Постоянный электрический ток

Разделы: Физика


Цель урока: Обобщение знаний по теме "Постоянный электрический ток".

Задачи:

  • образовательная: повторить основные величины, понятия, законы.
  • развивающая: устанавливать логические связи между физическими величинами, понятиями, уметь обобщать полученные знания.
  • воспитательная: уметь работать в группах, получать положительную мотивацию от полученных знаний.

Оборудование:

Интерактивная доска

Лабораторное оборудование:

  • амперметр,
  • вольтметр,
  • 2 резистора,
  • выключатель,
  • соединитель провода.

Наглядность: электрическая цепь, путеводитель.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сегодня ребята нам предстоит обобщить изученный материал по теме "Постоянный электрический ток", совершив путешествие по стране "Электричество". И начнем с города "Перепутье".

Основная часть урока.

1) "Перепутье". Время - 5 мин.

Найди правильную дорогу. На интерактивной доске представлены все изученные физические величины. Найти правильную дорогу, последовательно провести линии.

Буквенное обозначение физической величины Единица измерения Физическая величина
q [В] сила тока
P [Дж] напряжение
I [Омм] заряд
U [А] мощность
E [Ом] количество теплоты
A [Вт] удельное сопротивление
R [Кл] электродвижущая сила
Q сопротивление

Задание распечатано на листах и раздается всем учащимся и 1 учащийся у доски.

2) "Подумайград". Время - 2 мин.

Вопрос записан на доске. Устно. Кто первый ответит? (Используется Презентация РРS).

Вопрос: Почему количество единиц измерения не соответствует количеству физических величин?

Ответ: 1) А (работа), Q (количество теплоты) - имеют одну и ту же единицу измерения [Дж] Джоуль.

2) Е (электродвижущая сила), И (напряжение) - также имеют одну и ту же единицу измерения [В] - Вольт.

3) "Формулград". От каждой группы выходят к доске по 1 ученику. Время - 5 мин.

Допиши формулу. 3 человека выполняют на доске, остальные учащиеся выполняют в рабочих тетрадях.

4) "Прибороград". На интерактивной доске представлена следующая таблица. Учащиеся на листах с подписанными фамилиями отвечают цифрами (1-5), (2-6) и т.д. Время 3 мин.

1. электрометр 1. прибор для измерения напряжения
2. амперметр 2. потребители электрической энергии
3. вольтметр 3. для изменения сопротивления цепи.
4. омметр 4. для измерения сопротивления
5. лампочка, резистор 5. прибор для обнаружения электризации тел
6. реостат 6. прибор для измерения силы тока

5) "Портретоград". На интерактивной доске представлены портреты ученых с цифрами внизу. После вопроса учащиеся с помощью цифры называют ученого. Время - 3 мин:

КУЛОН, ОМ, ВОЛЬТ, АМПЕР.

Вопросы:

1. Кто впервые ввел понятие "Электрический ток"?

2. Кто изобрел первый в истории источник тока?

3. Кто открыл зависимость силы тока от напряжения?

4. В честь какого французского ученого названа единица электрического заряда?

6) "Тестоград". Тестирование на два варианта. Задание: ответив на вопрос, найди букву правильного ответа и составь слово. Время - 10 мин.

Вариант 1.

Назовите элементы электрической цепи на схеме

Г - гальванический элемент, выключатель, лампа, провода

А - источник тока, лампа, звонок, провода, выключатель.

Б - гальванический элемент, звонок, провода, выключатель.

Сопротивление участка цепи 0,25 кОм. Какое число нужно подставить (в системе СИ) в формулу для вычисления?

С-0,025 Ом

Р-250 Ом

Т-25000 Ом

Какова сила тока в лампе, если напряжение на ее клеммах 6 В, а сопротивление 3 Ом?

С-9 А

В-18 А

Т-2 А

Амперметр в цепь включают

Ф - последовательно

К - параллельно

Д - смешанное соединение

Каково сопротивление утюга, если он подключен к сети с напряжением 220 В, а сила тока в нем 2 А.

К - 44 Ом

U - 110 Ом

М - 440 Ом

Какое число вы подставите в формулу для расчета удельного сопротивления проволоки, если в опыте использовали ее отрезок длиной в 17 см?

М-170 м

Л-1,7 м

К - 0,17 м

Вариант 2

Назовите элементы электрической цепи на схеме

 

О - источник тока выключатель, сопротивление

П - гальванический элемент, выключатель, провод, сопротивление

Р - гальванический элемент, провод, сопротивление

Прибор показал: ток в цепи 180 мА. Сколько в системе (СИ)

У-1,8

Р-0,18

Т-180000

Какова сопротивление провода, если при напряжении на его концах 10 В, сила тока в нем 2 А?

Л-0,2 0м

Р-20 Ом

О-50 м

Вольтметр включают в цепь

В - параллельно

Г - последовательно

Д - смешанное соединение

Какое напряжение на резисторе сопротивлением 100 Ом, если сила тока в нем 2 А?

Л - 0,02 В

М - 50 В

О - 200 В

Для расчета сопротивления отрезка линии электропередачи измерили ее длину. Она оказалась равной 1,2 км. Какое число вы подставите в формулу ?

Д - 1200 м

Е - 12 м

Н-120 м

Проверка теста: 1 вариант - график

2 вариант - провод.

7) "Выполняйкино". Проверка знаний по видам. "Почувствуй разницу соединения проводников". Время - 10 мин

Задания учащиеся выполняют в тетрадях, по предложенной карточке. Два учащихся выполняют у доски.

1 вариант.

1. Запишите формулы последовательного соединения проводников.

2. Составьте схему электрической цепи при последовательном соединении и начертите ее.

3. Решите задачу: Два резистора, сопротивление которых 20 и 30 Ом, включены в электрическую цепь с напряжением 24 В. Какова сила тока в этой цепи при последовательном соединении резисторов?

2 вариант.

1. Запишите формулы параллельного соединения проводников.

2. Составьте схему электрической цепи при параллельном соединении и начертите ее.

3. Решите задачу: Два резистора, сопротивление которых 20 и 30 Ом, включены в электрическую цепь с напряжением 24 В. Какова сила тока в этой цепи при параллельном соединении резисторов?

Путешествие закончено. Подведение итогов. Время - 3 мин.

Выставляются оценки за промежуточные задания. Даются рекомендации тому, кто допустил ошибки.

Рефлексия. Время - 1 мин.

Какой город понравился?

Домашнее задание: Подготовится к контрольной работе.