Безопасность при пожаре

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


(Слайд 1).

Цели урока:

а) Знать: об основных причинах и последствиях пожара.
б) Уметь: правильно действовать в случаях пожара.

Оборудование: Плакаты “ Причины пожара “, памятка “ Как вести себя на пожаре”, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Солнце светило так ярко, что маленький Серёжа , выбежав из дома, зажмурился и громко чихнул.

– Будь здоров ! – услышал он незнакомый голос.
– Кто это ? – удивился мальчик. – Чей голос я слышал ?
– Мой ! – ответил уже знакомый незнакомый голос, но, как и прежде, никого рядом с Сережей не было.
– А! Со мной кто-то играет , – догадался мальчик . – Я сейчас его найду. Сказал, но не нашёл, хотя всюду искал. Мальчик огорчился и даже тихонько хныкал.
– Не надо хныкать! – услышал Серёжа. – Это я, Солнце, с тобой разговариваю. (Слайд 2).
– Ребята, посмотрите на доску. У нас сегодня в гостях Солнышко.
– А какое настроение у нашего гостя?
– Вот и мне хочется, чтобы вы были весёлыми, чтобы у вас было хорошее настроение.
А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легче. Начнём работать.

II. Мотивационно-целевой блок:

Учитель:

– Здравствуйте, ребята ! Я очень рада приветствовать вас на уроке безопасности. Сегодня мы вместе с Серёжей и нашими гостями, а в гостях у нас дедушка и папа пожарные, отправляемся в далёкое путешествие по планетам. И узнаем на каждой планете какие существуют опасности , которые могут не только испортить нам жизнь ,но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы как избежать их или победить в возникшей критической ситуации.
– Сегодня мы поговорим об огне , который не помогает людям , а наоборот приносит горе и беду всем живым на земле. Ежегодно в России во время пожаров гибнет около 20000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании . Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде.
Итак одеваем космические костюмы, садимся в ракету и отправляемся на первую планету. (Слайд 3).

– Ну вот кажется мы приближаемся на историческую планету. Интересно, что же мы здесь узнаем.

Учитель:

История возникновения и развития пожарного дела.

В “Судебнике” Ивана-II, введённом в 1498 году, сказано о курцах: “Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью”. С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В1803 году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек.
17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнём”.
Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

Учитель:

Россия с давних времён известна своими страшными опустошительными пожарами.
Ведь в деревнях и городах было много деревянных построек. Наиболее страшные пожары возникали в сельской местности. Остановить огонь было невозможно, за несколько часов поселение выгорало полностью, нередко в таких пожарах гибли люди. На месте деревни оставались головёшки да печные трубы. В городах действовали городские пожарные команды. 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. Но дом зачастую не успевали спасти. На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на пожарных автомобилях. Сейчас автомобили находятся в огромном специальном гараже.
А раньше у огнеборцев был сарай с широкими воротами, где хранилось пожарное оборудование с инвентарём, повозка с деревянной бочкой для подвоза воды к месту пожара, запряжённая лошадь да дежурный пожарный. В более богатых деревнях вместо бочек были ручные насосы – помпы на телегах с обязательным дежурным “коньком” (так ласково называли лошадь) – и колокол, в который звонили в случае пожара в деревне. По сигналу сбегались все члены дружины и выезжали не мешкая.

Учитель:

В пожарном календаре России указывается, что в 1904 году были включены две пожарные команды и четыре пожарные дружины (В городах были пожарные команды, а в деревнях – пожарные дружины.) Павлово-Посадской волости, а в 1912 году упоминаются уже 10 дружин.
В 1863 году в России был основан один из самых первых заводов, завод Г. Листа, выпускающий противопожарное оборудование. Там выпускали паровые и ручные насосы, заливные пожарные трубы, складные лестницы. Это оборудование было по достоинству оценено в пожарных частях, да и владельцы заводов и фабрик, содержавшие на своих предприятиях пожарные команды, старались оснащать их техническими средствами.
От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны.

