Интегрированный урок геометрии и информационной культуры "Сыскное агентство". 7-й класс

Разделы: Математика, Организация школьной библиотеки

Класс: 7


Цели и задачи урока:

Познавательные: формирование знаний о различных видах энциклопедических словарей, научно – популярной литературе, умений обрабатывать полученные знания.

Развивающие: развитие математической речи и мышления (обогащение словарного запаса, нахождение многогранности понятий, используемых в математике и повседневности); приобретение навыков работы со справочной и научно-популярной литературой.

Воспитывающие: воспитание информационной культуры (см. Приложение 2), умения работать в группе, развитие критического мышления.

Оборудование урока: Книжная выставка, презентация, кроссворды, энциклопедии, словари.

Ход урока

Учитель: С правой стороны от центральной лестницы вестибюля 4-х этажного здания начинается дорога, состоящая из 26 ступенек, ведущих к таинственной двери с вывеской «Информационно – библиотечный центр». В нём есть отдел «Сыскное агентство НПДК (неотложный пункт добрых книг)». И главная в нём – старший следователь ХМП, принимающая заявления от населения нашей маленькой страны под названием «Лицей № 2 имени В.В. Разуваева». Ей во всём помогают опытные оперативники - верные друзья, вооружённые разносторонними знаниями, – товарищи учителя. Они занимаются раскрытием пропаж миниатюрных сочинений, научных докладов и рефератов и других преступлений. То, что для дружинников слишком сложно, а для милиции слишком легко – в самый раз для НПДК.

Сегодня в НПДК дежурят оперативники Хозивалиева Мария Павловна и Феофанова Марина Владимировна. Какие же преступления, связанные с пропажами находятся сейчас в разработке? Их много, но для простоты понимания начнём с пропажи слов и словосочетаний.

В оперативном отделе математики разрабатывается много версий, некоторые из них мы сегодня рассмотрим. Розыскные мероприятия занимают много времени, но вы можете нам помочь в розыске пропавших слов. Рассматриваем первое дело.

В добрый путь мои друзья!
Следствие открою я.
Математики- тропинки
Приглашают всех нас в путь.
Словари возьмём с собою.
В них придётся нам взглянуть.

Оперативниками отдела «Геометрия» найдено несколько улик, которые нам нужно проанализировать. Улики – это математические термины, сведения о которых вы найдёте в словарях и энциклопедиях. Но это ещё не всё, главная улика затерялась среди этих слов, вы можете её найти, если из выделенных букв составите слово обозначающее раздел геометрии, который вы начнёте изучать.

Мы первый розыск начинаем.
Победителей узнаем
Здесь кроссворды и шарады
За разгадку вам награды.

Ребята, сейчас каждая из пяти групп получит уже разгаданный кроссворд. Ваша задача объяснить значение всех терминов и найти пропавшую улику.

Каждая команда получает разгаданный кроссворд.

Библиотекарь: Наши слова – улики ищем в различных документах (БСЭ, энциклопедия Математика издательства Аванта +, Ожегов Толковый словарь русского языка, Энциклопедический словарь юного математика, художественные тексты).

Выступление – презентация «Энциклопедии по математике». См. приложение 1.

Таблица задания.

Каждая группа получает рекомендации по работе с литературой

Обобщение полученных знаний проводит библиотекарь.

Учитель: Планиметрия – наша главная улика, а что же она обозначает? (дети ищут в словарях).

В 7-9 классах вы будете изучать свойства фигур на плоскости, а в 10-11 классах в разделе стереометрия изучите свойства фигур в пространстве. Но это всё геометрия. Её не только изучают на уроках, но и слагают о ней стихи. Постарайтесь найти все слова связанные с математикой.

1 Ученик:

«Там, где с морем
Сливается Нил,
В древнем жарком краю
Пирамид
Математик греческий жил
Многознающий,
мудрый Эвклид.
Геометрию он изучал.
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд.
Эту книгу
«НАЧАЛА» зовут.

2 ученик:

«И стояла геометрия Эвклида,
как египетское чудо-пирамида.
Строже выдумать строенья невозможно.
Лишь одна была в ней глыба ненадёжна.
Аксиома называлась «ПАРАЛЛЕЛИ»,
Разгадать её загадку не сумели».

Учитель: Какие слова, связанные с математикой вы услышали в этих стихах?

2 тур

Розыск вновь начинаем
Словари все открываем
Будем мы слова искать
Открытий нам не избежать.

Библиотекарь: Объяснение математических терминов из стихотворений, работа со словарями, энциклопедиями.

И ещё одно задание для второго тура. Найти ёмкое математическое слово, обозначающее данное понятие.

Просматривается презентация, дети отгадывают слова: хорда, площадь, грань, ребро, движение.

Обобщение библиотекаря: Вы разделены на 5 групп, каждая из которых выберет одно из найденных слов и будет их значение в словарях, заполняя таблицу в тетради.

Из мешочка дети достают слова.
Напутствие учителя.
Наше новое дело – поиск пропавших слов в словарях.
Желаем всем вам отыскать
Такую точность мысли,
Чтоб всё смогли бы вы понять,
Измерить и осмыслить.

Подведение итогов проводят учитель и библиотекарь.

Мы хорошо потрудились, помогли следователям в розыске пропавших слов.

Вы, ребята, все устали
Много думали, искали
Отдохнуть пришла пора
Всех нас ждёт теперь игра!

1 игра. Поле чудес

Назовите имя учёного, написавшего самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика. (Гиппократ)

2 игра. Задание для четырех групп.

Придумайте математические слова с буквами. Найдите объяснение одного из них в словарях (составление кроссвордов).

Пятая команда составляет из слова «геометрия» математические слова.

Обобщение работы под руководством библиотекаря.

Вот закончились дела
Подвести итог пора.
Хорошо вы потрудились
И все в сыске отличились.

А теперь концерт.

Дети читают стихи, поют математические частушки, написанные к этому дню.

Подведение итогов, раздача призов, выставление оценок.

Оформление урока:

Книжная выставка «Юному математику».

Презентация «Формирование информационной культуры учащихся на уроках математики». Урок для 7-го класса «Сыскное агентство».

Список использованной литературы:

  1. Ефимовский Е.С. Ракета и травинка: Истории в стихах / Гравюры Яхнина Р. – Л.: Дет. лит.,1984.-79с., ил.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000слов / Под ред. Шведовой Н. Ю. – 13 – е изд., испр. – М.: Рус. яз. 1981 – 816с.
  3. Энциклопедический словарь юного математика: Для ср. и ст. шк. возраста- М.: Педагогика,1985. – 352с.: ил.
  4. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / Глав. Ред Аксёнова М.Д.- М.: Аванта +, 2003.- 688с.: