Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • усвоение учащимися содержания темы "Восстание декабристов" в курсе истории с использованием литературного материала,
  • познакомить учащихся с литературным наследием декабристов, многогранностью личностей декабристов,
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма,
  • формировать навыки работы с текстом.

Методическое обоснование урока:

Данный урок проводится в 8 классе при изучении курса истории России. Урок является итоговым по теме "Восстание декабристов". Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке, меняет отношение к общим гуманистическим.

Оборудование: портреты декабристов, тексты стихов из сборника "Поэты- декабристы"

Предварительная подготовка: 5 учеников подготовили сообщения по биографии декабристов (К.Ф.Рылеева, В.Ф.Раевского, В.К.Кюхельбекера, А.И. Одоевского, А.А.Бестужева). Каждому ученику на парту положены листы с текстом фрагментов стихов, которые будут использоваться на уроке.

Эпиграф к уроку:

"Что за титаны, что за гиганты и что за поэтические, что за сочувственные личности".
(А.И.Герцен)

Ход урока

1 этап. (учитель):

Восстание декабристов потерпело поражение, но значение его от этого меньше не стало - оно вошло в историю как первое организованное выступление против самодержавия. Знаменательно оно еще и тем что поднялись против самодержавия его опора и оплот- дворяне, офицеры. Интерес к декабристам, их влияние на русское общество и культуру определяется не только тем, что они были первыми, но и их нравственным бескорыстным подвигом, личными качествами "лучших людей из дворян". Декабризм можно рассматривать как явление политической истории (антиправительственный мятеж офицеров). Но декабризм можно рассмотреть и как факт истории русской культуры: возникновение особенного -- "декабристского" -- типа человека и литературное течение в русском романтизме.

Едва ли не главной заслугой декабристского движения в русской культуре, по мнению Ю.М.Лотмана, явилось создание "особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история". Яркой особенностью поведения декабристов было то, что в первую очередь они были людьми действия, реального поступка. На это повлиял, в частности, личный опыт декабристов, большинство из которых были боевыми офицерами, выросшими в эпоху европейских войн, ценивших смелость, энергию, предприимчивость, твёрдость, упорство в достижении цели. Готовность к поступку -- самая заметная черта в облике декабристов.

Литературным центром декабристов было руководимое Ф.Н.Глинкой "Вольное общество любителей российской словесности", в сфере влияния декабристских идей находилась "Зелёная лампа", свою литературную политику декабристы (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в "Арзамасе", а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт "Журнальное общество". Печатными органами, отражавшими декабристские идеи, были "Труды Вольного общества любителей российской словесности" (или "Соревнователь просвещения и благотворения", 1818-1825), альманах А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева "Полярная звезда" (1823-1825), "Мнемозина" В.К.Кюхельбекера (1824), "Русская старина" А.О.Корниловича и В.Д.Сухорукова (1825).

В ходе урока учащиеся знакомятся с фрагментами стихов декабристов, отвечают на вопросы:

1 какова главная мысль данного отрывка?

2) какие политические взгляды мог иметь автор?.

2 этап. Доклад ученика №1:

Под именем "первого декабриста" вошел в историю талантливый публицист и поэт майор Владимир Раевский. Его революционная деятельность была раскрыта за четыре года до известного восстания 1825 года.

Владимир Федосеевич Раевский родился в 1795 году в семье богатого и влиятельного помещика в селе Хворостянка Курской губернии. С 1803 года он учился в Благородном пансионе при Московском университете, а затем, с 1811 - в Дворянском полку при Втором кадетском корпусе в Петербурге. Здесь он сблизился с будущим декабристом Г.С. Батюшковым. Рано пробудились у них чувства свободомыслия и ненависти к деспотизму, они "мечтали о свободе", осуждали царя, "развивали друг другу свободные идеи", и условились, когда будут взрослыми, эти идеи "привести в действие".

