Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла

Разделы: Химия, Биология


В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное   обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо   применение современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Направления использования информационно-компьютерных технологий.

В изучении школьного курса химии и биологии, можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: наглядное представление объектов, явлений микромира, биологических процессов; моделирование химического эксперимента; система тестового контроля, в т.ч. подготовка к ГИА (в новой форме) и ЕГЭ. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

3Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).

Преимущества для учителя: позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;  поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов; позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся: делает занятия интересными и развивает мотивацию;   предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

ИКТ в сочетании с методом проектов

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда. Работу над проектом мы организуем в шесть этапов: 

1. Подготовка;

2. Планирование;

3. Исследование (в том числе и теоретическое);

4. Результаты и (или) выводы;

5. Представление или отчет;

6. Оценка результатов.

Роль учителя в создании проекта: при работе над проектом учитель помогает учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время  сам является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учеников, обеспечивает непрерывную обратную связь для продвижения  школьников в   работе над проектом.

Роль ученика в создании проекта: ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает  полученное с требуемым и  корректирует деятельность.

Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи. Проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Возникает вопрос: "А где же место ИКТ?". На 4-6 стадиях работы над проектом. Информатика преподается с 1 класса, компьютерный вариант - с 3-го. Поэтому использовать информационные технологии можно, начиная с 5-го класса.

ИКТ на конкретном уроке.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока-как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций: демонстрация фильмов, анимации; выделение (нужной области); гиперссылки; последовательность шагов; интерактивность; движение объектов; моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаются слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, ознакомится заранее, особенно если презентацией играет концептуальную роль в уроке.

Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика.

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков химии и биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:   способствует повышению познавательного интереса к предмету; содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Результаты использования информационно-коммуникационных технологий для учителя

Экономия времени на уроке; глубина погружения в материал; повышенная мотивацию обучения; интегративный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Среди программных средств чаще всего используются Power PointT, ExcelT, AccessT, Мovie MakerT, PaintT, Adobe PhotoshopT, Smart NotebookT, Smart SynchronEyesT, "Интерактивные задачи для интерактивной доски", программные продукты по предметам.

Эффективность использования в массовой практике электронно-методических материалов.

1. Реализуются новые цели образования: организация самостоятельной продуктивной деятельности; формирование информационной грамотности и компетентности; индивидуализация процесса; ценностно-смысловое определение учащихся.

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет расширения возможностей доступа к образовательной информации; совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания; формирования умения самостоятельно приобретать знания; визуализации представленной информации; ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся; развития творческого потенциала учащихся; незамедлительной обратной связи одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся;

Таким образом, система дидактических условий предполагает погружение ученика в моделируемую прикладную ситуацию, которая различается по степени сложности и способу предъявления: от конкретной ситуации, через имитацию и проигрывание социальной роли, к игровому проектированию и деятельностно-практической игре, которая позволяет применять на практике знания теории, развивать навыки сотрудничества и свободы правильного выбора. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Список литературы:

  1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. - 2004. - № 3.
  2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование.-2003.- №5.
  3. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модернизация общего образования.-СПб.: КАРО, 2003.-128 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С.-М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.
  6. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения . М. : Народное образование, 2001.
  7. Гузеев В.В. Коллекция приемов педагогической техники . М. : Знание .2000.
  8. Питюков В.Ю. Основы компьютерной технологии, М., 2008.
  9. Шамова Т.И. Управление образовательным проектом в школе.М., 2001.
  10. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка "Первого сентября", №6, 2007.
  11. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство "Аркти", 2007.
  12. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Издательство "Учитель". Волгоград, 2007.
  13. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета "Школьный психолог". Издательский дом "Первое сентября", №23, 2007.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

18.02.2011