Различение частицы НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Ход урока

1. Организационный момент – 5 минут.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Откроем тетради и запишем число и тему урока: “Различение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ”.

Нам необходим сначала заряд бодрости для изучения новой темы, поэтому я начну читать стихотворение Федора Ивановича Тютчева, а вы послушайте и скажите, о каком природном явлении идет речь:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла [1].

Правильно, это радуга. Смотрим на экран, вот она перед нами (слайд № 1). Кто знает, что символизирует радуга? Что означает ее появление? (Ответы детей.) Радуга – добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце, закончился дождь, значит, будет хороший урожай и хорошее настроение. Даже по–старославянски слово “радь” означало “веселый”, а некоторые считали “райский”. На слайде радуга, наше настроение хорошее, мы ожидаем чего-то приятного. Закрепим наше состояние. Орфографическая работа и индивидуальная работа по карточкам. Добровольцы! Четыре человека проходите к доске.

2. Орфографическая работа – 8 минут.

Пишем по очереди словосочетания, обозначая графически орфограммы и объясняя их устно (2 человека):

Как хорошо, неужели правильно,
только отлично, едва ли сомневается,
именно на уроке, вот и результат,
все-таки получится, давай-ка тренироваться.

(1 человек – слева – карточка)

Записать разряды смысловых частиц. Привести примеры на каждый разряд частиц из словарного диктанта и свои. (Усилительные частицы: даже, всё-таки. Вопросительные частицы: разве, неужели. Восклицательные частицы: что за, как. Сомнительные частицы: авось, едва ли. Частицы уточнения: именно, как раз. Выделительные частицы: только, почти. Указательные частицы: это, вот и.)

(1 человек – справа – карточка)

Дать определение частицы. Для чего нужны в речи частицы? На какие две большие группы делятся все частицы? Привести примеры. (Частицы – это служебные слова, которые нужны для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков значения в предложении. Частицы делятся на две большие группы: формообразующие (бы, пусть)и смысловые (даже, всё, вон, как, разве и другие).

Ребята, а как вы думаете, какая в русском языке самая употребительная частица? (Самая употребительная в русском языке частица НЕ.) А о каких частицах мы ещё не упомянули? Правильно, об отрицательных частицах – не и ни. Таким образом, вся система частиц перед вами на экране (слайд № 2).

3. Объяснение нового материала – 10 минут.

Отрицательные частицы – это очень интересное явление русского языка. Одни лингвисты относят их к смысловым частицам, другие считают, что роль этих двух маленьких слов такова, что они должны быть выделены в отдельный разряд наряду со смысловыми и формообразующими частицами.

Наша задача познакомиться с правилами употребления в речи частицы не, запомнить их и выбирать в каждом примере нужную частицу. А на следующем уроке вы будете говорить о правилах употребления частицы ни в речи.

Внимание! Частица не служит (слайд № 3)

Для чего? Записываем:

1)для придания отрицательного смысла:

Например:

Я пошел в школу.
Я не пошел в школу.
Я пошел не в школу.
Не я пошел в школу.

Теперь я прочту вам одну легенду, она появится на слайде, а вы выпишите из неё слова с частицей не, соответствующие первому пункту правила – придание отрицательного смысла.

(Слайд № 4.) Легенда.

Жил царь. Был он богаче всех царей на свете. Амбары его ломились от добра. Сундуки были полны золота и драгоценных камней. В конюшне ржали самые быстрые кони. Самые зеленые сады, самые красивые дворцы, самые тучные поля, самые глубокие озера принадлежали ему одному.

Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения. На небе разгоралась заря. Сначала красным огнем она озарила краешек неба, где опустилось солнце. Потом ширилась и ширилась и вскоре объяла все небо. Она была так красива, что не оторвать было от нее глаз. Люди с радостью любовались зарей. Не радовался только царь. Мысль, что заря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. От этой мысли он заболел и тут же умер. (Текст Б. Сергункова.)[2]

Что вы выписали? Не оторвать, не радовался, не ему одному (слайд № 5).

Для чего ещё служит частица не? Записываем:

2)для придания положительного смысла, частица стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ (слайд № 6):

Я не мог не прочитать это письмо.
Он не мог не решить эту задачу.

Такие примеры напоминают математические, в которых минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица не нужна (слайд № 7):

3)для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных простых предложениях с обобщающим смыслом:

Где он только не бывал!
Кто не знает имени Льва Толстого!
И чего только они не видели?

4. Закрепление нового материала – 9 минут.

Ребята, какой пункт правила из этих трех нам лучше других известен? Правильно, первый. Вот почему мы потренируемся сейчас по второму и третьему пунктам правила. Записываем:

Друг может сегодня зайти ко мне.
Друг не может сегодня зайти ко мне.
Друг может сегодня не зайти ко мне.
Друг не может сегодня не зайти ко мне.

Как только друг не спешил ко мне!
Чего только друг не принес мне!
О чем мы только с другом не поговорили!

А теперь вернёмся к радуге, которая озарила наш класс в начале урока. Сколько цветов у радуги? Почему? Какие цвета? Какую придумали люди поговорку, чтобы было легче восстановить цвета радуги и их последовательность?

Правильно: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для закрепления записываем:

Я не мог не радоваться весне.
Кому я только не старался сделать приятное!

Продолжите и придумайте ещё 5 предложений на употребление двойной частицы не и употребление частицы не в вопросительно-восклицательных предложениях.

(Читаем и объясняем.)

(Например)

Я не мог не улыбаться солнцу.
Я не мог не поразиться теплу.
Я не мог не излучать улыбок.
Я не мог не понравиться людям.
Я не мог не обрадоваться друзьям.
Я не мог не любить всех друзей.
Что только они не брали с собой!
Кто только так не играл!
Как только они ее не называли!

Раскрасьте, пожалуйста, каждое из семи предложений в соответствующий цвет радуги.

5. Минута отдыха и расслабления – 1 минута.

А сейчас сядьте удобно, не напряженно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте радугу. Вообразите, что вы начинаете восхождение по ней. Вам хорошо и приятно. Вот красный цвет – здесь красивые цветы, следующий оранжевый цвет – это солнечный свет на поляне, желтый цвет – ласковое и тёплое солнце, зеленый – вокруг изумрудная трава, голубой цвет – это лазурное небо, синий цвет – плывущие по небу облака, фиолетовый – полетели необыкновенной красоты птицы. Открываем глаза. Мы здесь, в классе, но радуга как будто ещё перед глазами.

6. Подведение итогов урока – 7 минут.

Ребята, кто из вас когда-нибудь видел радугу?

Сколько дуг было там? Бывает и не одна дуга, а больше.

Долго ли длится радуга? Почему? Может ли человек оказаться под радугой? (Ответы учащихся.)

Давайте дослушаем окончание стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, с отрывка из которого начался наш разговор:

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,-
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь [3].

Как вы понимаете завершающие строчки этого философского произведения?

Радуга, действительно, неуловима и недолговечна. Она даёт ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Радуга дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте “мимолетное виденье” – радуга буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти.

7. Домашнее задание (слайд № 8).

8. Оценки учащихся, комментарий учителя.

9. Прощание с учениками.

Список литературы

[1] Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.
[2] Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994 год. С. 194 – 195.
[3] Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.