Взаимодействие социально-педагогической службы с семьей (из опыта работы школы № 73)

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В школе № 73 социально-педагогическая служба существует 5 лет. В её состав входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, врач школы.

Цель социально-психологической службы создание благоприятных условий для развития ребенка в семье и школе.

Для социально-педагогической службы важно психофизическое благополучие детей в условиях семьи и учреждения образования (школы).

Составляя ежегодно социальный паспорт школы, было отмечено, что 23% семей, это неполные семьи, где нет традиционной системы отношений “мать-отец-ребенок”.

Статистика показывает, что материнские семьи в школе из числа неполных семей составляют 97%, когда отцовские 3%.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами такими как:

– неумение установить нужный стиль взаимоотношений с ребенком;
– выбрать адекватные методы и формы воспитания;
– отмечается противоречивость взаимоотношений в структуре “родитель-ребенок”, смещение на школу воспитательной функции.

Опросы родителей, проводимые в школе показали, что родители имеют низкий уровень информированности о возможностях социально-педагогической службы школы и других служб.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогического просвещения родителей.

Педагогический всеобуч родителей одна из форм, обеспечивающая наиболее полный обхват родителей школы педагогическим просвещением.

Цель педагогического всеобуча – повышение уровня педагогической грамотности родителей через разнообразные формы (лекции, консультации, семинары, педагогические чтения.)

Весь учебный материал рассчитан на два года.

1-й год обучения: изучение особенностей семейного воспитания детей на разных ступенях обучения на диагностической основе.

2-й год обучения: работают факультеты:

– педагогический;
– медико-валеологический;
– юридический.

Занятия для родителей проводятся в течение 9 месяцев с сентября по май 1 раз в месяц.

Формы проведения:

– консультации специалистов (заместитель директора по УВР, врач, социальный педагог, педагог-психолог, учителя предметники);
– просмотр детских выставок по художественно-продуктивным видам деятельности;
– показ видео фильмов на различную тематику;
– выступление родителей с рефератами об опыте воспитания.

Учебный план

1-й год обучения

содержание сроки ответственные
  Проведение исследований на диагностической основе с целью выявления взаимоотношений в семье. сентябрь-октябрь педагог-психолог, социальный педагог
  Проведение дифференциации семей на типы в соответствии с полученными данными при диагностике Ноябрь-январь педагог-психолог, социальный педагог
  Проведение социологического исследования среди родителей по проблемам:

– Комфортность ребенка в классе;

– Интересы ребенка и их соотнесение с его возможностями;

– формирование здорового образа жизни детей и их родителей.

Декабрь-апрель педагог-психолог, социальный педагог,

заместитель директора по УВР

2-й год обучения

Обучение родителей на факультетах:

– педагогическом;
– медико-валеологическом;
– юридическом.

Педагогический факультет

Тема занятия срок ответственный
1. Как помочь своему ребенку быть успешным в учении сентябрь психолог
2. Особенности стилей воспитания. Положительное и отрицательное октябрь психолог
3. Возрастные и психологические особенности учащихся на разных ступенях обучения ноябрь психолог
4 Агрессивный ребенок. Причины агрессивности. декабрь социальный педагог
5 Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике январь психолог
6 Девиантное поведение. февраль социальный педагог
7 Что такое характер? март психолог
8 Исправление истерического характера апрель психолог
9 Как установить доверительные отношения с подростком май социальный педагог

Медико-валеологический факультет

Тема занятия срок ответственный
1. Режим дня и его значение для ребенка сентябрь врач
2. Если в семье растет девочка (мальчик). ноябрь Психолог, врач
3. Половое воспитание школьников декабрь врач
4 СПИД – опасная инфекция январь врач, социальный педагог
5 О вреде алкоголя и никотина на детский организм февраль врач, социальный педагог
6 Наркомания угроза здоровью населения страны и национальной безопасности. март социальный педагог
7 Профилактика сколиоза апрель врач

Юридический факультет

Тема занятия срок ответственный
1. Опасна ли юридическая безграмотность сентябрь юрист
2. Права и обязанности участников образовательного процесса октябрь директор школы
3. Родительский договор ноябрь директор школы
4. Родители. Их права и обязанности декабрь социальный педагог
5. Основы социально-психологической помощи матерям одиночкам февраль социальный педагог
6. Мы оказываем помощь безработным родителям март социальный педагог

Результат

  • приобщение родителей к чтению психолого-педагогической литературы;
  • расширение арсенала применяемых методов воспитания (были авторитарные методы воспитания, то теперь в большей степени демократические методы0;
  • осознание родителями необходимости индивидуального консультирования со специалистами образовательного учреждения (увеличилось количество обращений родителей к социальному педагогу, психологу и другим специалистам. Родители не боятся таких специалистов как психотерапевт, нарколог и др.).