Учебная программа по классу скрипки для музыкальных школ дополнительного образования

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Обучение в музыкальной школе помогает расширить духовно-нравственную сторону воспитания учащихся. В современной музыкальной школе обучается большое число детей разноодаренных; различной степени подготовленности; большинства социальных групп населения. Поэтому программа направлена на выявление одаренных детей и приобщению средне или слабо одаренных учащихся к музыкальному и культурному наследию, формированию активных любителей музыки.

В современных условиях процесс образования должен быть направлен на воспитание разносторонней личности. Учитывая уровень научно-технического прогресса современности, дети зачастую получают мало физической нагрузки, что влияет на их здоровье.

Сейчас существует множество методик направленных на оздоровление организма. Обращение к методике М. Норбекова вызвано ее продуктивности в области психофизического здоровья. По методике М. Норбекова проводится суставная гимнастика. Целью гимнастики является то позитивное эмоциональное состояние, которое получает ученик в результате выполнения данных физических упражнений. Суставная гимнастика может выполняться в любом возрасте, не требующая специальной подготовки.

Гимнастика позволяет улучшить координацию движений, снять физическое напряжение мышц. Специфика исполнения на инструменте предполагает статичное положение тела, что приводит к скованности и зажатости как мелких, так и крупных групп мышц, и приводит к деформации позвоночника, шейного, грудного отдела и плечевого пояса. Целью гимнастики является: умение ощущать свободу мышц (чередование напряжения и расслабления мышц), получать позитивное эмоциональное состояние, в результате выполнения данных физических упражнений. То есть гимнастика выполняется не с целью развить мышечную массу, а научить ребенка в труде получать удовольствие.

Цель:

  • обучение ребенка приемам игры на скрипке через позитивный настрой
  • воспитание всесторонне развитой личности, нацеленной на достижение успеха.
  • сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.

Задачи:

  • развитие музыкального слуха и чувства ритма
  • развитие памяти и логического мышления
  • развитие воображения
  • развитие координации движений.

Программа рассчитана для учащихся первого года обучения. Программа апробируется в течение 3 лет на базе ДМШ № 24, Кировского района города Казани.

На первом году обучения важна постановка рук ученика. От этого зависит дальнейшие успехи юного музыканта. Важно чтобы ученик испытывал комфорт при исполнении на инструменте как физический, так и психический.

Поэтому в первое полугодие проводится суставная гимнастика для плечевого пояса (кисти, локтевые суставы, плечевые суставы) и массаж ушных раковин, упражнения для позвоночника (шейный отдел, грудной отдел ).

Во втором полугодии в суставной гимнастике добавляются упражнения для позвоночника (нижегрудной отдел, пояснично-крестцовый отдел) и “скрутки”.

Для каждого ученика преподаватель индивидуально выбирает упражнения, исходя из форм зажатости мышц. Гимнастика проводится в 2-3 приема по 3-5 минут в течение урока. Во время гимнастики обращать внимание ученика на ощущения в мышцах. Важно точно фиксировать ощущение напряжения и расслабления мышц. В приложении программы дается описание суставной гимнастики по методике М. Норбекова.

Ритмическая организация ребенка прямопропорционально влияет на его здоровье. Неритмичное исполнение может быть следствием не столь плохой подготовки музыканта к выступлению, сколько результатом нарушения у него в силу различных причин уравновешенности общих процессов возбуждения и торможения, а также чрезмерной мышечной скованности. В этом случае развитие чувства ритма должно идти по пути нормализации упомянутых процессов и общего оздоровления организма. Это связано с организацией строгого режима дня, установлением твердого расписания работы и отдыха, овладением комплекса дыхательных и физических упражнений, с обучением навыка расслабления и концентрации внимания на выполняемой задаче. Ритмика позволит лучше воспринимать музыкальный материал, а также с помощью движений почувствовать свободу мышечного аппарата. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Развитие ритмической основы может проходить через разучивание детских попевок на уроке. Прохлопование, проговаривания, игры на инструменте на одном звуке (“Барашеньки”, “Петушок”, “Солнышко”, “Дин-дон” и другие).