Пожарные люди отважные!
Ведь что для них самое важное?
Сообща работать уметь,
Чтоб пожар преодолеть.

Учитель:

Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления силами и средствами сидят служащие пожарной части, принимающие сообщения о пожарах. Центр управления – это сердце пожарной охраны. Они быстро дают сигнал тревоги в пожарную часть, расположенную ближе всего к месту загорания, направляя туда необходимое количество пожарных машин, а также машин “скорой помощи”. В центре управления находится много пультов. За каждым сидит сотрудник, который принимает звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведётся журнал учёта звонков, выезда пожарных расчётов. На пожар всегда выезжает боевой расчёт, состоящий из нескольких машин.
Команда разделена на группы, у каждой свои задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания.

Лишь только услышат тревогу,
Сняв трубку звонка “ 01”
Пожарный расчет по тревоге
Летит в тот же миг, как один!

Учитель:

В своей работе пожарные используют множество различных машин. Одной из основных является машина для пожаротушения и вспомогательных действий. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.
Одежда и оснащение современного пожарного могут быть самыми разными. Материал для боевой защитной одежды подбирается в зависимости от того, какие задачи придётся выполнять.
Однако любой материал подвергается специальной обработке, благодаря которой он практически не горит. Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и повседневная форма, очень похожая на военную.

Кто сердцем силен и душой беспокоен,
И в беде ведет себя отважно,
Тот может быть, конечно, удостоен
Такого звания как пожарный.

Учитель:

Да интересно было узнать как же раньше справлялись с огнём.
А теперь мы отправимся дальше и полетим на следующую планету , которая называется

Планета правил .

Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.

– Что изображено на рисунке? (Огонь) (Слайд 4).
– Огонь в природе и в быту это хорошо или плохо?
– Назовите, что хорошего даёт человеку огонь?
– Действительно, огонь позволяет нам согреться , от него в темноте светло , на огне можно приготовить пищу.
– А чем плох, чем страшен огонь?
– Действительно, огнём можно обжечься, огонь может вызвать пожар.
– Если пожар случится в твоём доме, что вы должны делать?

Пожар в квартире:  (Слайд 5–6).

  1. Вызовите пожарную охрану по телефону 01.
  2. Выведите на улицу детей и престарелых.
  3. Если очаг возгорания невелик, попробуй его потушить cамостоятельно (из водопровода, стиральным порошком, плотной тканью).
  4. Запрещается тушить водой включённые электроприборы.
  5. Сообщи о пожаре соседям, позови их на помощь .
  6. Если не можешь справиться с огнём немедленно покинь квартиру. Отключи по возможности электричество, газ, закрой окна.
  7. При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем. Двигайтесь пригнувшись или ползком. (внизу меньше дыма )
  8. Если покинуть квартиру невозможно, постарайся пробраться на балкон, плотно закрой за собой дверь и зови на помощь.
  9. Ни в коем случае не прыгай с балкона, оставайся на месте – пожарные обязательно тебя спасут и кричите: ,, ПОЖАР!”.
  10. Если на тебе загорелась одежда, падай на пол и катайся, что-бы сбить пламя, либо накинь на себя очень плотную ткань.
  11. Храните документы и деньги в месте, известном всем членам семьи, на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Пожар в подвале: (Слайд 7).

  1. Звоните в пожарную охрану.
  2. Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для вас трагично.
  3. Если из-за пожара в подвале появился дым откройте окна (но не дверь на лестничную площадку ) и покиньте дом, оповестив соседей.
  4. Выбирайтесь либо низко пригнувшись либо ползком дыша через мокрую ткань или полотенце.
  5. Заблудившись, выходите в сторону тяги дыма.

Не найдя выхода, лягте в проходе, где температура не очень высока и постарайтесь чем-нибудь накрыться.

Горит телевизор: (Слайд 8).

