00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Недетские шалости, или Как уберечь себя от хулиганства

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: формировать у школьников осознание ответственности за шалости и правонарушения, учить давать им интерпретацию, учить противостоять проявлениям бесцельного и безответственного поведения и уберегать себя от того, чтобы быть вовлеченным в подобные ситуации.

Ход занятия

1. Приветствие и знакомство.

Упражнение "Диалог руками"

Группа разбивается на пары. Играющие закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга только через прикосновение рук. Каждая пара работает отдельно от остальных. Предлагается взять в пару человека, который знаком меньше всего, которого меньше всего чувствуешь и понимаешь.

"Диалог" руками строится молча: сначала нужно встретиться друг с другом руками, познакомиться, потом поссориться, помириться и, наконец, попрощаться.

Обсуждение:

- Какой опыт помогло мне приобрести это упражнение?

2. Разминка.

Упражнение "Рукопожатие"

Участники разбиваются на две команды, которым можно дать название ("Команда забияк", "Молодые драчуны" и под.). Команды становятся друг напротив друга, ведущий во главе одной из них. Команды начинают двигаться навстречу друг другу и пожимать руку каждому члену противоположной команды (напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд). Работа усложняется тем, что рукопожатие сопровождается вербальным выражением своего отношения к своим соперникам ("Мы сегодня выиграем", "Что-то у тебя вялый вид", "Не хнычь заранее"...)

Обсуждение собственных впечатлений и ощущений.

3. Объявление темы занятия. Работа над информационным полем проблемы.

- Что такое шалости? Кто может шалить? Когда, при каких обстоятельствах?

- Словари определяют шалость как шутливую проделку, поступок ради забавы, веселую проказу, баловство, озорство, дурачество.

- Когда так говорят: "детские шалости", "невинные шалости", "глупые шалости", "поплатиться за шалости"?

Упражнение "Ловля моли"

Ведущий указывает на одну из участниц тренинга, представляя ее как хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы мы помогли ей избавиться от моли. Далее предлагается каждому участнику группы "убить до 10 бабочек моли" и ведущий демонстрирует "убивание моли" хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам, по вещам и т.д. Игра заканчивается по сигналу ведущего.

Обсуждение:

- Можно ли нашу игру назвать шалостью? Почему? Приятна ли шалость? Когда шалости неприятны?

- Шалость и хулиганство - близкие ли по значению слова? Есть ли между ними разница? В чем она?

- По словарю, хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества.

- Знаете ли вы историю происхождения слова "хулиганство", "хулиган"? По одной из версий, в Лондоне, в конце XIX века, жил человек по имени Патрик Хулиген, "прославившийся" своим "диким нравом", за что ему дали прозвище "громила". По другой версии, слово "хулиган" происходит от ирландского выражения Hooley gang, давшего название одной уличной банде, орудовавшей в окрестностях Лондона.

- Итак, хулиганство - это правонарушение (как правило, говорят, мелкое правонарушение без каких-либо корыстных целей). А как вы думаете, является ли хулиганство - преступлением?

- В Уголовном кодексе многих стран хулиганство определяется как "озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия", и, разумеется, за такое действия следует наказание соразмерно тяжести совершенного проступка.

- Какие виды действий относятся к хулиганству? (нецензурная брань; шум в ночное время; оскорбительное приставание к гражданам; уничтожение имущества; порча имущества; угроза физического насилия и др.)

- Хулиган своими действиями, чаще всего, нарушает права других людей. Как думаете, почему люди совершают хулиганские выходки? (желание поразвлечься; стремление доказать свою смелость (либо силу, ловкость и т. д.); желание выделиться, привлечь внимание; неприязнь к определённым людям или категориям людей; обида и др.)

- Считаете ли вы себя хулиганами? А испытываете ли подобные состояния, о которых говорилось выше? Как вы думаете, может ли хулиган поселиться в вас самих? Когда, с чем это может быть связано?

4. Осознавание проблемы. Пути ее решения

- Как противостоять хулигану? Что можно и что нужно делать? (ответы на этот вопрос нужно выслушать, но оставить без комментариев, предлагая еще раз вернуться к нему после проведения упражнения)

- Действия хулигана часто напоминают внезапно ожившего дракона, который громит и крушит все на своем пути, уничтожая все вокруг без разбору.

Упражнение "Оживший Дракон" (по группам)

Почти у всех народов мира существуют легенды о драконах. В западных мифах и легендах драконы символизируют зло, и предстают этакими злобными тиранами-разрушителями, усмирить гнев которых могут только обильные человеческие жертвы. На востоке (в Китае, Японии, например) драконы считаются благодетелями и даже глубоко почитаемы.

До сегодняшнего дня во многих восточных странах сохранились ритуалы, посвященные

дракону. Прежде всего, это обряд встречи Дракона и Героя.

Сейчас мы попробуем провести такой обряд, но для начала нужно сделать дракона, то есть его маску.

(Работая в группах, ребята изготавливают / раскрашивают маску дракона).

Когда дракон готов, ему предлагается придумать имя, наделить его какими-то свойствами, придумать и разыграть ритуал оживления.

- Что нужно сделать, чтобы дракон ожил? Что его провоцирует? (демонстрация ритуалов оживления дракона).

Есть легенда, что встреча дракона с героем - поворотный момент в судьбе того и другого. Если герой слабее духом, чем дракон, то при встрече герой может превратиться в дракона. Каждый герой в древние времена много тренировал свой дух, чтобы сохранить себя при встрече с драконом.

