"Описание внешности человека" (по картине В.А. Серова "Девочка с персиками)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Подготовка к сочинению по картине В.А.Серова “Девочка с персиками”

Цели урока:

  • Обучать умению описать внешность человека.
  • Познакомить с творчеством художника-портретиста В.А.Серова;
  • Развивать эстетический вкус.

Методическое обеспечение урока: Автопортрет художника В.А.Серова.

“Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотел сохранить свежесть живописи при полной законченности…”
В.А. Серов

(До этого урока в течение двух недель шла работа над составлением словаря “Портрет”)

Ход урока

1. Запись темы урока. Сообщение учителем цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

История создания картины «Девочка с персиками».

Сегодня мы знакомимся с художником В.А.Серовым. (Учащиеся рассматривают “Автопортрет В.А.Серова”) – Ваши впечатления о художнике?

Валентин Александрович Серов (1865—1911) — великий русский живописец и график, ученик И. Е. Репина. «Девочка с персиками» — один из лучших портретов В. А. Серова. Кар­тина была написана в Абрамцеве, в подмосковном имении Сав­вы Ивановича Мамонтова, известного русского промышленника и мецената (покровителя искусств). Первоначальное название картины — «Портрет В. М.» (Веры Мамонтовой, дочери СИ. Ма­монтова) — впоследствии было изменено. Новый вариант пред­ложил художник И. Э. Грабарь, который, увидев этот портрет на выставке в 1889 г., воскликнул: «Девочка с персиками!» Вот что рассказывает Грабарь в своих воспоминаниях о том, как была создана картина, и о впечатлении, которое произвела на Серова Вера Мамонтова: «Он был несказанно очарован при ви­де старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых кашта­новых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать — в том самом платьице, в котором уви­дал, — в розовой кофточке, с черным бантом... Садясь в абрам­цевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину. Как ни вос­хищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще больше волновала его сама модель, ясные, детски чистые гла­за чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ».

В воспоминаниях Грабарь приводит и слова самого В. А. Се­рова о картине «Девочка с персиками», произнесенные ху­дожником незадолго до смерти на персональной выставке в Третьяковской галерее: «И самому мне чудно, что я это сделал. Тогда я вроде с ума спятил. Надо это временами: нет-нет да ма­лость спятить. А то ничего не выйдет...» Так оценил В. А. Се­ров собственную картину, которая стала высшей точкой его плодотворного творческого пути.

–Постарайтесь объяснить, почему второй вариант названия называется более выразительным, точнее отражает авторский замысел.

3. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках)

Работа с упражнением №269 (учебник Львова С.И. Русский язык 6 класс. Часть 1

  1. Рассмотрите репродукцию картины Валентина Александровича Серова (1865—1911) «Девочка с персиками» (см. приложение). Попытайтесь рассказать, как удалось художнику пробудить у зрителей светлое, радостное настроение.
  2. Прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. Спишите третий абзац текста, вставляя про­пущенные буквы.

Многие знаменитые картины Серов написал в Абрамцеве. Это подмосковное имение принадлежало известному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Его двенадцатилетняя дочь изображена на картине «Девочка с персиками».

Верочка Мамонтова в розовой блузке с чёрным бантом сидит за столом. Девочка словно на мгновение замерла, ненадолго при­сев на стул, и машинально взяла в руку персик. Поглаживая его пушистую кожицу, она смотрит на нас просто и естественно. Всё живёт и играет на этом смуглом подвижном личике со вскинутыми бровями и слегка растрёпанными волосами.

А в окно л_ётся лёгкий сер_бристый свет. Он осв_щает прдметы: подсвеч_ник на окне, ф_гурку игрушечного сол­датка, ф_рфоровую тарелоч_ку на стене. Свет этот сяет на скат_рти, бликами отр_жается на спинках стульев, ск_льзит по лицу и рукам девочки. Вся картина пр_низана свеж_стью, светом, воздухом, ч_стотой. Ар_матная зелень сада за окном, свежие листочки клёна на столе — всё ж_вёт, дыш_т.

Картина эта — гимн счастью, юности, радости жизни.

-Как художник передает обаяние девочки? Опишите ее лицо, позу, брови ,взгляд, волосы, глаза, губы, загар, румянец. Используйте для этого прочитанный вами текст, а также материалы словарика эпитетов.(см. словарные статьи в приложении к учебнику «Русский язык. 6 класс»). Постарайтесь передать свое отношение к девочки.

-Чувствуем ли мы, что девоч­ка позирует художнику? Невольно кажется, что она лишь на минуту забежала в комнату, чтобы взять персик, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.

-Как художник изображает стол?

-Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.

- «Каков валёр! » — воскликнул автор картины, когда увидел ее в экспозиции Третьяковской галереи спустя четверть века после ее создания. Валёр — термин художественной практи­ки, определяющий светотеневые тона. Обратите внимание на освещение комнаты, девочки. Солнечный свет как бы перемешивает оттенки цветов на картине. Найдите оттенки других цветов на розовой кофточке. Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?

- Каково ваше отношение к картине? Какие чувства она вызывает у вас?

– Какой изображает художник комнату?

– Как он пишет свет?

(Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)

  • Как изображает девочку?
  • Опишите ее, используя эпитеты. (За столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с черным в белую горошину бантом. Она сидит спиной к окну, и весь силуэт ее светится, лучатся карие глаза ...)
  • Какое лицо у этой девочки?
  • Что мы узнаем по лицу о ней?
  • О её характере? Её душевном мире?
  • Можно ли определить ее будущее?

(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная...)

– Что она держит в руке?

(Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.)

– Как художник изображает стол?

(На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)

  • Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.
  • (На столе расписная фаянсовая тарелка. За окном – светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.)

– В чем прелесть этой картины?

(Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.)

– Что вы для себя открыли в этой картине?

– Каким бывает белый цвет?

(Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы, розоватые блики от блузки.)

А главное – свет и воздух!

Художник Грабарь писал: “Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты”

– Каков фон картины?

(Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутровый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)

  • Как художник передал слияние человека с миром?
  • (Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)

– Каков колорит картины?

(Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит ее – розовое и золотое.

Все в полотне удивительно жизненно и естественно.)

4. Слово учителя

Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. “Все чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине!”

Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоумением:

– Неужели это я написал?

Картина удивительно правдива. Художник словно перенес “кусочек” жизни на полотно.

5. Работа над лексикой сочинения

  1. От данных слов образуйте существительные со значением лица: портрет, живопись;

  2. Какие глаголы используются для описания света в картине?
    (Свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает; обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает.

  3. Словарный диктант
    Меценат, масло, композиция, колорит, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок.

  4. Обсуждение формы творческой работы
    (Сочинение – описание картины, сочинение – рассказ, сочинение – рассуждение “Почему В.А.Серов является лучшим портретистом XIX века?); составление плана сочинения (самостоятельно).
    – Какова цель вашей творческой работы?

  5. Напишите сочинение по картине. Назовите свое сочинение «Автор и его герой (по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»)». Постарайтесь рассказать о полотне так, чтобы можно было представить себе замысел художника, характер изображения девочки, мастер­ство в передаче света и в построении полотна.