Урок музыки по теме "Интонация"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель урока:

  1. Помочь школьникам уяснить, что интонации бывают разные, одни - передают настроение, чувства человека. Другие - движение, третьи-звуки разных зверей, птиц, звучание музыкальных инструментов.
  2. Развитие интереса к музыке, музыкальным занятиям ,творческой активности учащихся.
  3. Воспитание музыкального вкуса, эстетических чувств.

Оборудование: компьютер, колонки, экран, проектор, музыкальный центр, фортепиано, портреты: И.С. Баха, Ш.К. Сен-Санса, слова (муз. термины) - остинато, волынка, изобразительные иллюстрации, раздаточный материал-виды мелодических линий.

Ход урока

Вход учащихся под «Марш» Э. Грига.

Музыкальное приветствие.

Учитель: «Прозвенел звонок».

Ученики: «Начался урок».

Учитель: «Здравствуйте ребята».

Ученики: «Добрый день».

Учитель: В музыке много интонаций изображающих звучание музыкальных инструментов, звуки природы, тишину ночи, шаги человека, выражающие разные характеры, чувства и настроения.

Тема нашей четверти: «Интонация» Слайд №1.

Тема сегодняшнего урока «Изобразительные и выразительные интонации».

Слайд №2.

Сегодня мы услышим музыкальные произведения, интонации которых носят яркую изобразительность. Изображают животных, птиц, музыкальные инструменты.

Прежде чем вы узнаете цели и задачи урока, проведем небольшую разминку. Прослушайте вопрос и ответьте на него: «Какой гениальный немецкий композитор, оставшись рано сиротой и живя в доме брата, втайне от него при лунном свете переписывал ноты, понравившихся ему музыкальных произведений? » (И.С. Бах).

Показ слайда №3.

Зачитываются цели и задачи урока из слайда:

  1. Детство и творчество И.С. Баха.
  2. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах.
  3. Знакомство с инструментом Волынка.
  4. Слушание пьесы Волынка.
  5. Размышление.
  6. Детство и увлечения Сен-Санса.
  7. Фантазия « Карнавал животных» Сен-Санса.
  8. Распознавание музыкальных пьес по их изобразительным интонациям.

Показ слайда №4

Портрет композитора И.С. Баха.

Показ слайда №5

И.С. Бах - немецкий композитор жил более 300 лет назад. В семье композитора не одно поколение было музыкантами-органистами, скрипачами, капельмейстерами (руководитель хора, капеллы). Первым учителем музыки был его отец, с 5 лет обучавший мальчика игре на скрипке. Огромную радость испытал Иоганн Себастьян когда отец подарил ему скрипку. С тех пор музыка заполнила всю его жизнь.

Показ слайда №6.

На десятом году жизни умирает мать, вскоре отец. Иоганна Себастьяна вместе с другим братом Иоганном Якобом взял на воспитание старший брат. Иоганн Христоф служил органистом в городе Ордруфе. Он определил Иоганна Себастьяна в гимназию и продолжал обучать музыке. Но это был не чуткий музыкант, черствый человек. Занятия не удовлетворяли Себастьяна. Иоганн Христоф хранил в своем шкафу сборник составленный из произведений знаменитых композиторов того времени. Просьба Себастьяна позволить познакомиться с этими композициями была категорически отвергнута. А что произошло дальше мы, вспомнили в начале урока.

Показ слайда №7.

Творчество:

Первый период деятельности композитора был связан с органной музыкой. Впоследствии предметом его внимания становятся произведения камерного жанра. К этому времени относятся его произведения для скрипки, виолончели, инструментального ансамбля, и конечно клавира (предшественника фортепиано).

Показ слайда №8.

Для жены и своих детей он написал «Тетрадь Анны Магдалены Бах » сборник музыкальных пьес (Сборник состоит из 42 пьес). Одна из них называется «Волынка».

Показ слайда № 9.

Волынка - народный духовой инструмент. Состоит из кожаного мешка или пузыря, в который нагнетают воздух. К мешку прикрепляют несколько трубок, одна из которых имеет отверстие (подобно свирели). На ней можно исполнять несложную мелодию; каждая из остальных трубок издает, какой либо непрерывно тянущийся звук: отсюда выражение «Тянуть волынку». Волынка инструмент древнего происхождения, известный еще в древности.

У разных народов она получила различные названия: коза, дуда, ствири и т.д.

Слушание пьесы « Волынка» в исполнении учителя.

