Развивающее обучение как центральная идея фортепианно-исполнительной подготовки будущего учителя-музыканта

Разделы: Музыка


I. Задачи развивающего обучения.

Обращение к современным проблемам музыкальной педагогики, как и общей педагогики в целом, обнаруживает необходимость в подготовке учителя качественно новой формации – не узкого специалиста-предметника, а универсально образованного педагога, обладающего высокой культурой, богатым личностно-творческим потенциалом.

Широкая эрудиция и педагогическое мастерство учителя, его активные действия способствуют расширению кругозора его учеников, формированию их духовного мира. То есть “главная идея развивающего обучения заключена не столько в самом предмете, сколько в силе, приобретаемой учеником, благодаря его усвоению”.

В отечественной педагогике и психологии идея развивающего обучения была разработана в трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других.

Главные положения теории развивающего обучения основаны на подходе к развитию человека, как целостному явлению, происходящему, в условиях “единства настроенных к активации функций (задатков, возможностей) и соответствующей для их деятельности среды”. Фундаментом для такого целостного явления служит другая целостность – человеческая культура, единственно возможной средой ее освоения и передачи – процесс обучения, а учитель становится посредником между учеником и культурой, учеником и жизнью, учебным материалом и возможностями ребенка.

II. Методы обучения.

Главная установка теории: “обучение должно забегать вперед развитию, вести его за собой, ориентируясь не на вчерашний или даже сегодняшний, а на завтрашний день в умственной деятельности обучающегося, на зону его ближайшего развития”. Таким образом обучение должно задавать более высокий, чем наличный, уровень развития и в то же время не слишком отрываться от его реальных возможностей. Главным условием, обеспечивающим это взаимодействие, является преодоление трудностей.

Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве эмоционального и логического в мышлении, позволяет переходить в учебном процессе от накопления знаний к выработке собственных позиций и убеждений.

И еще один важный принцип развивающего обучения – принцип стимулирования умственной самостоятельности учащегося в процессе его обучения.

Роль педагога

Выготский и другие ученые обозначают ее как “содействие и сотрудничество между ребенком и взрослым”. Это требует от самого педагога обширных знаний и серьезных творческих поисков.

Игра на музыкальном инструменте щедро обогащает учащихся личным, “собственноручным” опытом.

Имеются в виду богатейшие “познавательные” ресурсы рояля: огромный регистровый охват с разнообразными полифоническими и фактурными возможностями, тембровое богатство и т.д. очень объемная фортепианная литература демонстрируют множество различных стилевых явлений; знакомство с которыми активизируют интеллектуальную деятельность учащихся. Однако, жизнь показывает, что между обучением и развитием учащихся существует значительный разрыв: “ограниченные масштабы осваиваемого учебного материала, ограничение активности и самостоятельности учащихся, узкая специализация формируемых умений и навыков – все это наносит урон развивающей стороне музыкальных занятий”. В результате, сосредотачиваясь на задачах технического “оснащения” учащихся, педагог музыки превращается в учителя игры на том или другом инструменте”.

В связи с этим выявилась острая необходимость в создании целостной теории общемузыкального развития учащихся. Над созданием этой теории трудились такие известные педагоги-пианисты, как И.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Ф.М. Блуменфельд, Л.В. Николаев, СЕ. Фейнберг, Г.Г. Нейгауз и др. Суть теории состоит в выдвижении задач развития учащегося-музыканта, то есть формирования его общего и специального кругозора, общих и музыкальных способностей.

Проблемы педагогики

Специфика музыкального искусства и музыкального исполнительства в том и состоит, что постижение художественного произведения и все связанные с ним мыслительные процессы возникают из переживания исполняемого и неотделимы от него.

Таким образом, в центре фортепианной подготовки учащихся стоит развитие “музыкального ума”, а также постижение образного мира пьесы.

Чтобы добиться развивающего эффекта необходимо:

  • увеличение объема репертуара,
  • ускорение темпов его прохождения,
  • увеличение меры теоретической емкости занятий,
  • отход от пассивных, репродуктивных способов деятельности в сторону развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Основная цель в постепенном и последовательном “самоустранении” педагога, замене прямого, непосредственного руководства опосредованным и косвенным.

Проявления самостоятельности ученика в фортепианных занятиях могут быть разнообразными и многоплановыми. Это и умение без посторонней помощи сориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, составить убедительную интерпретаторскую “гипотезу” и готовность самому отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приемы и средства воплощения художественного замысла; и способность критически оценить результаты своей исполнительской деятельности, равно как и чужие интер-претаторские образцы и многое другое”.

При этом педагог должен специально учить ученика эффективно и рационально работать. Только тогда он сможет “привить ему ту самую самостоятельность мышления, методов работы; самопознания и умения добиваться цели”, которые Г.Г. Нейгауз называет зрелостью – “порогом, за которым начинается мастерство”.

Итак, педагог должен понимать, что обучение игре на фортепиано неотделимо от музыкального развития учащихся, что и способности, и личные качества воспитываются не изолированно, а в рамках каждого специального предмета, в данном случае – конкретной исполнительской работы.

Будущий педагог должен понимать, какими средствами развивать общие и музыкальные способности в процессе обучения пианистическому мастерству и, наоборот, как использовать личности потенциал ученика (его знания, мышление, интересы), чтобы собственно техническая работа была более эффективной; представлять, какими качествами должен обладать он сам, какие собственные способности совершенствовать, какие профессионально-педагогические умения формировать.

Педагог должен уметь:

  • раскрыть для ученика перспективы реализации развивающих тенденций в исполнительском классе;
  • обосновать и подтвердить на практике возможность совмещения общераз-вивающих методов обучения с формированием двигательно-технических умений и навыков;
  • вызвать у будущего учителя интерес к личности ученика и преимуществам личностного подхода к его развитию;
  • помочь будущему учителю осознать требования, которые такой подход предъявляет к нему самому, и убедить его в том , что это окажется чрезвычайно плодотворным для его собственного развития – общехудожественного и музыкально-исполнительского.

Труды многих педагогов направлены на решение этих задач. В этих трудах изучаются проблемы формирования эстетической культуры студентов (Т.Г. Мар-купольская), развития памяти и внимания (В.И. Муцнакер), музыкального слуха и полифонического восприятия (А.Г. Каузова), способностей дешифровки нотного текста (К.А. Цатурян), профессионально-интеллектуальных качеств (Т.П. Воронова), музыкального воображения и интерпретаторских способностей (Р.Н. Гржи-бовская), творческой самостоятельности (Г.К. Овсянинова).

Но одних теоретических разработок недостаточно. Главное – личность будущего педагога, его заинтересованность и нацеленность на решение учебно-воспитательных задач, а также на постоянное самосовершенствование в процессе обучения и самообучения.