Урок-экскурсия "Особенности музыкальной культуры разных народов мира"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы, применяемые на уроке: наглядный, игровой, практический, объяснительно-иллюстративный.

Цели урока:

  • закрепить знания о музыке разных стран и народов: американской, болгарской, австрийской, немецкой, венгерской, норвежской;
  • расширить знания о музыкальной культуре других народов мира.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания о музыкальной культуре разных стран и народов в процессе виртуальной экскурсии в презентации «Музыкальная культура народов мира»;
  • закрепить знания о музыке американской, болгарской, австрийской, немецкой, венгерской, норвежской в игре «Угадай мелодию»;
  • выявить уровень качества знаний посредством игры «Исправь ошибки».

Развивающие:

  • развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, интерес к зарубежной музыке;
  • формировать абстрактное мышление;
  • вызывать яркий эмоциональный отклик на прослушанные произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные, дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности.
  • воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Музыкальный материал (слушание, исполнение)

  1. Джордж Гершвин, “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, - слушание
  2. Болгарская народная песня “Посадил полынь я”, – слушание.
  3. Музыка Ал. Александрова, слова Лихоталь «Нас много на шаре земном», – исполнение ранее разученной песни.
  4. Музыка Б. Савельева. Слова Л. Жигалкиной и А. Хайта. “Большой хоровод”,- исполнение ранее разученной песни.
  5. Чешская народная песня “Полька” - разучивание 1 куплета для разминки.
  6. В.А.Моцарт, Экспозиция 1-части Симфонии № 40 – слушание.
  7. Л.Бетховен «Симфония №5» 3 часть – слушание.
  8. З.Кодай «Чардаш» венгерский народный танец – слушание.
  9. Э.Григ «Утро» - слушание.

Наглядный материал.

  1. Портреты композиторов: В.Моцарта, Л. Бетховена, Д. Гершвина, З. Кодая, Э. Грига.
  2. Плакат с изображением симфонического оркестра.
  3. Презентация «Музыкальная культура народов мира».

ТСО: Магнитола, компакт диски, мультимедийный проектор.

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята!” (по ступеням звукоряда).

2. Мотивация.

Учитель.

- Ребята, я вас приглашаю в центр зала. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг. У нас получился большой…

Дети. …хо – ро – вод!

Учитель.

-«Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех».

Сегодня у нас с вами необычный урок. Я вас приглашаю на экскурсию. Мы с вами проведем экскурс в мир музыки разных стран.

3. Актуализация знаний:

Ответы учащихся на вопросы учителя (фронтально).

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Дети.

- Да, это язык музыки.

Учитель

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу Землю?

Дети.

- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, в общем, своя музыкальная культура.

Учитель.

- Давайте вспомним примеры своеобразия музыкальной культуры в России, В Украине, в Грузии.

Дети.

- В России: национальные танцы: «Хоровод», «Трепак»,

- песня – «Во поле береза стояла»,                                                             

- инструменты – балалайка, домра.

- В Украине: национальный танец: «Гопак»,

- песня - «Ревёт и стонет Днепр широкий»,

- инструмент – цимбалы.

- В Грузии: танец – «Лезгинка»,

- песня «Сулико»,

- инструмент – дудук.

4. Проверка домашнего задания:

Учитель.

- Народы других стран мира имеют свою собственную национальную музыку. Сейчас мы узнаем о ней из презентации и сообщений, подготовленных учащимися к нашему уроку.

Учитель приглашает детей на виртуальную экскурсию по разным странам мира. Просмотр презентации «Музыкальная культура народов мира» (во время выступления учащихся). (Презентация у автора)

Цель: расширить знания учащихся о музыке разных народов мира.

Выступление учащихся.

1. Китай (1 ученик)

-Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн.(слайд 1, 2)

2. Индия (2 ученик)

-При сочинении музыки индийские музыканты пользуются специальными ритмическими и мелодическими схемами. Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары (слайд 3, 4)

3. Африка (3 ученик)

- Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыкв (слайд 5).

5. Япония (4 ученик)

- В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах (слайд 6, 7).

Учитель словесно поощряет выступивших детей.

Учитель дополняет рассказы учащихся

- В США музыка много лет вбирала в себя черты самых разных стилей. Сейчас они играют на скрипках, аккордеонах (слайд 8)

- В европейских странах существует много разных видов народной музыки. Во всём мире символом русской музыки стала балалайка. В швейцарских горах пастухи играют на длинных трубах, называемых альпийскими рогами 2

- Ближний Восток. В районах Ближнего Востока во время праздников играют на громких духовых инструментах, похожих на гобой. Играя на них, музыканты сильно раздувают щёки (слайд 10)

- Южная Америка. Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – набор деревянных трубок разной длины, связанных вместе (слайд 11)

- Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна. Каждый народ имеет свои музыкальные инструменты и свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.

5. Веселая минутка:

Учитель проводит разминку.

Разучивается один куплет чешской народной песни «Полька» и повторяется 2-3 раза.

Руки сами хлопают, хлопают, (дети хлопают в ладоши)
Ноги сами топают, топают, (дети топают ногами)
Дружит танец с песенкой, песенкой, (дети кружатся)
Всем ребятам весело, весело (дети прыгают)

6. Закрепление материала.

Работа с музыкальным материалом:

игра «Угадай мелодию».

Учитель предлагает учащимся поделиться на две группы, дает задание: прослушать, один за другим, знакомый музыкальный фрагмент, назвать произведение, композитора, который его написал, а также проанализировать особенности музыкального языка. Отвечает та группа, которая угадает первая.

Слушание: «Колыбельная» Д. Гершвин (фрагмент).                                              

Болгарская народная песня «Посадил полынья» (фрагмент).

«Симфония № 40» экспозиция 1-часть В. А. Моцарт (фрагмент).

«Симфония № 5» 3 часть Л.Бетховен (фрагмент).

Венгерский народный танец «Чардаш» З.Кодай (фрагмент).

«Утро» Э.Григ (фрагмент)

Подведение итогов игры, словесные поощрения.

7. Хоровое пение.

Вступительное слово учителя:

-Ребята отгадайте загадку:

Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … (песня)

- Каждый народ имеет свои песни, народные и композиторские. Песня - это неотъемлемая часть в жизни человека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Давайте и мы с вами споём уже известную песню в защиту мира на всей земле «Нас много на шаре земном» музыка А. Александрова, стихи Лихоталь

Учитель проводит этапы вокально-хоровой работы:

а) работа над певческой постановкой корпуса.
б) распевка.
в) повторение текста всей песни.
г) хоровое исполнение песни.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Тест “Исправь ошибки”

Детям раздаются бланки с заданием: укажите стрелками правильные ответы.

Д.Гершвин «Посадил полынь я»
В.А.Моцарт «Утро»
Болгарская народная песня       «Симфонии № 40» 1-часть экспозиция
Чешская народная песня «Колыбельная»
Л.Бетховен «Чардаш»
З.Кодай «Полька»
Э.Григ «Симфония №5» 3 часть

Подведение итогов теста.

Проверка теста осуществляется самими учащимися с опорой на экран, где написаны правильные ответы (слайд 12).

9. Итог урока.

  • Совместные выводы учителя и учащихся.
  • Подведение итогов, выставление оценок.

Заключительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения на основе народной музыки. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.

“Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной”.

- До свидания, урок окончен!