Творчество английского художника Джона Эверетта Миллеса

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


В процессе изучения иностранного языка важное место занимает ознакомление учащихся с культурой, историей и традициями страны изучаемого языка. Большой интерес в этом плане представляет знакомство с творчеством художников, особенно тех, которые оставили заметный след в развитии искусства своей страны. В Англии к таким художникам, несомненно, принадлежит Джон Эверетт Миллес, который в середине XIX века пользовался громадной популярностью, его картины привлекали на выставки большое количество зрителей, а многоцветные литографии с его произведений издавались многотысячными тиражами.

Его искусство не бесспорно, оно вызывало жаркие дискуссии еще при жизни автора, продолжаются они и в наши дни. Современники называли Миллеса “падшим ангелом живописи”, но коллекционеры платили за его работы баснословные деньги, а для того, чтобы заказать ему портрет, желающие чуть ли не выстраивались в очередь.

Творческий путь художника не был легким и прямолинейным. В молодые годы Джон Миллес был “бунтарем от искусства” и активно боролся с традиционными подходами к живописи, которые отстаивала и пропагандировала Академия художеств. Но к концу жизни взгляды его существенно изменились, и его даже избрали президентом Академии художеств.

Джон родился 8 июня 1829 года в небольшом городке Саутгемптоне, расположенном в графстве Хэмпшир. Родители мальчика были людьми зажиточными и смогли дать ему весьма хорошее образование. Этому способствовало и то, что юный Миллес обладал пытливым умом и активно стремился к знаниям. Учеба давалась Джону легко, оставляя время и для детских игр, и для увлечения рисованием, которому он уделял много времени.

Уже в детстве Джон Эверетт Миллес решил, что обязательно станет художником, и родители поддержали его в этом стремлении. Его путь к вершинам мастерства был стремительным. В 11 лет Джона отдали в школу живописи при Королевской академии художеств, а через 6 лет он уже представил на академическую выставку вполне зрелую для его возраста картину “Захват Писарро верховного инки Перу”. Посетители выставки отказывались верить, что атору сложной по композиции многофигурной картины всего 17 лет. Но на профессоров академии картина особого впечатления не произвела, и наградой отмечена не была, хотя и значилась в числе претендентов.

Разочарованный отношением академических профессоров к своей первой большой работе, Миллес решил доказать всем, что этот относительный неуспех – явление временное. Уже на следующий год он выставляет в академии новую большую картину на сложную библейскую тему “Племя Бенджамина захватывает дочерей Шилоха”. Это полотно было встречено весьма благожелательно, в академии отметили явный рост мастерства молодого художника и присудили за картину золотую медаль. Первая награда, к тому же столь высокая, вдохновила молодого художника, но не изменила сложившегося у него к этому времени скептического отношения к академическим подходам к живописи. С максимализмом юности Джон в 18 лет принимает решение искать свой путь в искусстве.

В поиске новых подходов к живописи Миллес был не одинок, его поддержали друзья по учебе в академии, молодые талантливые художники Данте Габриэль Россетти и Уильям Холмен Хант. В 1848 году к ним присоединилось еще несколько молодых живописцев, образовавших “Братство прерафаэлитов”. Члены братства ставили перед собой большие цели, они хотели не просто совершенствования художественного мастерства. а преобразиования всей английской живописи. При этом примеры мастерства они искали у своих далеких предшественников, в художественной эпохе, которая предшествовала творчеству Рафаэля, что и отразилось в названии их братства. Прерафаэлиты считали, что современная им живопись долна опираться на нравственно чистый, благочестивый, рожденный самой природой художественный стиль, характерный для живописцев XIV–XV вв.

Художники, вошедшие в братство, серьезно изучали произведения старых мастеров, их манеру живописи. О том, как прерафаэлиты изучали гравюры с фресок XIV века, Уильям Хант позднее писал: “Каждый из нас наперебой отмечал черту за чертой то наивное простодушие, что одушевляло художника и руководило его замыслами. Мы решили, что будем стремиться к подобной же простоте. Ведь именно прямота выражения и привлекательная искренность и делали итальянское искусство столь сильным и прогрессивным, пока эффектные последователи Микеланджело не привили свои мертвенные плоды к его живому дереву”.

В своих произведениях молодые живописцы стремились не копировать живописный стиль мастеров предыдущих эпох, а пытались воссоздать в картинах дух раннего Возрождения. Первым картину, выдержанную в новом живописном стиле, создал Джон Миллес. На очередную академическую выставку он представил картину “Изабелла”, созданную в стиле, напоминающем древнюю фресковую живопись. К разочарованию членов братства, картина, выполненная в новом стиле, которому они прочили большое будущее, особого интереса ни у зрителей, ни у академических профессоров не вызвала.