При составлении данной программы автор использовал материалы типовой программы по классу скрипки в музыкальных школах З. Г. Каца(Москва 1989), и учебной адаптированной программы С. Б. Усмановой (Казань 2002). В программе преставлен примерный репертуарный план, в который включены пьесы татарских композиторов.

Программные требования

I полугодие

  1. Знакомство с инструментом, усвоение частей скрипки и смычка
  2. Начальная работа над постановочными моментами, звукоизвлечение, изучение простейших соединений в работе над правой рукой
  3. Знакомство с первой позицией, нотный текст на средних струнах ЛЯ и РЕ
  4. Работа над постановкой левой руки, выучивание пьес приемом игры щипком
  5. Соединение правой и левой рук на простейших пьесах и упражнениях на одной струне
  6. Простейшие виды штрихов: деташе целым смычком и его частями
  7. Знакомство с динамическими оттенками (название, запись)

II полугодие

  1. Продолжение работы над постановкой правой руки: переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка в его различных частях
  2. Изучение нотного текста на крайних струнах СОЛЬ, МИ
  3. Знакомство с гаммой в пределах одной октавы: Ля-мажор, Ре-мажор, Соль-мажор
  4. Игра простейших этюдов или пьес
  5. Начальные виды распределения смычка, штрихи: деташе, легато до двух нот, их чередование

В течение года следует пройти: 2–3 мажорные гаммы с трезвучиями в одну октаву, 10–12 пьес или этюдов.

В конце года учащиеся сдают академический зачет, на котором исполняют две разнохарактерные пьесы. Желательно, чтобы учащиеся принимали активное участие в классных, школьных концертах.

Примерный репертуарный план

СЕНТЯБРЬ

Ритмические упражнения: “Барашеньки”, “Петушок”, “Ежик”, и т. д.
Изучение тетрахордов на струне ЛЯ, РЕ.

ОКТЯБРЬ

М. Магиденко “Петушок”
Русская народная песня “Ходит зайка”
Обработка Л. Батыркаевой “Галиябану”
Н. Бакланова “Этюд”

НОЯБРЬ

Обработка Ш. Монасыпова “Кукла”
Обработка М. Яруллина “Баюшки-баю”
Детская песенка “Пешеход”
Гамма Ля-мажор

ДЕКАБРЬ

Обработка Еникеева “Топ-притоп”
Русская народная песня “Как под горкой”
Д. Кабаевский “Прогулка”
В. Моцарт “Аллегретто”

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

Обработка М. Яруллина “Частушка”
Гамма Ре-мажор
А. Комаровский “Про Петю”
Русская народная песня “Во саду ли”
Русская народная песня “Во поле береза”
Обработка Ш. Монасыпова “Лисичка”

МАРТ

А. Комаровский “Кукушечка”
Н. Бакланова “Этюд”
Алар “Этюд”
Обработка Ш. Монасыпова “Шуточная”

АПРЕЛЬ

Детская песенка “Птичка над моим окошком”
Л. Качурбина “Мишка с куклой”
Украинская народная песня “Журавель”
Обработка Батыркаевой “Лодочки качаются”

МАЙ

А. Комаровский “Маленький вальс”
Л. Бетховен “Сурок”
Обработка Л. Валиуллина “Юность”

Приложение 1

Использованная литература

  1. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  2. Лесман И. Пути развития скрипача. Л., 1934
  3. Штенгаузен Ф. Физиология ведения смычка. М., 1930.
  4. Холл Г. Ваш позвоночник. М., 1998.
  5. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., 1965.
  6. Григорьев В. Вопросы исполнительского искусства. М., 1981.
  7. Мазель В. Музыкант и его руки. Тель-Авив, 2001.
  8. Норбеков М. Опыт дурака или путь к прозрению. С-Пб., 2001.
  9. Норбеков М. Где зимует кузькина мать или как достать миллион решений. М., 2004.