использования сказки: на одном, двух, или трех уроках в зависимости от уровня развития группы, целей работы логопеда на уроке. "Сказка о собачке +" применяется мною для закрепления у первоклассников умения выделять первый звук из слова. Материал сказки направлен на воспитание у учеников коммуникативности и толерантности, так необходимых детям с особенностями в развитии.

Вариант сказки " Теремок" используется для занятий с учащимися 3-их классов с целью закрепления умений выполнять анализ и синтез слова, а также дифференцировать согласные звуки.

Регулярное применение информационных технологий на коррекционных занятиях способствует повышению уровня мотивации, умения учащихся с особенностями в развитии выполнять фонематический анализ и синтез слова при активном участии ребенка в познавательном процессе.

9.04.2011