Внеклассное мероприятие "Жизнь дается один раз"

Разделы: Социальная педагогика


Цель: повысить уровень информированности воспитанников по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развивать навыки предотвращения употребление психоактивных веществ; формирование эмоционального отношения к материалу через личностное восприятие его.

Задачи: выяснить уровень информированности воспитанников по проблеме; дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления психоактивных веществ (ПАВ), возможных стратегиях поведения.

Время: 40 – 45 минут.

Оборудование: Листы формата А 4 и маркеры; доска и мел.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы с вами поговорим о злободневных проблемах - проблемах наркомании , алкоголизма и табакокурению. В конце нашего занятия каждый из вас, в том числе и я, сделает для себя определенные выводы в отношении психоактивных веществ.

В народе весьма популярна присказка: «Не куришь и не пьешь – здоровеньким помрешь». Это такая едкая шутка разудалых людей над теми, кто предпочитает свежий воздух, ясную голову и насыщенную интересную жизнь. Смысл этой присказки такой: мол, кури – не кури, пей – не пей, а умирать все равно придется.

К сожалению, избежать смерти не удается никому. Но неужели не имеет значения, с чем человек придет к последнему дню?

Умереть здоровеньким, а не разбитым и немощным – мечта всех нормальных людей.

Курение, пьянство и наркомания – извечные пороки человечества. Хотя многие люди их пороками не считают. Их логика проста: весь мир курил и пил – и нечего , выжил. Мир действительно выжил, а вот конкретные люди- далеко не все.

Сейчас я на доску повешу плакат с изображением человека. Давайте сразу определимся , кто это у нас будет – девушка или юноша? Как мы назовем нашего подростка (желательно называть именем, которого нет среди нас). Сколько будет лет нашему подростку?

Ребята, а сейчас давайте попробуем составить собирательный образ нашего подростка, наделив его положительными и отрицательными качествами характера.

А теперь немного отвлечемся от нашего подростка и проведем мозговой штурм. Скажите пожалуйста, зачем подростки начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить? Зачем это им надо?

Причины употребления ПАВ.

  • Из любопытства;
  • Солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;
  • Назло;
  • Не хватает понимания близких;
  • Неблагополучная семья;
  • Желание соответствовать определенному образу жизни;
  • Желание, чтобы тебя считали взрослым;
  • Желание расслабить самоконтроль;
  • Желание расслабится;
  • Для кайфа;
  • Для смелости;
  • Снять боль и т.д.

Скажите, ребята, как вы думаете, причины по которым девушки и юноши начинают употреблять алкоголь, наркотики. Курить, являются внешними или внутренними (психологическими)?

Ребята, что можно сделать, чтобы решить те же самые проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ.

(Ребята называют:

  • Попеть;
  • Встретится с друзьями;
  • Послушать музыку;
  • Поиграть на компьютере;
  • Сходить на любимый кружок или секцию;
  • Сходить на дискотеку;
  • Посмотреть интересный фильм;
  • Выехать на природу и т.д.)

То есть у вас у каждого есть свои способы получения радости. Сейчас я нарисую график человеческого эмоционального состояния, где по оси Y будут эмоции, а по оси Х - время.

В нормальном состоянии у всех настроение то повышается, то понижается. и т.д. Мы все живем, подвергаясь этим колебаниям. Ни один человек, даже самый известный, не живет все время в радости, все время в удовольствии, и у него после подъема всегда спад. И нет таких людей, которые постоянно находятся в состоянии депрессии, у них после спада настроения всегда подъем.

Когда у вас подъем настроения, то обычно жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, и вы не совершаете плохих поступков. Как только настроение падает, вам начинается казаться, что вам досталась самая плохая школа, самые плохие родители, у вас никогда ничего не изменится и т.д. и вот в этот момент очень важно, кто находится рядом с человеком. Если он слышит слова поддержки: все будет хорошо, у тебя все получится, после черной полосы будет белая и т.д., то ему будет значительно легче выйти из состояния спада настроения, в обратном случае велик риск попадания в компании употребляющие ПАВ.

А сейчас я предлагаю вам две картинки и цветные фишки ваша задача цветом выразить ваше отношение и эмоции которые вызывают у вас сюжет данных картинок (рисунок 1; рисунок 2).

Любая зависимость будь это алкогольная, наркотическая – это процесс, содержащий 4 этапа, и как любой процесс имеет начало и конец.

Сейчас я нарисую на доске мячик, который катится вниз.

I этап. Первые пробы

На первом этапе происходит знакомство с табаком, алкоголем или наркотиками, этот этап, поэтому и называют «первые пробы».

Для этого этапа характерны:

  • Естественное любопытство, желание «просто попробовать»;
  • Активный поиск новых видов «кайфа»;
  • Неумение сказать «нет»;
  • Трудности с пониманием собственных границ;
  • Попадание под влияние о различных мифах о ПАВ;
  • Страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»
  • Неосознанное желание убежать от сложностей жизни (или осознанное)
  • Наплевательское отношение к себе и своей жизни;
  • Желание сделать свою жизнь интереснее и наполненной;
  • Незнание того, как на самом деле действуют ПАВ на психику и организм человека.

