Комплексная экскурсия в природу "Люблю тебя, мой край родной"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель экскурсии: Познакомить учащихся с различными видами ландшафтов на горе Куцай и изменением их под влиянием антропогенного фактора.

Задачи экскурсии:

  • Познакомить учащихся с объектами экологической тропы.
  • Прививать любовь “ малой” родине
  • Прививать навыки правильного поведения в природе.
  • Сформировать и закрепить на местном материале понятия и представления формах рельефа своей местности, об экологических проблемах города, причинах образования подземных источников вод.
  • Рассмотреть, как используются местные природные ресурсы в хозяйственной деятельности жителей города.

Оборудование: буклет “Экологическая тропа на горе Куцай”, лупы, определители растений, блокноты, ручки.

Экскурсия рассчитана как на учащихся начальной школы, так и учеников 8-9 классов во время изучения курса “География Ставропольского края”.

Есть природный объект, что знает весь край,
Та гора называется просто – Куцай.

********

Сохранить надо очень и, конечно, спасти
Этот памятник чудный ставропольской земли!

В.А. Гаазов – известный Ставропольский краевед.

Продолжительность экскурсии 1,5-2 часа, поэтому целесообразно объединить два урока географии или провести экскурсию совместно с учителем биологии, истории, экологии.

Перед началом экскурсии учитель проводит вводный инструктаж о правилах поведения во время экскурсии.

Информация лист об экологической тропе на горе Куцай:

Маршрут экологической тропы составлен на основе экологической тропы проложенной кружковцами Светлоградской СЮН (теперь ЦЭО).

Расположение маршрута: Петровский район, окрестности г. Светлограда, г. Куцай.

Проезд: Автобус 2, 4, 6, ост. “Черемушки”

Далее пешком: до лицея №3, далее по ул. г. Куцай.

Землепользователь: Петровский лесхоз.

Значение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды, учащиеся могут изучать здесь работу ветра, условия образования барханов, процессы закрепления песков шелюгой и другими растениями.

Состояние экологической тропы – удовлетворительное.

Режим использования: отдых с ограниченным разведением костров, учебные исследования, экскурсии. Запрещается заезд автомобилей, любые виды сбора природного материала, загрязнение, распашка.

Необходимые мероприятия: восстановление нарушенных участков почвенного покрова, оборудование мест отдыха, посадка на выгоревших участках растений, организация микрозаказников, уборка мусора.

План маршрута:

  1. Начало маршрута. Учитель проводит промежуточный инструктаж, напоминает как нужно себя вести в природе.
  2. Родничок-малышок.
  3. Овраг.
  4. “Земли Петровской светлый город”.
  5. Растения врачеватели.
  6. Сосны – преграда для песков.
  7. Церковь Петра и Павла.
  8. Телевизионный ретранслятор.
  9. Строматолиты (ранее конкреции) горы Куцай – ценный памятник природы.
  10. Тополиный островок.
  11.   Птицы – наши друзья.
  12. Туристская стоянка.
  13.   Муравейник.
  14.   Экологические задачи.
  15.   Парк “Победы”.

Проведение экскурсии возможно учащимися старших классов, которые посещают элективные курсы по краеведению.

Ход экскурсии

Организационный момент:

  1. Приветствие, объявление темы.
  2. Проверка готовности к уроку (присутствуют; оборудование).
  3. Определение целей урока – проблема “Для чего?”

I. Теоретическая часть.

Гора Куцай расположена в г. Светлограде, Петровского района, Ставропольского края и является частью территории Прикалаусских высот. Географические координаты – географическая широта: 45°21', географическая долгота: 42°54'. Климат характеризуется как засушливый, жаркий. Зима умеренно мягкая со средней температурой января -4?C, среднемесячная температура июля +24?C. Продолжительность безморозного периода 185 дней. Среднегодовое количество осадков 400мм. Господствующими ветрами в летнее время на горе Куцай, являются восточные, которые составляют половину всех ветров. При температуре воздуха выше 25° и относительной влажности 30% даже при слабом ветре развиваются суховеи, особенно в августе.

Гора Куцай, одна из вершин Ставропольской возвышенности, поднявшейся со дна Сарматского моря, представляет собой один из северных выступов правобережных Прикалаусских высот. Она вытянут в северо-западном направлении приблизительно на 3 километра. Ширина его плоской вершины имеет около 2 километров. Гора Куцай представляет собой – высокое остаточное плато с плоской вершинной поверхностью, достигающей высоты 326,5м, и с относительно крутыми (до 25 градусов) вогнутыми склонами. Растительный покров в пределах ландшафтной провинции варьирует от остепненных лугов и луговых степей через дерновиннозлаковые степи до разнообразных вариантов дерновиннозлаковых опустыненных степей.

