"Мои права"

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: способствовать формированию правовой культуры учащихся.

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся начальной школы с основными правами и обязанностями ребенка;
  • формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
  • ознакомить с правами школьников;

Форма проведения: классный час

Оформление: лист ватмана, кружки розового, голубого и желтого цвета, иллюстрации из сказок “Снежная королева”, “Морозко” и “Золушка”, Декларация прав ребенка.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук

Методы обучения:

  • беседа
  • работа в группах
  • инсценировка сказок

Представленное занятие можно проводить с учениками 2-4 классов.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. Обратите внимание на моем столе лежат кружки трех цветов: розовые, голубые и желтые, подойдите, пожалуйста, по очереди к столу и возьмите кружок того цвета, который вам больше нравится сейчас. (дети выбирают кружки)

А теперь займите место за тем столом, на котором лежит кружок того же цвета как у вас (учащиеся рассаживаются)

– Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Я приглашаю вас к разговору о правах. Тема нашего классного часа: “Мои права”. (Слайд 1)

  1. Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)
  2. Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

– Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени. (Слайд 2)

– Посмотрите на экран. Как вы думаете, что это за здание? (Слайд 2) (ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39-этажное здание, в нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е гг. прошлого столетия. В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка, провозгласив, что “человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет”. В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению, также говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.

– Ты проживаешь в семье. Это слово состоит из двух слов “семь” + “Я”. (Слайд 3)

– Что же такое семья? (Семья – это папа, мама, бабушка, дедушка, ты сам, твой брат или твоя сестра. Все вы – близкие родственники и проживаете вместе в одном доме или квартире.) (Слайд 4)

– Каждый из нас живет в семье со своими родителями. Родители и ребенок имеют свои права и обязанности.

Ты имеешь право:

– жить и воспитываться в семье

– знать своих родителей

– на общение с родителями

– на воссоединение с семьей

– на получение содержания от своих родителей

– на заботу, воспитание со стороны родителей

– на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей

(Слайд 5)

Твои обязанности в семье:

– уважительно относиться к родителям

– уважительно относиться к бабушке и дедушке

– заботиться о родителях

– помогать родителям по дому

Ребенок становиться взрослым в 18 лет. (Слайд 6)

– А сейчас, когда мы вспомнили какие права и обязанности у нас есть, давайте попробуем отгадать, какие права нарушаются в известных нам в сказках. Перед вами лежат карточки, работать будем в группах, у каждой группы своя сказка, которую необходимо разыграть. А также выбрать из предложенных (Слайд 5) то право, которое нарушено и объяснить, почему вы так считаете и ответить на вопрос, чьи права были нарушены и кто помог восстановить справедливость. Сейчас вам необходимо прочитать задание, обсудить в группе, принять общее решение и выбрать того кто будет отвечать от вашей группы.

Сценка “Морозко” (Слайд 7)

Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за все, что ни сделает, гладят по головке: “Умница”. Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха. Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

– Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха? (дети отвечают)

– Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

Сценка “Снежная королева” (Слайд 8)

Герда. Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз. Я ничего не вижу.

Герда. (обняв Кая). Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда (Плачет.)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу.)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее чем эти розы. (Открывает окно.)

Герда. Кай, кто это? Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом и они уходят. Кай (кричит). Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

– Какое право ребёнка нарушила королева? (Учащиеся отвечают.)

– Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети – не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

Сценка “Золушка” (Слайд 9)

На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт. Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди! Появляются сестры.

1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помоги)

1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал? Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках? Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать!

– В этой сказке нарушены права на отдых и досуг детей.

– Молодцы, Вы хорошо справились!

– Ребята, а в школе у вас есть права и обязанности? (ответы детей) (Слайд 10)

– Нам в “Ящик доверия” приходят письма. Давайте, почитаем и попробуем ответить, а поможет нам Правовичок.

1. Родители наказывают меня за плохое поведение на уроках. Что мне делать? (ответы детей) (Слайд 11)

Лучше начать хорошо себя вести. Исправить свое поведение.

Если ругают за двойку, то лучше всего – не получать двойки. Тогда твои родители не будут ругать тебя за плохие оценки.

Если тебе дома плохо, обратись к учительнице – социальному педагогу школы и расскажи о сложившийся ситуации. Она сообщит о твоих неприятностях директору школы, который в случае необходимости обратиться в органы опеки и попечительства.