Перед Отечественной войной 1812 года семнадцатилетний Владимир Раевский был выпущен из Дворянского полка прапорщиком артиллерии. Молодой офицер участвовал во многих сражениях. За храбрость, проявленную в Бородинском сражении, был награжден золотым оружием. В эти годы Раевский написал "Песнь воинов перед сражением", "Песнь воинов перед битвой" и другие поэтические произведения.

Вернувшись из заграничных походов, В.Ф. Раевский в 1816 году вышел в отставку, тяготясь аракчеевскими порядками в армии. Его общественно-политические взгляды к этому времени уже полностью сложились. Широко образованный человек в области исторических знаний, Раевский был прекрасно знаком с литературой, слыл знатоком и любителем русской народной словесности. По требованию отца он был вынужден в 1818 году снова поступить на военную службу, получил назначение во Вторую (Южную) армию, находившуюся в Бессарабии, в 16-ю дивизию, командиром которой вскоре был назначен генерал М.Ф. Орлов, будущий декабрист.

В 1820 году в Кишиневе В.Ф. Раевский вступил в тайное общество "Союз благоденствия", стал одним из руководителей бессарабской группы декабристов. Вскоре он становится членом Южного тайного общества, возглавляемого Пестелем. В эти годы Раевский широко развернул революционно-пропагандистскую деятельность. На уроках в дивизионной ланкастерской школе, в которой преподавал литературу, историю, географию, он использовал занятия для политического просвещения солдат. Раевский внушал солдатам идеи свободы и равенства, рассказывал о французской революции XVIII века, о революционных событиях в Испании, разъяснял основы конституционного правления и заслужил у высшего начальства репутацию "совершенно необузданного вольнодумца". В начале 1820-х годов Раевским были созданы замечательные образцы декабристской публицистики - "О рабстве крестьян", "О солдате", распространявшиеся среди офицеров и солдат, ярко характеризуют его революционные убеждения.

Революционная настроенность, обаяние образованности и ума, принципиальность В.Ф. Раевского привлекали к нему А.С. Пушкина. В какой-то мере под воздействием Раевского складывались вольнолюбивые взгляды на историю гениального поэта. Военная агентура давно следила за деятельностью "первого вольнодумца в армии и разрушителя дисциплины". А.С. Пушкин предупредил его об опасности, и декабрист сумел уничтожить многие важные бумаги, которые могли бы раскрыть тайное общество.

6 февраля 1822 года Владимир Федосеевич Раевский был арестован по обвинению в революционной агитации среди солдат и юнкеров. Прямых улик против него не было, но тем не менее его заключили в Тираспольскую крепость. Поведение его на следствии было образцом мужества, хладнокровия и находчивости. Он отверг предложения назвать имена сообщников. В стихах, которые ему удалось переслать из тюрьмы своим друзьям, он с гордостью говорил о своем "мраморном терпеньи". В Тираспольской крепости написаны программные поэтические произведения Раевского - "Певец в темнице" и "К друзьям в Кишиневе". В 1823 году В.Ф. Раевского приговорили к смертной казни, но затем приговор отменили. После восстания декабристов он был привлечен к следствию по делу декабристов, но и тогда сломить его волю не удалось.

После почти шестилетнего одиночного заключения 15 октября 1827 года был вынесен приговор: "... лишив Раевского всех знаков отличия, звания дворянина, удалить его, как вредного в обществе человека, в Сибирь, на поселение". В.Ф. Раевский был поселен в селе Олонки недалеко от Иркутска. И в этих новых, крайне трудных условиях существования "первый декабрист" остался верен себе. "Я потерял чины, ордена, меня лишили наследственного имения, - писал он, - но умственные мои силы, физическая крепость, мое имя - остались при мне".

С упорством и энергией строит Раевский свою новую жизнь, и в конце концов добивается относительного успеха. Он занимался земледелием, подрядами и торговлей хлебом, женился на крестьянке села Олонки, обзавелся большой семьей, сумел дать детям образование. Дело просвещения народа он продолжал и в Сибири в созданной им школе. Хозяйственные работы отвлекали Раевского от патетических занятий, но то немногое, что им было создано в Сибири, принадлежит к лучшим его произведениям - это "Думы", "Предсмертная дума".