Один из подростков, по желанию, берет в руки маску и становится драконом. Все остальные герои. Герои стоят по кругу, дракон - внутри круга. Дракон по очереди должен подойти к каждому герою ("напугать, спровоцировать"). Герой должен сказать дракону: "Я не стану драконом, потому что...", приводя в качестве довода свои сильные стороны, те качества, которые позволяют в сложной ситуации оставаться собой

Можно провоцировать действия: "Ты не станешь драконом, даже если тебя покусают? Ты не будешь нападать в ответ?" и т.п.

Обсуждение:

- Какой дракон живет в каждом из вас?

- Что должно произойти, чтобы он ожил?

- Для чего герою необходимо сохранить себя? Почему нельзя превращаться в дракона?

- Что может помочь герою, укрепить его дух? Как противостоять дракону, если использовать его же стратегии нельзя?

- В образе дракона мы попытались изобразить действия хулигана. Как противостоять хулигану?

- Ни для кого не секрет, что в школе учатся не только послушные мальчики и девочки, отличающиеся примерным поведением. Есть еще и драчуны, задиры, обидчики, готовые в любой момент действовать наперекор всем правилам и законам школьной жизни. Это хулиганы, некоторых из них называют "гроза школы". Порой с ними не могут справиться даже учителя и поэтому вынуждены обращаться за помощью в Отделы работы с несовершеннолетними, существующие при каждом отделении милиции.

"Набор" хулиганских выходок известен: они могут отбирать / вымогать у младших деньги, бить, оскорблять их, вынуждать делать что-то, противоречащее нормам закона и морали. Как правило, хулиганы выбирают себе "жертву" из числа тех, кто не может дать достойного отпора - либо из числа младших учащихся, либо из тихих, робких ребят, хотя объектом их "внимания" может стать любой.

Как быть, если ты оказался жертвой школьного хулиганства? Конечно, ты не полезешь в драку и не сможешь силой заставить хулиганов оставить тебя в покое. Есть другие, не менее эффективные способы защитить себя от нападок и унижений. Выбор способа будет зависеть от ситуации: одно дело, если хулиганство ограничивается насмешкой или обидным прозвищем, и совсем другое, если действия хулигана могут рассматриваться как правонарушение.

Способ первый, самый простой: пожаловаться на обидчика родителям или старшему брату. Однако, в этом случае, твоим родителям (или брату, или кому-то еще в качестве телохранителя) пришлось бы находиться с тобой рядом неотступно каждую минуту. Но это невозможно.

Способ второй: сообщить о хулиганских выходках учителю, а то и самому директору школы. Это могут сделать за тебя твои родители. Речь идет не о ябедничестве, а о попытке себя защитить. Порой важно поставить в известность педагогов о том, что происходит за пределами урока. Как правило, педагоги проводят беседу с нарушителями порядки или их родителями, что, в конечном итоге, идет малолетним хулиганам на пользу - предостерегает от более серьезных проступков.

Способ третий: научиться общаться и дружить со сверстниками. Если ты не контактируешь с одноклассниками, с ребятами, живущими по соседству, если ты держишься особняком - ты можешь стать легкой добычей хулигана. Будь в окружении ребят, находи с ними общие темы для разговоров, интересуйся их проблемами и делись своими - вместе всегда легче найти решение. Тогда тебе не придется в одиночку возвращаться домой, да и школьные хулиганы, чаще всего, остерегаются связываться с компанией ребят, пусть даже младших, им легче справиться с одиночкой.

Способ четвертый, когда уже не помогают предыдущие. В особо сложных случаях твои родители могут обратиться в милицию, если проступки хулигана угрожают жизни и здоровью людей и носят характер преступных действий.

Способ пятый. Можешь использовать любой из способов защиты: пожаловаться родителям или учителям, обратиться к директору школы... всё что угодно, можно применить даже несколько способов сразу, только ни в коем случае не допускай, чтобы тебе было страшно находиться в школе, выходить на улицу, чтобы тебя унижали и обижали!

Хулиганы как будто каким-то внутренним чутьем распознают тех, кто их боится. Они чувствуют твой страх, беззащитность, и это "заводит" их еще больше, провоцирует на хулиганские выходки. Отсюда вывод - следует укреплять свой дух, чтобы суметь дать хулигану достойный отпор. Конечно, не "на кулаках", а силой слова и уверенности в себе.

Конечно, хулиганы непременно угрожают расправой, если их жертва кому-нибудь пожалуется, но не стоит поддаваться такому запугиванию, ведь в таком случае они поймут, что с тобой вообще можно делать всё что хочешь, и безнаказанно. Этого ни в коем случае нельзя допускать - чем дальше, тем труднее тебе придется, ведь если малолетние злодеи почувствуют, что им всё сходит с рук, они вообще житья не дадут. Поэтому, если ты сумеешь найти в себе силы защищать себя всеми доступными способами, то хулиганы наверняка предпочтут в следующий раз не связываться с тобой.

5. Рефлексия. Подведение итогов

- Нашу встречу сегодня мы начали с действий руками. Закончить наш разговор мне тоже хотелось бы с помощью рук. Есть замечательный метод подведения итогов любого законченного дела, прожитого дня, состоявшегося общения - метод "пяти пальцев".

Сядьте удобно, посмотрите на свою ладошку и ответьте на вопросы, которые "задают" нам пальчики:

Мизинец (мысли): какие знания я сегодня получил?

Безымянный палец (близость цели): что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний палец (состояние духа): каким было сегодня моё преобладающее расположение духа?

Указательный палец (услуга, помощь): чем я сегодня помог другим? Чем порадовал? Чему

поспособствовал?

Большой палец (бодрость, физическая форма): каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Притча "Все в твоих руках"

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Литература

  1. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В, Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 443с.
  2. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.