Снежинка

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • Обучающие:
    • формирование умение складывать бумагу и вырезать симметричные узоры.
  • Развивающие:
    • развитие глазомера, мелкой моторики рук.
    • развитие воображения.
  • Воспитательные:
    • воспитание усидчивости.

Материалы.

Любая бумага, но она должна быть достаточно тонкой, чтобы ее можно было сложить в 8 или 16 раз и вырезать ножницами, не приложив слишком много усилий. Иначе края Вашей снежинки будут не особенно ровными.
Если же все-таки хочется вырезать из более толстой бумаги, то вместо ножниц лучше воспользоваться острым ножом, резаком или скальпелем.
Хорошо подходит папиросная, но она обычно белая. Зато из нее здорово вырезать маленькие снежинки. Для красоты – полиэтиленовая оберточная бумага, тонкая разноцветная фольга. Хорошо будет смотреться двухцветная бумага. Ну и, конечно, понадобятся ножницы и немного фантазии. Так же, Вам могут пригодится маленькие ножницы (например, маникюрные) для самой ювелирной работы.

Литературный ряд:  загадки, сказка Е.Волковой «Бумажная снежинка».

Зрительный ряд:  плакат-рисунок «Снежинка», рисунки прошлых лет, вязанные салфетки.

Музыкальный ряд:  музыка-релаксация, классическая музыка П.И.Чайковского “Времена года: Декабрь, Святки”; А.Вивальди “Зима”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Снежинка».

II. Вступительная беседа

Сказка «БУМАЖНАЯ СНЕЖИНКА» (слайд 2)

Ножницы лежали на столе. Им было очень скучно. Попробуй-ка, полежи целый день в полной неподвижности! Они немножко пошевелили колечками, покрутились на гвоздике – не помогает.
– Срочно, срочно что-нибудь стричь! – решили они.
– Ого, вон какой толстый провод тянется по стене! Ножницы тихонечко подкрались к, ничего не подозревающему, электрическому проводу.
– Клац-клац – скрипнули они. И тут провод сделал такое, чего ножницы никак от него не ожидали. Он просто взорвался от возмущения! Затрещал, брызнул искрами!
Ножницы рухнули, как подкошенные и долго не могли прийти в себя.
– Подумаешь! – бурчали они, почесывая о край стола ушибленный бок.
– Недотрога, какой! Надрезали его на один миллиметрик, а он током дерется.

Придя в себя, ножницы долго смотрели в потолок и не знали, чем же им все-таки заняться? А в это время удача сама шла к ним в руки. Огромный кот вдруг запрыгнул на стол и растянулся во всю длину. Перед ножницами лег во всей красе пушистый хвост, явно никогда не стриженый и срочно нуждающийся в помощи.
– Клац-клац – не раздумывая, сделали ножницы, отстригнув маленький кусочек шерсти. Кот и ухом не повел, казалось, ему даже понравилась эта домашняя парикмахерская. Тогда ножницы осмелели и, отмерив побольше, сделали:
– КЛАЦ-КЛАЦ и еще КЛАЦ! Вот этот последний клац был совсем ни к чему. Кот вдруг подскочил, как будто ему отрезали целый хвост, а не малюсенький кусочек... Заорал. Стукнул ножницы лапой, да так, что они улетели на другой конец стола. Хорошо, что они были железные!
Теперь ножницы смотрели в окно. Это было гораздо интересней потолка.
За окном шел снег. Крупные снежинки хлопьями летели вниз, а некоторые оставались на стекле и сияли игольчатыми узорами.
– Кто их выстригает, эти снежинки? – думали ножницы. – Это же сколько надрезов сделать надо! Они подвинули к себе листочек бумаги и стали медленно от уголка к уголку превращать его в ажурную снежинку. Они долго сопели, скрипели, шуршали, складывали, переворачивали... И получилась! Ну не совсем такая, как на стекле, но тоже красивая. И вторая, и третья... Как по волшебству бумажные снежинки ложились на стол... А что? Совсем не скучное занятие... для ножниц... И конечно, для всех тех, кто любит стричь котов, простыни, книжки, да одним словом все, что под руку попадется!

