Оксиды. 8-й класс

Разделы: Химия


Закон Российской Федерации “Об образовании” предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения. Они позволяют сформировать у учащихся умения которые необходимы в 21 веке такие как:

Ответственность и адаптивность – проявление персональной ответственности и гибкости в личных, служебных и общественных делах; формулировка и достижение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность.

Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного общения.

Креативность и любознательность – генерирование новых идей, применение их и обмен идеями с другими; открытость новым и отличающимся от вашей собственной точкам зрения.

Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

Информационная и медиа грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах.

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

Постановка и решение проблем – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

Направленность на саморазвитие – мониторинг процесса освоения и своих потребностей в обучении; поиск соответствующих ресурсов; перемещение информации из одной области знаний в другую.

Социальная ответственность – умение действовать в интересах всего сообщества; демонстрация этичного поведения в личном, служебном и общественном контекстах.

На уроке невозможно использовать какую то одну из инновационных технологии.

Позвольте представить Вашему вниманию тот “симбиоз технологий”, используемый при проведении урока химии в 8 классе по теме “Оксиды”.

Вначале урока учитель использует презентацию, выполненную в программе Microsoft Office Power Point для привлечения внимания, актуализации знаний по теме “Оксиды”.

Задавая вопросы, о показанных веществах, учитель вместе с ребятами формулирует тему урока. Ребята записывают тему урока в тетради. Учащимся предлагается в течение 1 мин. индивидуальная работа с таблицей утверждений (приложение 2). Это позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению проблем, формирует умение обобщать, делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение, способствует повышению мотивации. На основании проведенной индивидуальной работы вместе с ребятами формулируется цель урока. Предлагается план урока. (Проблемное обучение. Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности (И.Я. Лернер).

Согласно плану учащиеся формируют группы по 4 человека. В группах идет работа с текстом (приложение 3) и оформление результатов работы с текстом в таблицу (приложение 4). Данный вид деятельности учит при прочтении текста самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее. Развиваются навыки информационно-поисковой деятельности.

В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.(Групповые технологии)

Следующий этап работы это презентация результатов своей деятельности. Выступление одного представителя от группы учащихся.

Этот вид деятельности дает необходимый опыт публичных выступлений, представлений результата своей деятельности. При выступлении, заполняется таблица на интерактивной доске, происходит визуализация результатов деятельности ( Проектная деятельность).

После выступлений учащихся учитель предлагает повторно поработать с таблицей утверждений (при недостатке времени работа происходит фронтально, ответы проговариваются учащимися вслух). При повторной работе выясняется, на какие вопросы учащиеся ответили, а на какие нет. Осуществляется рефлексия деятельности на уроке. Ставятся цели и задачи на следующие уроки.

Задается домашнее задание.

Цель: Познакомить учащихся с наиболее характерными представителями класса оксиды и показать их значение в природе и жизни человека

Задачи:

Учебно-образовательные:

  • Познакомить учащихся с наиболее характерными представителями класса оксиды и показать их значение в природе и жизни человека.

Воспитательные:

  • Стремление к знаниям

Развивающие:

  • Умение выбирать главное при работе с источником знаний (работа с текстом)
  • Умение анализировать ситуацию и применять знания на практике;
  • Умение делать выводы и обобщения.
  • Формировать коммуникативные умения, любознательность. Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного общения.
  • Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

Оборудование: Компьютер; проектор; интерактивная доска;

Минимальные системные требования: операционная система Microsoft Windows 2000/XP, устройство для чтения компакт – дисков

Ход урока

I. Организационный момент

  • Демонстрация презентации “Оксиды” (Приложение 1)
  • Вместе с ребятами формулируется тема урока;
  • Работа с таблицей утверждений (Приложение 2)
  • Вместе с ребятами формулируется цель урока;
  • Предлагается план урока;
  • Ученики записывают в тетрадях тему урока.

II. Изучение нового материала

III. Обобщение, систематизация и закрепление полученных знаний

  • Презентация результатов своей деятельности. Выступление одного представителя от группы учащихся
  • Работа с таблицей утверждений (Приложение 2)
  • Вывод

IV. Домашнее задание

§ 18, упр. 1 стр.97

Литература:

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения . – М., 1995
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа,2007
  3. Еремина Е.А., Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Химия. Краткий справочник школьника: 8-11кл. М.:Дрофа,1997.
  4. Кувшинов С.В. Современные интенсивные методы обучения и образовательные технологии. //Образовательные технологии. – 2004. № 3-4.
  5. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007.
  6. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М., 2003.
  7. Педагогика: педагогические технологии /Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2003.
  8. Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007.
  9. Третьяков Ю.Д., Олейников Н.Н., Кеслер Я.А. Химия: Справочные материалы: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1994.
  10. Учебник химии http://www.chemel.ru
  11. Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru
  12. Кварц, чистый кварц – оксид кремния. http://chegepe33.narod.ru/mineral_metal/10.htm
  13. Кока-кола. Пузырьки углекислого газа в газированной воде. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/182471
  14. Применение углекислого газа.
    http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/5/510666fb-5846-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm
  15. Вода http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
  16. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Вещества и их превращения. ЗАО “Просвещение – МЕДИА”, 2005 ЗАО “Новый Диск”, 2005.
  17. Открытая химия. ЗАО “Просвещение – МЕДИА”, 2005 ЗАО “Новый Диск”, 2005.

12.04.2011