  1. Обесточьте телевизор.
  2. Сообщите в пожарную охрану.
  3. Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, в первую очередь детей.
  4. Если после отключения телевизор продолжает гореть, залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью. Если горение продолжается выбросьте телевизор в окно, не забыв при этом посмотреть вниз.
  5. Если телевизор взорвался и пожар усилился, покиньте помещение закрыв двери и окна.

Учитель:
– Что необходимо сделать , если вы видите , что начинается пожар ?
– А как вы думаете , почему пожарный номер такой простой ?

,,01” – простой номер его всякий запомнит . (Слайд 9).
,,01” – короткий номер , при пожаре дорога каждая минута.
,,01” – удобный номер , его легко набрать даже в темноте .

Ученик:

Пусть каждый знает гражданин –
Пожарный номер – ,, 01”.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
,,01” сумей набрать
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: ,, Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою“.

– А теперь мы отправляемся на самую прекрасную зелёную планету.
– Ну , что с ней произошло, почему она кажется чёрной. Там что-то произошло.

 (Слайд 10).

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И , сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы ,
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– А теперь посмотрите, что стало с красивым зелёным лесом после пожара. (Слайд 11).
– Большой вред приносят пожары лесу. Человек придя в лес не всегда умеет себя вести в нём. От таких пожаров гибнут растения и животные и много лет лес стоит мёртвым.

Безопасность при лесных пожарах. (Слайд 12).

  1. Определите направление ветра и распространения огня, бегите из леса навстречу ветру по возможности параллельно фронту пожара.
  2. Если вы в зоне пожара окунитесь в ближайший водоём или хотя бы смочите одежду, дышите через мокрый платок.
  3. Если огонь небольшой можно засыпать землёй или залить водой.
  4. Потушив пожар, не уходите, не убедившись, что огонь не разгорится.

Недопустимо. (Слайд 13).

  1. Пользоваться открытым огнём (бросать горящие спички, окурки).
  2. Оставлять на освещенных солнцем местах бутылки или осколки стекла, которые могут стать зажигательными линзами.
  3. Выжигать траву.
  4. Разводить траву.

– А теперь мы отправляемся на свою родную планету, в свой родной класс.
– Давайте, ребята, скажем добрые слова нашим гостям – пожарникам.

Ученик:

С профессиональным праздником вас поздравляем,
И от всей души желаем здоровья, в работе успеха,
Счастливой улыбки, весёлого смеха,
Огромного счастья, спокойствия в мире,
Любви и согласия в вашей квартире!

Ученик:

Знают взрослые и дети
В самых дальних концах земли,
Люди сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли!

Ученик:

Сохраняли его, как умели,
Всемогущий, горячий огонь.
И хоть тысячу лет пролетело,
Людям нужен по-прежнему он!

Частушки:

Для забавы и игры
Спички в руки не бери,
Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом!

Сам костра не разжигай
И другим не позволяй .
Даже крошка – огонёк
От пожара недалёк .

Газ на кухне, пылесос,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надёжный, старший друг !

Мы сидели на уроке,
Спичками играли …
Ах, как жаль, что ОБЖ
Плохо изучали.

Дома мы варили щи,
Газ не выключив, ушли,
Не поесть нам больше щей,
Осталась кучка кирпичей.

Вместе мы в поход ходили,
Да костёрчик разожгли,
Уходя, не потушили:
Леса нет – одни угли.

Ученик:

Пусть мы маленького роcта,
Только рост здесь ни при чём!
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнём.

Учитель:

– А теперь поиграем в игру ,, Это я , это я , это все мои друзья “
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре ?
Кто из вас, почуяв дым, говорит:,, Пожар ! Горим ! “
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём ?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по ,,04”?
Кто костры не поджигает и другим не разрешает ?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички ?
Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнём ?

Дети: (Слайд 14).

Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!

III. Итог урока:

– Ребята, всегда помните, что легче пожар предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
– Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но, если пожар всё-таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.
– Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом .
– Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой вы учитесь!
– Вот и солнышко отправилось домой .

Спасибо за внимание! (Слайд15).