Если учитель поставил тебе двойку, важно понять – за что. Может, ты не понял материал, который объясняли на уроке? Тогда надо заново выполнить домашнее задание, за которое получил “2”

2. На уроке мне захотелось в туалет, но я стесняюсь отпроситься у учителя. Что делать? (ответы детей) (Слайд12)

Обязательно подними руку и попроси: “Разрешите выйти”. Учитель позволит выйти без объяснения причин. Но постарайся вернуться в класс как можно скорее: не задерживайся в туалете, не разгуливай без дела по коридору.

Помни: учитель отвечает за всех учащихся, в том числе и за тебя.

– А теперь давайте поговорим о взаимоотношениях с друзьями. (Слайд13), (Слайд 14)

– Существует хорошая пословица “С иными водиться – что в крапиву садиться”. У каждого есть друзья: соседи, товарищи, одноклассники. Все они разные. Отношения с ними складываются непросто.

– Но с другом всегда легко делиться радостями и горестями. Именно друг может сказать тебе правду.

“Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает”.

– Если тебя кто-то обижает, не стесняйся обращаться за помощью к взрослым (родителям, учителям, старшим друзьям). Сказать нужно обязательно. (Слайд 15)

– Обратись к тому, кому ты доверяешь. Советы и поддержка помогут тебе наказать обидчика.

– Избиения, вымогательство денег, грабеж – это уголовные преступления. За преступление детей до 14 лет берут штраф с родителей. Но могут наказать и самих детей. Их могут приговорить к трудной работе, отправить в спецшколу или в воспитательную колонию.

– Если твои друзья или подруги поссорились, а ты не знаешь кого поддерживать, помни: в любой ссоре виноваты оба участника. (Слайд 16)

– Твоя задача – не искать виноватых. Надо продолжать общаться с ними и не говорить о ссоре. Если ты будешь искать виноватого, то рассоришься со всеми.

– Принимай подруг такими, какие они есть. Не поддавайся чужому мнению. Через несколько дней они обязательно помирятся, может быть благодаря тебе.

У нас осталось еще два письма, давайте ответим на них:

1. Мой младший брат постоянно жалуется родителям, что я его обижаю. Что мне делать? (ответы детей, Слайд 17)

Если ты действительно обижаешь брата, то он правильно жалуется. Он младше и знает, что слабее тебя. Если не будешь его обижать, то он не будет жаловаться. Но если он все выдумывает, то ты как старший брат должен объяснить младшему брату, что обманывать некрасиво.

Скажи родителям правду. Говори спокойно, чтобы они не подумали, что ты жалуешься. Если ты прав, то родители тебя поймут.

Помни:

Младший брат или сестра всегда чувствуют себя меньше и слабее. Они еще не знают, что можно, а что нельзя. Им надо помогать, защищать их от других ребят и девчонок, следить, чтобы с ними было все хорошо.

2. В нашем классе есть девочка, которую постоянно все обижают. Как ей помочь? (ответы детей, Слайд 18)

Обычно обижают того, кто не может дать отпор. Помоги своей однокласснице, подружись с ней. Защити ее, если к ней пристают мальчики. Сделай замечание девочкам, которые смеются над ней.

Помоги однокласснице понять, что все вокруг такие же, как она, и ничуть не лучше ее.

Помни:

Тот, кто умеет дружить и помогать другим, пользуется уважением окружающих

– Все учащиеся в равной степени приходят в школу за знаниями. Уважать тебя будут только за твои человеческие качества: храбрость, честность, порядочность. (Слайд 19)

– Будь добрым, уважай других, помогай тем, кому трудно учиться.

– Никогда не забывай мудрую русскую пословицу: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

– Ну а сейчас, после того как мы обсудили права, обязанности, возьмите тот кружок, с помощью которого вы делились на группы и напишите право или обязанность, запомнившиеся вам больше всего. Из этих кружков мы создадим цветы, приклеив их на ватман. (учащиеся пишут права на кружках и приклеивают на доску, в форме цветов)

– Посмотрите какую замечательную поляну цветов мы вырастили с вами, а обязанности поместили в сердцевинки цветков поместили наши обязанности, ведь они напрямую связаны с правами. Молодцы! Вам понравилось. Спасибо!

Список литературы:

  1. Мои права: справочник для учащихся начальной школы/ под общ. ред. Е.А. Певцовой. – М., 2008.
  2. Морозко. – М., 2006.
  3. Андерсен Г.Х. Снежная королева. – М., 2009.
  4. Перро Ш. Золушка. – М., 2010.
  5. http://www.un.org/ru/aboutun/booklet/intro.shtml

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

27.02.2011