Зато картина “Христа в доме родителей”, выставленная Миллесом в следующем году, буквально взорвала художественный мир Лондона, вызвавав реакцию бурную, но совсем не ту, на которую рассчитывали Джон и его товарищи прерафаэлиты. Картину ругали и зрители, и критики, и живописцы не входящие в братство. Автора обвиняли в грубом натурализме, в упрощенности живописной манеры, нарочитой чувственности персонажей и отсутствии в картине, выполненной на библейский сюжет, божественности и благообразия.

Такая реакция не охладила пыл молодого художника. Вскоре зрителям были представлены новые картины, выполненные в той же манере, “Марианна”, “Возвращение голубя в Ковчег”, “Дочери дровосека”. Эти работы тоже вызвали жаркие споры, но и зрители, и критика встречтили их с большим пониманием.

Перелом в отношении зрителей к творчеству Миллеса наступил в 1852 году, когда художник выставил картину “Гугенот”. Эта работа была доброжелательно встречена ценителями живописи и критикой. Вскоре художник представил на суд зрителей свою новую работу, навеянную произведением Шекспира. “Офелия” буквально потрясла зрителей и вызвала восторженную критику, которой так давно ждал автор. Эта картина сразу же сделала Джона Эверетта Миллеса знаменитым.

Стоит отметить, что картина “Офелия” создавалась тяжело, как говорится – “рождалась в муках”. Автор стремился скрупулезно передать образ шекспировской героини и трагичность ситуации, в которой она оказалась. Натурщицей у художника была Элизабет Сиддел, которой приходилось долго лежать в ванне с водой, изображая Офелию. Девушка даже получила из-за этого воспаление легких. Символично, что судьба самой Сиддел, как и Офелии, оказалась трагичной, хотя и совсем по другой причине. Она умерла от передозировки наркотика в возрасте 33 лет.

Картина “Офелия” стала одним из последних произведений, выполненных в откровенно прерафаэлитоской манере. Вскоре братство прерафаэлитов распалось. Джон Эверетт Миллес окончательно отказался от прерафаэлитских исканий и вернулся к академической манере живописи, которой оставался верен до конца жизни. Королевская академия художеств, чьи живописные каноны Миллес старательно ниспровергал своими ранними работами, приняла его в свои члены.

С этого времени Миллес стал одним из самых востребованных английских живописцев. Его картины и особенно портреты, отличающиеся изысканным колоритом и мастерством исполнения, пользуются у любителей живописи большой популярностью. Но откровенно салонная живопись, хотя она и приносит художнику хороший доход, не удовлетворяет живописца. Миллес пробует свои силы в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничает с журналом “Once a Week”. Художник начинает вести размеренный образ жизни богатого буржуа, посвящая время семье и живописи. В 1862 году семья Миллесов (у художника и его супруги Эффи Грей было восемь детей) переезжают в большой дом, расположенный в районе Кенсингтон.

Основное место в его творчестве теперь прочно занимает портрет. На написанных им портретах можно увидеть представителей высшего света викторианской Англии, людей, которые прочно вошли в историю Объединенного королевства. Во многом благодаря портретируемым, с отдельными из которых у Миллеса устанавливались дружественные отношения, он в 1885 году получил от монарха титул баронетта. Кстати, он стал первым британским художником, удостоенным такой чести.

В произведениях художника появляется не свойственная ему раньше назидательность и сентиментальность. Художника это не смущает, так как именно такие работы больше всего нравятся публике. Показателем того, что картины художника востребованы, стали многотысячные тиражи цветных литографий с его картин, которые на залеживаются на прилавках.

Одна из его картин с согласия автора даже стала основой рекламы, которую выпустила фирма “Пирс”, торговавшая мылом. Это картина “Мыльные пузыри”, на которой охудожник изобразил своего внука. Стоит отметить, что это была первая реклама товара с использованием картины известного художника.

Еще в первых своих работах Миллес уделяет важное место пейзажу, создавая при его помощи нужный психологический настрой всей картине. В последний период своего творчества художник переходит к пейзажу как к самостоятельному жанру, позволяющему отразить красоту и неповторимость окружающего мира. Живописец с увлечением пишет виды Шотландии. Миллесу нравятся дикие уголки, где природа пребывает в первозданной красоте, еще не ощутив на себе пагубное влияние человека.

Свой жизненный путь сэр Джон Эверетт Миллес заканчивал, находясь на вершине славы, окруженный всеобщим поклонением и любовью. В 1896 году всего за месяц до смерти его избрали президентом Королевской академии художеств. К этому времени художник тяжело болел и 13 августа скончался.

В творческой жизни Джона Эверетта Миллеса были периоды взлетов и падений, юношеских исканий своего пути в искусстве и зрелого спокойного творчества. С его именем связано создание нового направления в живописи, давшего толчок развитию искусства не только в Англии. Многие созданные им произведения навечно вошли в золотой фонд мировой живописи, они и сегодня не оставляют зрителей равнодушными.