Есть два пути после первых проб:

  1. Полностью прекратить употребление;
  2. Продолжить употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.

II этап. Употреблять наркотики нравится.

На второй этап попадают обычно те люди, которым «это состояние» понравилось. И мячик покатился вниз.

Для этого этапа характерно:

  • Осознанное желание получить «кайф» при помощи алкоголя или наркотиков.
  • Поиск разумных оправданий употребления;
  • Поиск «подходящей» компании;
  • ПАВ становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха;
  • ПАВ начинают использоваться как:
    • Средство против комплексов;
    • Лекарство от стресса;
    • Способ общения;
    • Спутник сексуальных отношений.
  • Можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы;
  • Формируется особая «тусовка» - свой юмор, стиль одежды своя музыка.

Если человек продолжает употреблять ПАВ, он переходит с меньших доз на большие, и с менее сильных веществ на более сильные.

Когда человек попадает на 2 этап зависимости он понимает, то что он употребляет ПАВ, близкие ему люди не одобрят, но ему это состояние нравится, и поэтому он вынужден оправдывать свое поведение, и вот тогда возникают различные мифы, например:

  • От одного раза зависимости не бывает…
  • Я буду контролировать себя…
  • Я сильный, буду держать себя в руках…
  • Те, кто стали наркоманами, алкоголиками – слабые и безвольные…
  • Когда почувствую, что начинается зависимость – брошу…
  • Пиво не водка, от него не бывает зависимости…

Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия зависимости.

III этап. Возникают проблемы

Мячик катится все дальше вниз.

Для этого этапа характерны:

  • Проблемы со здоровьем(неприятные ощущения после употребления, инфекционные заболевания, заболевания желудочно - кишечного тракта и т. Д.)
  • Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал);
  • скандалы в семье;
  • проблемы с учебой, неприятности в школе;
  • финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег);
  • конфликты с друзьями;
  • основной круг общения - те,кто употребляет ПАВ:
  • конфликты с законом.

На этом этапе возникает физическая зависимость. ПАВ не приносят желаемого удовлетворения, а употребляются для приведения организма в нормальное состояние.

Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически не возможно, необходима помощь специалистов. Продолжение употребления обязательно ведет на следующий этап развития зависимости.

IV этап. Употребление ПАВ становится целью

На четвертом этапе наш мячик попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад, как видите, очень сложно.

Для этого этапа характерно:

  • употребление ради употребления;
  • постоянная потребность в ПАВ;
  • использование крайних средств в поисках,(Сигарет, алкоголя или наркотика);
  • разрушение нравственных ценностей;
  • апатия и нежелание жить, утрата смысла существования;
  • попытки самоубийств;
  • серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний;
  • разрыв с семьей, друзьями, обществом.

На этой стадии, если человек не прекращает употреблять наркотики, он погибает.

А теперь вернемся к нашему подростку. Случилось так, что наш подросток по одной из выше перечисленных причин начинает употреблять алкоголь. Как вы думаете, что изменится в его внешности?.Что изменится в его характере? Какое у него будет поведение?

Внешние признаки употребляющие алкоголь. Человек, употребляющий алкоголь – это обычно развязанный, болтливый, чрезмерно расслабленный и приставучий, которому без причины очень весело. Он суетлив и неряшлив. Поведение агрессивное, слабо контролирует свое поведение. У него нарушается координация и точность движений, снижается критическое отношение к поведению и ситуации, инстинкт самосохранения. Наблюдается снижение памяти, внимания и ухудшение зрения.

- Ребята как вы думаете, наркомания и алкоголизм излечимы?

Наркомания, алкоголизм – это болезнь души. Наркоман, алкоголик не лечится: он перестраивает свою психику, адаптируется к новой жизни без наркотиков, алкоголя.

Случилось так, что наш подросток в силу своей воли, с помощью специалистов и при поддержке близких справился с проблемой алкогольной зависимости.

Закончил школу. Поступил в вуз. Давайте пофантазируем, в какой вуз он поступил?

  • Какая у него будет профессия?
  • Чем он будет увлекаться (его хобби)?
  • Будет ли у него своя собственная семья?
  • Будут ли у него дети, сколько?
  • Будет ли у него свой дом?
  • А машина будет, какая?
  • Сделает ли он карьеру?
  • Куда будет ездить отдыхать?

Хорошо! Молодцы!

Глядя на эту картинку, я понимаю, что табакокурению, алкоголизм, наркомания – это плохо. Вы сделаете свой выбор сами.

А теперь пусть каждый из выскажет, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому – нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты – минуту или просто сказать несколько слов.

Это занятие мне хочется закончить выдержкой из средневекового «Кодекса здоровья»:

«Если врачей не хватает, пусть будет врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище»

Спасибо за внимание! Мне легко было с вами работать!