Решение уравнений. Нахождение неизвестного вычитаемого. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, уравнения


Цель урока: знакомство с правилом нахождения неизвестного вычитаемого.

Задачи урока:

1) Продолжить формирование умения решать уравнения с неизвестными слагаемыми; учить решать уравнения с неизвестными вычитаемыми. Сравнить данные типы уравнений через взаимосвязь действий сложения и вычитания.
2) Развивать операции мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию), моделирующую деятельность, пространственное мышление.
3) Формировать систему ценностей, направленную на максимальный вклад каждого в коллективную деятельность.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод.

Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной формы работы с групповой и индивидуальной.

Средства обучения:

Учебник математики 1 класс. Аргинская И.И.

Демонстрационный материал: таблица с латинскими буквами, таблица с понятием уравнения, магнитофон для физкультминутки.

Содержание урока:

1. Организационный момент.

Организация класса, проверка готовности к уроку, задание положительной мотивации.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Каждый урок – открытие. Сегодня мы будем открывать для себя что-то новое. Это новое связано с понятием “равенство” и “неизвестное число”. Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? ( Об уравнениях.) Что такое уравнение? ( Равенство, в котором есть неизвестное число.)

Как всегда на уроке будем повторять то, что нами уже было открыто.

3.Актуализация знаний.

На доске числа: 15, 7 ,8.

Что вы можете о них сказать?

Дети: 7 и 8 – однозначные числа, 15 – двузначное число. С ними можно составить выражения.

– Составьте, пожалуйста, запишите в тетради. Что получилось?

Проверка на доске.

7+8=15
8+7=15
15-7=8
15-8=7

– Что мы сейчас вспомнили?

Дети: Что действия сложения и вычитания взаимосвязаны.

4. Выход на проблему. Работа над новой темой.

– Измените первое равенство так, чтобы второе слагаемое было неизвестно. Что получилось? (Уравнение.) Решите его.

Проверка на доске.

7+х=15
х=15-7
х=8

Как мы находим неизвестное слагаемое?

Дети: Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

– Измените третье равенство так, чтобы вычитаемое было неизвестно.

Что получилось? (Уравнение.)

Проверка на доске.

15– у =8

– Как его решить? Что неизвестно? (Вычитаемое.) Чему в третьем равенстве равно вычитаемое? (7) Как получить 7?

Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности.

Чем похожи уравнения?

Дети: В них одинаковые числа. И решаются они одинаково, действием вычитания.

А теперь правило решения уравнения с неизвестным вычитаемым прочитайте в учебнике на странице 118 № 293

– Сравните пары уравнений. Какая между ними связь?

5. Закрепление. Рефлексия.

Решите в тетради первое и второе уравнения № 293 по вариантам.

1 вариант: 13-а=5

2 вариант: 17-n=9

Проверка решения на доске.

 

13-а=5

17– n = 9

а=13-5

n =17-9

а = 8

n =8

Дома составите три своих уравнения с неизвестными вычитаемыми и решите их.

6. Физкультминутка “Рисуем звезду”

Под музыку учитель спокойно и медленно говорит.

“Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, руки на колени ладонями вверх, представляйте всё, о чём я буду говорить.

Представьте в себе сердце маленькую звёздочку. Эта звёздочка состоит из двух половинок. Первая половина – то, о чём вы мечтаете и на что надеятесь. Вторая – то, что вы делаете, чтобы добиться успеха. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что достигли цели и вам удалось то, к чему вы стремились. Мысленно порадуйтесь: “Я заслужил удачу!” Откройте глаза и скажите уверенно вслух: “Я смогу сделать то, что мне надо сделать!”

7. Повторение пройденного.

1)Выделение “лишнего объекта”

Задание №295 на странице 119.

Назови “лишний” рисунок. Объясни свой ответ.

Ответы детей.

“Лишний левый рисунок в нижнем ряду, потому что там дети идут в школу, а на остальных – из школы” “А ещё он лишний, потому что на нём дети идут, а на остальных – стоят”.

“Лишний рисунок левый в верхнем ряду, там дом, а на остальных школа”.

“Лишний рисунок правый в нижнем ряду, там зима, на остальных лето”.

“Лишний рисунок правый в верхнем ряду, на нём мальчиков меньше чем девочек, на остальных – поровну”.

“Лишний рисунок средний в верхнем ряду, там все дети разговаривают, на других – один говорит – другие слушают”.

2) Виды многоугольников.

Задание №294

– Как называется фигура? (треугольник)

– Можно назвать по-другому? (многоугольник)

– А ещё? Когда мы ещё не знали многоугольников, как называли такие фигуры? (замкнутые ломаные линии)

Сколько треугольников?

Что можно сказать о латинских буквах, которые использованы для обозначения фигур? ( Они пишутся так, же как и русские) Назовите буквы, которые и читаются как русские. (М,А,О,К)

МАН, МНВ, МАВ, МОС, МСК, МОК.(6)

Сколько других многоугольников?

НАОС, ВНСК, ВАОК.(3)

Сколько всего? Запишем выражение.

6+3=9

3) Двузначные числа. Разряд десятков.

№296

20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

– Чем похожи, чем различаются числа первой и второй строки? ( У них разные цифры в разряде единиц, и разные – в разряде десятков)

– На сколько, каждое число второй строки, меньше числа стоящего над ним?

(на 10)

– Какое общее название подходит всем числам? (двузначные)

– Дальше задание будете выполнять двумя группами.

Работать будем с числами второй строки. Первая группа выпишет числовой ряд, в котором первое число – наименьшее двузначное число, всего в ряду – 5 чисел. Вторая группа запишет числовой ряд – первое число которого – сумма чисел 8 и 7, в ряду 5 чисел.

– Уменьши на 10 каждое число числового ряда. Запиши результат

10 11 12 13 14

15 16 17 18 19

0 1 2 3 4

5 6 7 8 9

– Какое общее название подходит всем полученным числам? ( однозначные )

8. Итог урока Рефлексия.

– Что сегодня для себя открыли нового?

– Что больше всего понравилось, было самым интересным?

Начертите две “волшебные линеечки”. По каким критериям будете оценивать свою работу? (красота и правильность) Поставьте крестик на каждой из них.