Амнистией, данной декабристам в 1856 году, Раевский не воспользовался, остался в Сибири навсегда, так как ему чужда была Европейская Россия с теми же порядками, против которых он боролся. В Сибири, вдали от главных крепостников, ему было свободней.

Умер Владимир Федосеевич Раевский в 1872 году.

Учитель: В выражении своих мыслей, настроения В.Ф.Раевский в стихах обращался к единомышленникам:

:Слыша стон простонародный,
Сей ропот рабский под ярмом,
Алкал ли мести благородной?

Своеобразное место в лирике поэта занимают песни в народном духе в сотрудничестве с А.Бестужевым. В них они вкладывают необычное содержание, соответствующее политическим задачам декабристов. Резко протестуя против крепостного права, произвола чиновников, непосильных налогов, авторы откровенно намекают на необходимость революционной борьбы за права народа:

А что силой отнято,
Силой вручим мы то.

В стихотворении "Певец в темнице" Раевский пишет, что он размышлял о судьбах отчизны,

Дыша к земле родной любовью.

Угнетенному положению Раевский противопоставляет свободную жизнь, которой в течение шести веков дышали Новгород и Псков. Но свобода городов была подавлена:

С тех пор исчез, как тень народ,
И глас его не раздавался
Пред вестью бранных непогод.
На площади он не сбирался
Сменять вельмож, смирять князей,
Слагать неправые налоги,
Внимать послам, встречать гостей,
Стыдить, показывать пороки,
Войну и мир определять.

В лирике В.Ф.Раевского создан автобиографический образ героя в стиле "гражданского романтизма":

"<:> Мой век, как тусклый метеор,
Сверкнул, в полуночи незримый,
И первый вопль -- как приговор
Мне был судьбы непримиримой.
Я неги не любил душой,
Не знал любви, как страсти нежной,
Не знал друзей, и разум мой
Встревожен мыслию мятежной.
Забавы детства презирал,
И я летел к известной цели,
Мечты мечтами истреблял,
Не зная мира и веселий.
Под тучей чёрной, грозовой,
Под бурным вихрем истребленья,
Средь черни грубой, боевой,
Средь буйных капищ развращенья
Пожал я жизни первый плод,
И там с каким-то чёрным чувством
Привык смотреть на смертный род,
Обезображенный искусством.
Как истукан, немой народ
Под игом дремлет в тайном страхе.

<:>К моей отчизне устремил
Я, общим злом пресытясь, взоры,
С предчувством мрачным вопросил
Сибирь, подземные затворы,
И книгу Клии открывал,
Дыша к земле родной любовью;
Но хладный пот меня объял --
Листы залиты были кровью! <:>"

("Певец в темнице". <1822>)

Тема борьбы за общественное благо проходит через все творчество декабристов-поэтов. Одним из них является и К.Ф.Рылеев.

Доклад ученика №2:

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826), русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха "Полярная звезда".

Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии. Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге. Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии 1814-15. Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение. После войны он квартировал вместе с ротой в Виленской, затем Воронежской губерниях. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика. В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда. Как и некоторые другие либерально настроенные современники, Рылеев старался "облагородить" непопулярную среди дворянства гражданскую службу и использовать ее для совершения гуманных поступков и борьбы за справедливость. Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым..

Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его. По взглядам Рылеев больше тяготел к идее республики, чем конституционной монархии, но не придавал большого значения спорам декабристов на этот счет. Он считал, что вопрос о форме правления в России должно решать не тайное общество, а избранное народом Учредительное собрание, и основная задача тайного общества - добиться его созыва. Рылееву же принадлежала и идея компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии: заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на корабле в "чужие края". Рылеев даже пытался основать управу Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу.

В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я. Шаховским (причиной дуэли послужила задетая честь сестры Рылеева).

Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха. Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади. В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного. Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу. Арестован был у себя дома вечером того же дня. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826 года.

В год восстания он как бы подводит итог в призыве к гражданскому долгу, гражданскому подвигу в поэме "Гражданин":

"Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскроются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги."

Поэты декабристы в своих произведениях развивали мысль о приближающемся освобождении народов от векового гнета. Своей деятельностью, своим творчеством они пытались ускорить этот процесс

Доклад ученика № 3:

Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов.

Уже в 1815 печатается в журналах "Сын Отечества", "Амфион", принимает активное участие в "Вольном обществе любителей российской словесности", на одном из заседаний которого в 1820 читает стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А.Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение "К Прометею". В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызывает недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А.Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию "Аргивяне", сочиняет поэму "Кассандра", начинает поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с В.Одоевским, вместе с которым издает альманах "Мнемозина", где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение "Участь русских поэтов". В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих "штатских" среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма "Сирота", трагедии "Прокофий Ляпунов" и "Ижорский", повесть "Последняя Колонна", сказку "Иван, купецкий сын", воспоминания "Тень Рылеева", "Памяти Грибоедова". Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске. Умер Кюхельбекер 11 августа (23 н.с.) 1846 в Тобольске.

Учитель:

В его жизни всегда присутствовал гражданский мотив:

Да паду же за свободу,
За любовь души моей,
Жертва славному народу,
Гордость плачущих друзей!

Учитель:

Предназначение поэта, по Кюхельбекеру, не просто услаждать читателя, а напоминать ему об "отчизне" и направлять жизненный путь народа. Поэт обладает способностью убеждать людей и это делает его влиятельной общественной силой, вот почему появляется образ поэта-гражданина.

"УЧАСТЬ РУССКИХ ПОЭТОВ"

"Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен...
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,-
Пожалися годиной роковою...
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в черную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки...
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлет пулю их священному челу;
Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную."

Доклад ученика №4.

Александр Александрович Бестужев (1797 - 1837гг) был выдающейся, яркой личностью, наделенной блестящим умом. Все братья Бестужевы были очень одаренными, обладали выдающимся литературным дарованием. Счастливым было детство Бестужевых. Маленький Саша много читал, в 10 лет его отдали в Горный кадетский корпус, но он оставил его и поступил в драгунский полк, стоявший под Петербургом. В 1817 г. Бестужева произвели в офицеры. Литературную работу он начинает переводами в 1818 г. публикует статьи, рецензии, фельетоны. Вскоре становится одним из руководителей "Вольного общества любителей российской словесности". Совместно с К.Ф.Рылеевым А.Бестужев писал песни, направленные против самодержавия. Их пели на популярные в то время мотивы, и они были широко известны. В 1823 г. А. Бестужев начинает издавать вместе с Рылеевым альманах "Полярная звезда", где печатает повесть "Замок Нейгаузен", "роман в семи письмах".

В январе 1824 г. А.Бестужев был принят в "Северное общество". В день восстания 14 декабря он вместе с братом Михаилом вывел на Сенатскую площадь Московский полк. Фамилия Бестужевых была ненавистна Николаю Первому. Александр Бестужев был приговорен к смертной казни за то, что "умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии", но после двухлетнего заключения в крепости в Финляндии был сослан в Якутск. В ссылке он много читал, изучал новую для него жизнь севера, нравы и обычаи якутов, собирал легенды, делал зарисовки. Местные жители были расположены к умному, доброжелательному человеку, но жизнь ссыльного была все же очень одинокой и однообразной. В 1829 г. А.Бестужева по просьбе переводят рядовым солдатом на Кавказ, где он продолжает писать. Настроения А.Бестужева после разгрома декабристов отражены в незаконной стихотворной повести "Андрей, князь Переславский". Мотивы одиночества, тоски, разочарования звучат в стихотворении "Сон".

