Занятие по автоматизации звука [ш]

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели:

  1. Учить произносить звук “ш” в слогах, словах, в речи.
  2. Развивать общие речевые навыки, мелкую моторику пальцев рук, слуховое восприятие.
  3. Воспитывать интерес.

Оборудование: индивидуальные зеркала, кукла – кот из кукольного театра, Презентация, аудиозапись Ф. Шопена “Вальс до диез…”

Ход занятия

I. Организационный момент:

Дети проходят и садятся на свои места.

Педагог надевает на руку куклу – кота (из кукольного театра) и прячет руку за спину.

– Ребята, к нам кто-то пришел сегодня в гости. Догадайтесь кто?
– Мяу, мяу!

Дети отгадывают, а логопед показывает игрушку.

– Кот Василий приглашает вас поиграть.

II. Обучение элементам самомассажа:

Мышки в норочках сидят,
Мышки в щелочки глядят.

(Проведение пальчиками вертикальных и горизонтальных линий по лицу.)

Ой, как много мышек тут,
Коготками пол скребут.

(Пощипывание лица.)

Тише, мыши, серый кот!
Он вас всех подстережет!

(Похлопывание.)

Серый кот гулять пошел,
И мышат он не нашел.

(постукивание лица подушечками пальцев.)

Только котик засыпает,
Мышки сразу выбегают.

(Разглаживание.)

– Вот проснулся кот и зашипел на мышей:

Дети сжимают кулачки и произносят звук “Ш-ш-ш”, разжимают – “Мяу”

III. Артикуляционные упражнения:

– А теперь выполним упражнения для язычка. Возьмите свои зеркала.

Играет кот на скрипке:
Тили-ли! Тили-ли!

(Поскрести зубками язычок упражнение “Расческа”.)

На блюдце пляшут рыбки:
Хлюп-хлюп, люли!– 2 раза

(Похлопать губами по языку.)

Танцуют чашки, блюдца:
Дзинь-дзинь, хо-хо!

(Упражнение “Чашечка”, движение языком вперед, назад.)

А лошади смеются
И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!

(Широкий язык присосать к небу, рот раскрывать как можно шире, чтобы натягивалась уздечка языка, потом закрывать.)

Котенка мышки не бояться,
С ним вместе прыгают, резвятся,

(Упражнение “Качели”.)

То бантик котику завяжут

(Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх.)

То сказку новую расскажут.

(Подуть в получившуюся “дудочку”.)

(М. Дружинина)

IV. Дыхательное упражнение.

– Ребята, давайте вспомним, всех членов кошачьей “семьи”: папа – …(кот), мама -… (кошка), детки – …(котята).
– Кот Василий рассказал мне, что его знакомая кошечка, очень любит шарики, но ее непослушные котята не умеют играть с шариками. От острых когтей шарики все время их лопаются.

Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…

Дети кладут руки на живот и делают вдох через нос, надувая животики. После небольшой задержки дыхания, дети выдыхают воздух, сдувая живот и произнося звук “Ш-ш-ш..” на выдохе. Повторить упражнение 5–6 раз.

V. Коррекция мелкой моторики пальцев рук:

А теперь кот Василий предлагает вам разучить упражнение для пальчиков “Котята”

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

VI. Автоматизация Ш в слогах.

– Вот уснул Василий – устал. А когда кот спит, выходят погулять мышки. Они бегают по листикам и шуршат.

Перед каждым ребенком лежит альбомный лист, на котором дорожкой наклеены сухие листья от деревьев (можно вырезанные из бумаги). Дети передвигаются по ним пальцами, повторяя различные “шипелки”. На каждую “шипелку” меняют пальчики: сначала дети шагают большим и указательным пальцами, потом, указательным и средним, потом средним и безымянным, потом безымянным и мизинцем:

Ша-шу-ши-шэ
Ши-шо-шу-ша
Шэ-шу-шо-ши
Шо-ша-шэ-шу

VII. Темпо-ритмические упражнения:

– Кот Василий время от времени просыпается и проверяет – нет ли поблизости мышей. Вы у нас будете мышками. Только мышкам нужно быть очень внимательными, чтобы кот их не заметил.

Звучит мелодия Ф. Шопена “Вальс до диез…”

Если музыка плавная, медленная, то мышки сидят в норке “на стульчика” , а “кот не спит”. Логопед с куклой на руке ходит по коврику и “ищет мышей”. Музыка заиграла ритмичная, веселая– “кот уснул”, а “мышки бегают вокруг кота, скребут коготками пол”.

VIII. Развитие фонематического восприятия.

– Ой, ребята. А Василий наш, почему-то расстроенный. Что случилось? Оказывается потерялся любимый звук кота – “Ш”. Звуку “Ш” очень понравилось, как мыши умеют шуршать. Звук убежал вместе с мышками из слов и потерялся. Теперь Василий не может понять ни одного слова. Давайте поможем Василию вернуть звук в слова.

Здесь используется игра – презентация. (Презентацию можно заменить картинками).

Важный звук.

Ход игры:

– Ребята, помогите звуку Ш найти свое место в словах.
На экране компьютера 10 картинок. Ведущий произносит название картинки, пропуская звук Ш, например, “арфик” вместо шарфик. Участники игры должны как можно быстрее догадаться, о какой картинке идет речь. Тот, кто догадался, правильно называет предмет и щелкает мышкой по картинке. Если предмет верно отгадан, то он исчезает и игра продолжается.

IX. Автоматизация Ш в словах и развитие зрительного восприятия.

– Вот вы и вернули звук “Ш” в слова. Но кот Василий по-прежнему расстроен. Мыши испортили его вещи. Давайте их починим.

Логопед показывает половину предмета. Дети отгадывают, что это за предмет и подбирают из картинок в центре стола вторую половину предмета.

X. Автоматизация Ш в связном тексте.

– Ребята, вы молодцы! Вы очень понравились Василию и он хочет поиграть с вами в интересную игру.

Игра “Кот на крыше”

Ход: Один из играющих “кот” (котом может быть логопед) сидит на стульчике. Остальные дети “мыши” тихо подходят к коту и , грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши…
Тише, мыши…
Кот сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…

После этих слов “кот” просыпается и гонится “за мышками”. Кого кот поймал, должны придумать два слова со звуком “Ш”.

XI. Итог.

– Вот и закончилось наше занятие. Василию пора возвращаться к себе домой.
Давайте с ним попрощаемся.
– До свиданья ребята.
Дается оценка работы детей и сладкие призы.

Использованная литература.

  1. Картушина М.Ю. “Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие”. – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  2. Лебедева И. Л. “Трудный звук, ты наш друг”. – М.: Изд. Вентана Граф, 2004 г.
  3. Селиверстов В.И. “Речевые игры с детьми”. – М.: ВЛАДОС, 1994 г.