Курс занятий по профориентации "Основы выбора профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


“Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас тыщет”
К.Д. Ушинский

Одним из важнейших направлений работы психолога является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

Профессиональное самоопределение – это одна из актуальных проблем в воспитании подростков Центра “МОСТ”. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения воспитанников имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Причинами является нежелание учиться в профессиональном училище, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника.

Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы в детских учреждениях интернатного типа. Работа эта должна быть направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Выпускники склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. Роль педагога в организации этой деятельности огромна, именно социальный педагог, психолог и воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей.

Основная цель сопровождения: содействие принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Основная задача сопровождения: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; правилами выбора и способами получения профессии.

Профориентационная работа проводится в следующих направлениях: профпросвещение, профдиагностика, профпробы, экскурсии, профконсультации (индивидуальные и групповые), классные часы, часы общения в группах.

Для психолого-педагогического сопровождения воспитанников 8–9-го класса был разработан курс занятий по профориентации “Основы выбора профессии”.

Главной целью курса является личностно-профессиональное развитие подростков, формирование навыков самодиагностики и профессионального выбора, развитие социальной компетенции.

Задачи программы:

  • познакомить с основами выбора профессии;
  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания;
  • познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения;

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психологические методы исследования качеств личности;
  • методы социально- психологического тренинга, методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования, мозговой штурм.

Методики:

  • “Определение типа будущей профессии” (методика Е.А.Климова)
  • “Профиль” (модификация методики “Карта интересов” А. Голомштока)
  • “Тип мышления” (методика в модификации Г. Резапкиной)
  • Методика “Мое здоровье” (см. Приложение 1)

Методический материал для воспитанников:

Подготовка и раздача профориентационных буклетов

“Дорога, которую выбираешь ты” (см. Приложение 2),
“Как не утонуть в “море” профессий” (см. Приложение 3),
“Типы профессий” (см. Приложение 4)
Диагностическая карта №1 заполняется воспитанниками во время занятий (см. Приложение 5)
Индивидуальная диагностическая карта №2 заполняется психологом или социальным педагогом после проведенных занятий. (см. Приложение 6)

Целевая группа: подростки 8 и 9 класса.

Количество участников: 10–15 человек.

Требования к помещению: занятия проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.

Организация занятий: 5 занятий, продолжительность каждого занятия — один академический час.

Тематический план проведения профориентационных занятий

 

Тема занятия Количество часов
1. Определение типа будущей профессии 1
2. Интересы и склонности в выборе профессии 1
3. Профессия и здоровье 1
4. Ошибки в выборе профессии 1
5. Итоговое занятие

Мой выбор

1
Всего 5

Занятия по профориентации “Основы выбора профессии”. Приложение7.

Презентация проекта “Моя будущая профессия”. Приложение 8.

Список литературы

  1. Богданович В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб.: Респекс, 1995.
  2. Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн.1-2. СПБ.: Речь, 2005
  3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.1991.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: Вако, 2005.
  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М. “Генезис” -2006.
  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь. М. “Генезис” -2006 г.
  7. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
  8. Резапкина Г. В. “Отбор в профильные классы”.- М.: Генезис, 2005
  9. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М. 2003.
  10. Система воспитательной работы по подготовке детей к профессиональному самоопределению.(из опыта работы) Под редакцией Максимовой Н.М., Вологда – 2003.
  11. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: Владос – пресс, 2001.
  12. Интернет ресурсы: Резапкина Галина, Методический кабинет http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur
  13. Интернет ресурсы: А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов http://azps.ru/training/2/trn158.html

Фотографии