"Очнулся я от страшной грезы,
Но всё душа тоски полна,
И мнилось, гнут меня железы
К веслу убого челна.
Вдаль отуманенным потоком,
Меж сокрушающихся льдин,
Заботно озираясь оком,
Плыву я, грустен и один.
На чуждом небе тьма ночная;
Как сон, бежит далёкий брег,
И, шуму жизни чуть внимая,
Стремлю туда невольный бег,
Где вечен лед, и вечны тучи,
И вечно сеемая мгла,
Где жизнь, зачахнув, умерла
Среди пустынь и тундр зыбучих,
Где небо, степь и лоно вод
В безрадостный слиянны свод,
Где в пустоте блуждают взоры
И даже нет в стопе опоры! <...>"

Четыре года нес Александр Бестужев тяжелую солдатскую службу в Дербентском гарнизоне, терпел издевательства грубого и злого командира, но, несмотря на трудные условия, А.Бестужев много писал. Здесь созданы лучше его произведения: "Фрегат "Надежда", "Испытание", "Латник", "Лейтенант Белозор".

Они пользовались большой популярностью, печатались в лучших столичных журналах. Сражались на Черноморье, А.Бестужев проявлял в боях исключительную храбрость, но подвиги ссыльного декабриста оставались незамеченными. А.Бестужев очень любил Родину, дорожил ее военной славою, но его не покидала мысль: "К чему все это? Опять набеги, опять убийство! Когда-то перестанет литься кровь на угорьях?"

В феврале 1837 года Бестужев, находясь в Тифлисе, был потрясен известием о гибели Пушкина. Он заказал панихиду на могиле А. Грибоедова "за убиенных бояр Александра и Александра". А.А. Бестужев погиб в июне 1837 года в сражении за мыс Адлер. Спустя несколько дней его наградили орденом св.Анны за храбрость.

Доклад ученика №5.

Александр Иванович Одоевский (1802 - 1839) - талантливый поэт, ближайший друг А.С.Грибоедова. Его родители происходили из древнего княжеского рода и были очень богаты. Одоевский получил прекрасное домашнее образование, изучал иностранные языки, математику, физику. Когда Одоевскому было 18 лет, умерла его мать. Вскоре он поступает на военную службу, в то же время сближается с Рылеевым, Бестужевым. В начале 1825 года он был принят в "Северное общество", 14 декабря участвует в выступлении на Сенатской площади. За участие в заговоре Одоевского присудили к 15-летней каторге, срок которой в дальнейшем был сокращен, заковали в кандалы и отправили в Сибирь. Каторгу Одоевский отбывал в читинском остроге, затем был переведен на Петровский завод. Вместе с ним там находились и другие декабристы. Условия там были очень тяжелые, но ссыльные устроили своеобразную "каторжную академию", читая лекции по математике, физике, химии, истории. В 1835 году Одоевский переведен на поселение под Иркутск, в 1836 г. - в Тобольскую губернию, в 1837 г. - рядовым на Кавказ. В Ставрополе он познакомился и подружился с М.Лермонтовым.

Почти все дошедшее до нас поэтическое наследие Одоевского относится к годам каторги и ссылки. Большинство его стихотворений посвящено подвигу декабристов.

На пушкинское послание "В Сибирь" Одоевский отвечает стихотворением "Струн вещих пламенные звуки...". Он прославляет вольность, посвящает стихи освободительной борьбе славянских народов. Умер Одоевский в 1839 г. близ Сочи. Могила его не сохранилась.

Самое известное его стихотворение -- ответ на послание А.С.Пушкина "В Сибирь" ("Во глубине сибирских руд..."):

"Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! - цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.
Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя, -
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы."

Учитель:

Поэтическое творчество декабристов оказало влияние на русских поэтов и общественных деятелей: Герцена, Огарева, революционеров-разночинцев, Н.А.Некрасова.

Декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, воскресили интерес ко всему национальному, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового для России типа человека -- человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела.

Подводя итоги урока и всей темы, вопрос к учащимся: так в чем же заключался истинный подвиг декабристов?