Елена Волкова

– Но мы сегодня с Вами не будем стричь котов, потому что мы их любим и заботимся о домашних питомцах. И, конечно же, ни в коем случае не будем стричь провода, так это может причинить вред нашему здоровью. А мы сегодня научимся вырезать снежинки.

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные-вырезные,
А возьмешь вода в руке?

                        Е.Благинина

– Ребята, а какие Вы знаете загадки про снежинки? (Слайд 3)
Снежинки прекрасное украшение новогоднего праздника.
– А как и где можно украсить снежинками? Неужели только на окно можно их прикрепить? Снежинки можно положить или повесить на елку, наклеить на окно, прилепить к потолку, сделать из них шикарные гирлянды, использовать в качестве салфеток для праздничного стола – все зависит от размера и вида бумаги.
– Кто-нибудь может мне сказать, из чего устроены снежинки? (Слайд 4)
– Снежинки имеют свою классификацию. (Слайды 5-11)
– Как же образуются снежинки? (Слайд 12)
– Посмотрите на доску, где вы видите разные снежинки (4, 6 и 8 лучей).

(ЛУЧ (полупрямая) – множество точек прямой, лежащих по одну сторону от некоторой ее точки; если эта точка причисляется к полупрямой, то полупрямая называется лучом).

– Обратите внимание на лучи! Вы что-нибудь заметили? Они имеет симметричный узор.

IV. Этап усвоения новых знаний

Снежинка с 4 лучами (квадратная снежинка) (Слайд 13)

1. Возьмем лист бумаги. Этот лист бумаги имеет форму ПАРАЛЛЕЛОГРАММА (четырехугольник, противоположные стороны которого параллельны) А как из этого листа можно без линейки получить квадрат (у квадрата все стороны равны)?

2. Складываем лист по диагонали. Поворачиваем прямым углом вверх (сложенная сторона внизу). Складываем пополам, опять поворачиваем прямым углом вверх и снова складываем пополам.

3. Из полученного треугольника вырезаем разнообразные геометрические формы. Но не забываете: где находится центр снежинки и не прорежьте сложенную сторону (иначе ваша снежинка развалится на несколько частей).
– Давайте вспомним правило: как вести себя, когда работаешь с ножницами?

4 . Разворачиваем и смотрим на результат. Снежинки у всех получились  разные, трудно найти две одинаковые. (Слайды 14, 15)

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

– Сейчас попробуйте сложить бумагу без моей помощи, т.е. сделаем заготовку, из которой мы вырежем еще одну снежинку.

– Но мы с вами попробуем сложить ее еще раз и когда вырежем узор, посмотрим, какая у нас получится снежинка, сколько у нее будет лучей?

VI. Этап закрепления нового материала (Слайды 16, 17)

– Получилась снежинка с 8 лучами. Их начинают складывать также как и квадратные. Но только увеличиваем сложение еще на один шаг. (После последнего шага – еще раз складываем, но теперь складываем острый угол у последней сложенной стороны).

– А какая снежинка считается настоящей, – спросите вы? Та, у которой шесть лучей, – отвечу я. Ибо: Из-за структуры молекул воды между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок. (Слайд 18)

– Обратите внимание на слайд 19, где представлены снежинки с 6 лучами.

– И сейчас, глядя на слайды 20 и 21 мы попробуем скопировать схему из представленных снежинок и вырезать.

VII Этап подведения итогов занятия

– Сегодня мы с Вами научились вырезать снежинки.

– А сейчас я хочу Вам рассказать познавательную информацию о снежинках, о том какой бывает снег. Обратите внимание на слайды 22-27.

– Когда вы будете гулять на улице, попробуйте поймать снежинку и разглядеть ее. И вы можете увидеть, что у снежинки нет круглых линий, потому что – снежинка кристалл.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке…

– Спасибо, за внимание урок окончен.