Показ слайда № 10.

Размышление:

  1. Какими интонациями передает композитор звучание волынки?
  2. Какова мелодическая линия? Покажите с помощью карточек.
  3. Из разных или одинаковых по длительности нот состоит ритм «волыночного» сопровождения?
  4. Как называется ритм - основанный на повторах?

Учитель: Приходилось ли вам бывать на природе, слушать голоса природы? Как поют птицы, стрекочут кузнечики?

Давайте сейчас послушаем швейцарскую народную песни, и исходя из содержания дадим ей название.

Слушание песни «Кукушка».

Ответы детей на поставленный ранее вопрос.

Учитель: Песня называется «Кукушку».

Вопросы:

  1. Что изображается в главной интонации?
  2. Где находится «зерно» интонации?
  3. Какова мелодическая линия главной интонации?

Разучивание песни «Кукушка».

Показ слайда№11.

Портрет Ш.К. Сен-Санса.

Читают со слайда ученики:

Французский композитор, пианист, органист, дирижер, писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.

Показ слайда №12.

Детство.

Родился в Париже. С двух с половиной лет Камиль учился играть на фортепиано под руководством бабушки. Мама – художница. К пяти годам стал сочинять – галопы, вальсы, романсы. Обладал уникальным слухом (он определял безошибочно высоту не только музыкального звука, но и звуков, издававшихся любыми предметами). Наряду с музыкой занимался латинским языком (В подлиннике читал произведения Гомера и Цицерона).

Показ слайда №13.

Сен-Санс в детстве.

Показ слайда № 14.

Круг интересов Камила Сен-Санса был широк: кроме музыки он интересовался литературой, астрономией, зоологией, ботаникой, много путешествовал.

Показ слайда №15.

С раннего детства будущий композитор любил природу и животных. Став композитором он написал « Зоологическую фантазию», так с юмором он называл «Карнавал животных».

Показ слайда №16.

«Карнавал животных».

В Карнавале животных 14 номеров:

  1. Королевский марш львов.
  2. Курицы и петух.
  3. Антилопы.
  4. Черепахи.
  5. Слоны.
  6. Кенгуру.
  7. Аквариум.
  8. Персонаж с длинными ушами.
  9. Кукушка в глубине леса.
  10. Птичник.
  11. Пианисты.
  12. Ископаемые.
  13. Лебедь.
  14. Финал.

Состав исполнителей: 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон, челеста.

Показ слайда №17.

За стареньким роялем
Маэстро колдовал,
По всей земле скликая
Зверей на карнавал.

Показ слайда №18.

(Рисунки животных).

Показ слайда №19:

Назовите в каком порядке будут звучать пьесы из фантазии Сен-Санса?

Звучит музыка:

  1. Королевский марш львов.
  2. Кенгуру.
  3. Курицы и петух.
  4. Лебедь.
  5. Слоны.

Проверяется правильность ответов с помощью показа слайдов.

Показ слайдов №19

(б, в, г).

Показ слайда № 20:

Размышление:

  1. Какими интонациями композитор изображает « Куриное трио», «Лебедя», «Кенгуру», «Льва», « Слона»?
  2. Дайте им музыкальную характеристику?
  3. Почему карнавал открывается маршем львов?

А сейчас мы с вами продолжим игру «Кто как кричит?», начатую на прошлом уроке.

Учитель читает стихотворение А. Барто. Ребята подбирают карточки с мелодическими движениями для каждого персонажа.

Учитель читает 2-ую строчку, ученик мимикой, позой, движением и интонацией изображает: Петушка, Курочку, Птичку, Котика, Собаку, Ворону, Корову.

КУ-ка-ре-ку!
Кур стерегу!
(петушок)

 

 

Пить, пить, пить!
Воды попить.
(птичка)

 

 

Кудах-тах-та!
Снеслась в кустах.
(курочка)

 

 

Мур, мурр!
Пугаю кур.
(котик)

 

 

Ам-ам!
Кто там?
(собака)

 

 

Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
(ворона)

 

 

Му-му-му!
Молочка кому?
(корова)

Вывод: Сегодня звучало много разной музыки, которая помогла нам понять, что интонации бывают изобразительного характера. Это и животные, и птицы, и подражание игре на волынке.

Показ слайда №21.

Домашнее задание:

Подобрать к звучащей на уроке музыке стихи о животных.

Или

Нарисовать иллюстрацию к понравившимся произведениям.