Страницы истории в художественном осмыслении М.Шолохова (по роману "Поднятая целина")

Разделы: Литература


Цель: помочь увидеть показанные автором глубины исторического процесса, осмысление правды жизни, конфликты эпохи; показать трагизм судеб героев, всего народа в период ломки нравственных устоев казачества

Ход урока

1. Слово учителя

Учитель: Михаил Шолохов – лауреат Нобелевской премии, одной из самых престижных и авторитетных. Причём, дали ему её за одно произведение – “Тихий Дон” – случай редкий. Мы же сегодня будем говорить о другом его романе – “Поднятая целина”, который в угоду новому времени рассматривается неоднозначно, некоторые литературоведы даже называют его “сомнительным романом о коллективизации”.

Можно лишь подивиться драматизму писательской судьбы: при жизни автора шлейфом тянулись сплетни за “Тихим Доном”, после смерти – тень недоверия упала на “Поднятую целину”.

Это одна из моих любимых книг. Она и сегодня остаётся лучшей книгой, раскрывающей страницы нашего героического и трагического прошлого. Шолохов даже при жесточайшей цензуре “макал перо в правду”. И мы сейчас с вами в этом убедимся.

? О чём этот роман?

2. Работа со словом

Собираем личностный смысл ключевых слов.

Цель: это позволяет нам активизировать личностный опыт ученика и на его основе выйти на тематику и проблематику произведения, приблизиться к интерпретации авторского замысла.

? Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием романа?

Вместе с учащимися группируем высказывания, обобщаем, связываем между собой логически.

(Это может быть так: да, этот роман о коллективизации, пришедшей в донские степи, страшной поре для народа, когда землю буквально полили кровью (первоначальное название романа), создании колхозов, первым председателем которого стал Давыдов).

3. Слово учителя

Мы очертили с вами круг вопросов, проблем, которые волновали автора, и вы, как читатели, увидели их. Посмотрим, как они решаются в романе.

Давыдов приезжает в Гремячий Лог организовать колхоз. Для того, чтобы понять дальнейшие события, нужно знать, что представляло собой казачество к 1930 году как особое военное сословие, стоявшее на защите границ России. Гоголь писал: “… его (казачество) вышибло из народной груди огниво бед”.

4. Экскурс в историю

(Историческую справку готовит ученик.)

Учитель: Начинаем заполнять таблицу.

Почти все знают о 10 заповедях, и почти никто их не знает, хотя они коренятся в сердце любого человека, в его совести. И здесь, на уроке, нужно говорить об этом хотя бы на уровне житейском, внерелигиозном. Так, первая заповедь – о достоинстве человека. Вера как непоколебимый фундамент бытия, как стержень подлинной духовности. Удивительная особенность пятой заповеди: она единственная не только не грозит наказанием, но, напротив, даёт обетование благ – “…чтобы продлились дни твои на земле…” Рассказать о заповедях поможет книга священника Михаила Шполянского “Десять заповедей закона Божьего: их практическое применение в жизни”.- Образ, 2005.

Заповеди и были нравственными законами, по которым жили казаки.

Так, к 30-му году, казачество уже не верило никому: лишённые всех прав, запуганные и подавленные, они лишались последней самостоятельности. Их загоняли в колхозы: начиналась коллективизация.

5. Экскурс в историю

(Историческая справка о коллективизации.)
(Кстати, в самом голодном, 1933 году, был экспортирован 1 млн. зерна.)

6. Работа с текстом

? Как проходит коллективизация в Гремячем?

Давыдову районное начальство дает установку: “По проценту будем оценивать твою работу”. Да и сам он еще не понимает, что за процентами, постановлениями стоят живые люди (сцена собрания).

7.

Первое, с чего начинает Давыдов – раскулачивание. Причем, вопрос для голосовавших ставился так: “Ты за советскую власть или за кулака?”.

Здесь в этих сценах решается извечная проблема русской литературы: как сохранить в себе Человека, оставаться Человеком.
Вот встреча трех главных героев романа после раскулачивания, полная глубочайшего психологического напряжения (работа с текстом, гл.9).

Пока для них

Сталин же освободил от мук совести, провозгласив новый закон классовой нравственности: “Сын за отца не отвечает”.

Шолохов здесь документально точен, показывая трагизм времени, изломанные судьбы и “белых”, и “красных”.

8.

Были ли в Гремячем люди, поддерживающие создание колхозов?

Индивидуальные задания (К. Майданников, П. Любишкин – гл.4,9,10).

Они понимают, что будет трудно, но вы бор их выстрадан жизнью, и потому заслуживает уважения.

Автор не дает прямой своей оценки событиям, но мы видим, что критерием истинной правоты и справедливости в романе является логика самой жизни, нравственные законы, по которым казаки жили много веков. Должно было сохраниться главное – непрерывность культурной, интеллектуальной, и, в лучших проявлениях, духовной традиции. И это единственный их спасительный путь.

9. Работа по схеме

Запись в тетради ключа прочтения романа.

Литература

  1. Священник Михаил Шполянский. Десять заповедей Закона Божьего. – М.: Образ, 2005.
  2. Статьи журналов “Литература в школе”: Г.И. Беленький. Книга жизни; Т.В. Гордиенко. Русские литераторы – лауреаты Нобелевской премии; Г.М. Ребель. Предостережение; В.П. Павлюкевич. “В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата”; Н.М. Федь. М.А. Шолохов: штрихи к биографии; И.И. Чернова. “Так это было на земле”.
  3. Федорова Т.В. Путь к слову. – М., 2006.