Современная структура ландшафта формировалась под воздействием природных и антропогенных факторов. Продолжительность хозяйственного освоения Петровского района насчитывает более 2 столетий, с этим связано значительное преобразование ландшафтов. Этап наиболее интенсивного использования и освоения ландшафтов Петровского района приходится на середину XIX — начало XX вв. В хозяйственную деятельность были вовлечены уже все компоненты ландшафта.

Основной достопримечательностью горы Куцай являются известково–песчанистые стяжения, наличие которых послужило причиной того, что гора Куцай объявлена решением Ставропольского крайисполкома (от 15 сентября 1961 года за № 676) памятником природы краевого значения.

В целях сохранения уникального памятника природы, распространения экологических знаний среди школьников и населения города Светлограда, и была создана экологическая тропа на горе Куцай и разработан экскурсионный материал “Гора Куцай – памятник природы” для организованного посещения горы. В разработку включено: паспорт тропы, схема маршрута, краткое описание маршрута с 15 остановками, описание объектов.

Протяженность маршрута – 3,5 км.

Экскурсовод: “Сейчас мы совершим экскурсию по учебной экологической тропе, работа по её оборудованию еще продолжается. Мы предлагаем отправиться на прогулку по тропе, чтобы постичь природу, проникнуться ею, прийти к взаимопониманию с ней.

Мы хотим, чтобы каждый из вас, пройдя по тропе, проникся мыслью сохранить гору Куцай, его животный и растительный мир от нерадивого обращения к ним”.

Учитель проводит беседу о том, что такое “экология”: “Ребята в школе вы изучаете предмет “экология”, вспомните знания, полученные на уроках, ответьте на вопрос: – что такое экология”?

Это наука, изучающая то, как биологические организмы объединяются в сообщества, как и сами организмы, и их сообщества взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. В переводе с греческого слово “экология” означает “наука о местообитании”. Появилось оно в 1866 году с легкой руки немецкого зоолога Э. Геккеля, находившегося под большим впечатлением от идеи Ч. Дарвина. Сообщества, которые она исследует, представляют собой цепочку, движущуюся от конкретного, единичного к более общему: организм – популяция – экосистема – биосфера.

II. “Родничок-малышок”.

Сейчас мы пройдем на первую станцию нашей тропы. Прошу обратить ваше внимание на антропогенное воздействие на природу – построена площадка для дрессировки собак, разрушены коптажи, мусором засыпан колодец.

“Безымянный, неприметный родничок,
Он и сам-то вряд ли знает, что течет,
И совсем не понимает, для чего…
Ты, наверное, забудешь про него.
Ты, конечно, проживешь без родника,
А для леса он – как жилка у виска.

Р. Рождественский

Все хорошо в природе, но вода – красота всей природе.

С. Аксаков.

Ранее весь Светлоград (с. Петровское) получал воду из родников. В настоящее время почти все родники засыпаны и не используются. Нам известно и изучено 4 родника, проводится их охрана от загрязнения

На поверхности горы Куцай залегают песчаники, переслаивающиеся тонкими пластами песка и известняка ракушечника, под ними идет мощный ярус (10-12 метров) мелкозернистых верхнесарматских песков. Пески являются водоносным горизонтом, питающим родники грунтовых вод, разгружающихся на склонах горы, над водоупорным горизонтом глин. Повышение уровня грунтовых вод приводит к образованию оползневых процессов. Вода из родников не находя выхода на поверхность, уходит под пески и так как под сорматскими песками лежит водоупорный слой глины, вся эта чистая, светлая вода уходит в подвалы, под строения и наносит большой вред.

Раньше водоносный слой лежал на глубине 4,5 метра, теперь вода поднимается до 60 см.

III. “Овраг”.

Вторая остановка на дне большого оврага, который образовался на месте грунтовой дороги, проложенной в неположенном месте, это является ярким примером воздействия человека на природу

Под уничтоженным растительным покровом лежат пески, под действием ветра и текучих вод овраг стал расти очень быстро. С 2004 по 2009 годы он вырос до 3,5 метров. На склоне оврага можно увидеть слои почвы. Они представлены: песчаными и глинистыми почвами, перемежающимися пластами известково-песчанистых плит.

Ребята, попробуйте решить задачу:

“Почва образовалась из разлагающихся органических остатков растений, животных и минерального субстрата. Один сантиметр почвы образуется за 100 – 300 лет. За какое время образуется слой почвы в 50 см”?

Разрушение почвы может произойти за несколько лет или за одну бурю.

Относительно названия песчаной горы Куцай бытует предание, что тут обитал подвижник Григорий, называвшийся за свой малый рост “куцым”. Это прозвище и укрепилось за горой.

По сообщению о геологическом исследовании Ставропольской губернии в 1855 году, прежде вся котловина села Петровского бала покрыта лесом, который тянулся по склонам до самого верха, а там переходил в густой кустарник. Под вершиной Куцай -горы, метров на 25 ниже, шел уступ, на котором было голубое озеро с березовой рощей, родниками. От времени чудесные богатства горы Куцай перевелись. Ушла вода вглубь земли – не стало лесов. Но и доныне можно встретить гигантские бревна дуба, вяза и других деревьев в венцах домов того времени.

IV. “Земли Петровской светлый город

Третья остановка около насаждений сосен, где открывается красивый вид на город Светлоград. Город Светлоград – центр Петровского района, бывшее село Петровское. По преданию на г.Куцай в 1750 году поселился беглый крепостной Петр Бурлак. Фамилия его была Писаренко. К нему стали прибывать земляки. Они и положили начало селу, названному по имени Бурлака Петровским. Городом Светлоград был назван потому, что здесь наблюдается самое большое количество солнечных дней в году. Светлоград расположен почти целиком на правом берегу реки Калаус. Узел железных и автомобильных дорог. Центральная часть города раскинулась у подножия и на правом склоне горы, а к юго-востоку протянулись самые длинные улицы вдоль балок Долгой и Кисличей. Численность населения около 42 тыс. человек.

Учащиеся по предварительно подготовленному заданию, рассказывают о природе, климатических условиях почвах, растительности и животном мире города.

Практическая часть.

V. Следующая остановка “Зеленая аптека” или “Растения врачеватели”.

Если экскурсия проводится весной или летом, то можно увидеть солодку гладкую, зверобой обыкновенный, цмин песчаный, цикорий обыкновенный, Если экскурсия проводится осенью, то часто встречается безвременник великолепный – растение, занесенное в красную книгу Ставропольского края.

Далее ребята сами находят растения и рассматривают особенности их внешнего строения.

Учитель рассказывает о лекарственном значении каждого растения.

VI. Сосны – преграда для песков.

Очень интересна остановка около посадок сосен.

Из уроков географии вам известно, что в Петровском районе зарегистрированы ветры, дующие со скоростью 35-40 м/сек. Для закрепления склона г. Куцай, песок которого раздувается ветром, Петровским лесхозом совместно с предприятиями города несколько лет назад было посажено около 10 тысяч саженцев сосны крымской. Сажали их площадками по 5-6 штук. На горе Куцай, сосна посажена для укрепления склона горы. Несколько лет назад лесхоз на площади 130 га посадил сосну крымскую, клен, дуб, березу и другие породы деревьев. В 2007 году учащимися лицея №3 , ЦЭО подсаживали новые деревья на месте сгоревших сосен, пололи траву, обкапывали лунки.

В России произрастают 11 видов сосен. Для Кавказа характерна сосна Сосновского. Медицинское значение имеют молодые побеги (почки), хвоя и древесина, из которой получают скипидар. Отвар почек применяют как отхаркивающее средство. Свежая хвоя содержит большое количество витамина С.

“Бережно относитесь к растениям: собирая цветы и травы, мы лишаем природу красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные виды”.

VII. Остановка: “Церковь Петра и Павла”.

Эта церковь построена 5 лет тому назад на восточном склоне горы предпринимателем Черниговским. Названа она в честь святых Петра и Павла. Строительство на склонах горы отрицательно сказывается на состоянии памятника природы горы Куцай.

Обратите внимание на измененный ландшафт. Лес на склоне горы вырублен, рельеф изменен, на поверхность вышли белые сарматские пески. Искусственно созданы террасы, на которых возведены сооружения. Рядом с церковью на склоне горы вырыт котлован глубиной 6,2 метра, где четко видны слои, образовавшиеся миллионы лет назад. Давайте посмотрим, какие слои видны на этом разрезе: Четко просматриваются пласты синей глины или мергеля мощность 3 метра Они переслаиваются пластами кальцита с вкраплениями гипса, мощностью 3-4см. Посчитайте количество слоев на видимой части раскопа, их более 17.

VIII. Строматолиты (ранее конкреции) горы Куцай – ценный памятник природы.

Дойдя до самой высокой точки горы, перед нами открывается панорама древних замков. Это памятник природы Ставропольского края – известково-песчанистые конкреции, выступающие из песка в форме причудливых ветвистых камней. Издалека они похожи на окаменевшие пни. Вблизи массивы конкреций похожи то на скопление кораллов, то на вазы, миниатюрные замки. Конкреции состоят из песка, сцементированного известью, они имеют, светлую, слегка кремовую окраску. Иногда они покрыты сухими лишайниками темно– серого цвета. Конкреции тверды и хрупки как стекло. Их тонкие ветви звенят при ударах. Каждая конкреция выглядит по своему, но все имеют и общие черты. Основой большинства конкреций служили тонкие вертикально расположенные плитки. Они были и плоскими и изогнутыми, похожими на занавесы трубообразной формы. Вокруг них горизонтально в несколько ярусов расположены округлые, выпуклые кверху “блюдца”. Промежутки между “блюдцами” заполнены круглыми стержнями похожими на корни. Размеры конкреций различны. Некоторые из них имеют 1-2 метра в диаметре. Самая большая конкреция “Гигантская”, еще недавно располагавшаяся на северо-восточном склоне Куцая, достигала высоты 3,7 метра. Школьники села Петровского называли её “Мельницей”. В песках, залегавших под песчаником северо-восточного склона Куцая, много мягких известково-песчаных стяжей-желваков, весьма напоминающих по форме конкреции и, видимо, являющихся их зародышами. По мере разрушения песчаниковой плиты, прикрывающий песок сверху, он развевается ветром, и желваки оказываются на поверхности. Здесь они отвердевают, “обрабатываются” ветром превращаются в конкреции. Цементируются конкреции известковым раствором, поднимающимся по их телам и испаряющимся под воздействием ветра. Конкреции горы Куцай – ценный памятник природы. К сожалению, они здесь беспощадно уничтожаются невежественными людьми.

IX. “Тополиный островок”.

На вершине горы Куцай небольшой тополиный островок. Растут два вида тополей, тополь пирамидальный, тополь белолистный. Ярус кустарника представлен боярышником кровавокрасным, шиповником, бузиной. Кроме того, много на горе гледичии, лоха серебристого, акации, клена.

Лох серебристый – засухоустойчивое, солеустойчивое растение, закрепитель оврагов. На отвалах в г. Новокузнецке было посажено180 различных пород деревьев, прижился лишь один лох. Лох живет даже на земле, пропитанной отходами от переработки нефти.

Экскурсия для учащихся младших классов здесь заканчивается, они спускаются к началу маршрута. Экскурсия для старшеклассников продолжается.

Основными представителями животного населения на горе Куцай являются: землеройка-белозубка, обыкновенный еж, лисица, из грызунов – хомяк черноватый, обыкновенная полевка, заяц-русак.

Видовой состав птиц, встречающихся на горе, разнообразен. Среди них: соловей обыкновенный, разливающий свои трели весной и в начале лета, сойка, сорока – стрекотуха, пестрый дятел, горлица, воробьи, синица, снегирь и парящий в небе орел. Пернатые обитатели защищают наши поля, леса, скверы, парки, сады от насекомых-вредителей, а хищные птицы истребляют сельскохозяйственных вредителей – мышевидных грызунов.

На вершине горы в лесу висит много скворечников, кормушек для птиц. Экскурсовод рассказывает о том, чем нужно подкармливать птиц, как ухаживать за скворечниками.

Что должен знать каждый:

  1. Птицы – отличные санитары.
  2. Распространители растений.
  3. ???

– Ребята дополните этот список.

– Какие птицы живут в нашем районе?

Следующая остановка около большого муравейника. Неоценимую помощь лесному хозяйству оказывают. Расскажите о ней.

Последняя остановка на оборудованной для отдыха площадке или у памятного камня поставленного в честь 30-летия Победы над фашистской Германией, во время закладки нового парка на г. Куцай.

Рефлексия. Заключительное слово учителя. “Вот и завершилась наша экскурсия. Надеемся, что те знания, которые вы получили во время экскурсии, вы будете применять в жизни.

“Завещанное предками богатство
Мы сохраним в родном краю!”

Вопросы биологической викторины:

  1. Знакомы ли вы с тем, что сказано в Конституции об охране природы и природных богатств нашей Родины?
  2. Что представляет собой заповедник?
  3. Назовите основные правила поведения в природе?
  4. Чем знаменито Соленое озеро, расположенное в окрестностях города Светлограда?
  5. Что вы можете сделать для охраны конкреций на г. Куцай?
  6. Какие лекарственные растения встречаются в нашей местности?
  7. Назовите охраняемые виды птиц, насекомых, животных, занесенных в “Красную книгу Ставропольского края”?

Домашнее задание:

По итогам экскурсии учащиеся готовят сочинения, презентации, рассказы, сообщения.

20.02.2011