Расчет пути и времени движения. 7-й класс

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Научить обучающихся рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения “читать” и строить графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме.
  • Развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения. Закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету.
  • Воспитательная цель урока – овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Оборудование урока: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация “Расчёт пути и времени движения”, 4–6 компьютеров для школьников, авторские разработки двух Flash-тестов “Механическое движение” и “Скорость равномерного движения”.

Программное обеспечение, с помощью которого создан дидактический материал: Microsoft Office PowerPoint 2003 , Adobe Flash CS3 Professional. Для проведения тестирования на компьютере необходима программа Adobe Flash Player.

План урока:

1. Актуализация опорных знаний (10 мин).

Материалы презентации: фронтальный опрос, индивидуальное тестирование на компьютере (4–6 учеников), самостоятельная работа по переводу единиц измерения скорости, пути и времени, решение задач у доски.

2. Основная часть. Изучение нового материала (20 мин).

Изложение нового материала с использованием презентации с дополнительными комментариями учителя и элементами беседы. Решение устных задач.

3. Закрепление (12 мин).

Решение графических и расчётных задач. Рефлексия.

4. Подведение итогов урока (3 мин).

Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Организационный момент. Демонстрация презентации. (Презентация)

Объявление темы урока .

Слайд 1. Расчёт пути и времени.

4–6 учеников приглашаются за компьютеры для индивидуального тестирования. Часть из них работает с flash-тестом “Механическое движение” (Приложение 1), правила работы с тестом в Приложении 2. Другая часть - с flash-тестом “Скорость равномерного движения” (Приложение 3), правила работы с тестом в Приложении 4. Время работы с тестами 10 минут.

Слайд 2. Работа с классом.

I. Фронтальный опрос:

  1. Что такое скорость?
  2. Какие единицы скорости Вы знаете?
  3. Что такое векторная величина?
  4. Дайте определение средней скорости.
  5. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется?
  6. Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?

Слайд 3.

II. Перевод единиц измерения в СИ

Самостоятельная работа. Подумай и ответь. Распечатанные карточки у каждого ученика (Приложение 5).

Слайд 4.

Проверь свои ответы. Поставь себе оценку.

Слайд 5.

Решение задачи у доски.

Задача № 1.

Определить скорость самолёта, который за время 0,5 ч пролетел расстояние 450 км. (Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда).
Подведение итогов тестирования учеников, работавших за компьютерами.

III. Основная часть. Изучение нового материала.

Слайд 6.

Пробуем решить задачу устно.

Задача № 2.

Как вы думаете, за какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 72 км/ч?

Ответ: 5 с.

Какую формулу вы использовали для определения времени движения страуса?

Слайд 7.

Пробуем решить задачу устно.

Задача № 3.

Как вы думаете, какое расстояние пролетает птица за 1 минуту, если её скорость 144 км/ч?

Ответ: 2400 м.

Какую формулу Вы использовали для расчёта времени полёта птицы?

Слайд 8.

Схема для запоминания формул расчёта v, t, S при равномерном движении.

Запомни!

Слайд 9.

Решение задачи у доски.

Задача № 4.

Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 10 минут? Ответ: 6000 м. (Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда.)

Слайд 10.

Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?

(Анализ графиков представленных на слайдах 10 и 11).

Слайд 11 и Слайд 12. (Анализ графиков)

Самостоятельное решение задачи в тетради.

Задача № 5

Дан график движения тела. Каков вид этого движения? Чему равна скорость движения тела? Каков путь, пройденный телом за 8 секунд?

Постройте график скорости тела для данного движения.

Слайд 13.

(Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда).

Слайд 14.

А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы “Рефлексии”. Подведение итогов урока

Распечатанные карточки с вопросами “Рефлексия” у каждого ученика (Приложение 6):

Рефлексия.

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
  2. Что вызвало наибольшую трудность?
  3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
  4. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?

Несколько учеников по усмотрению учителя зачитывают свои ответы. Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

Слайд 15.

Спасибо за урок!
Счастливого пути по дорогам страны Знаний!

Д/З: п. 16, Упр. 5 (2,4); Л № 128. Физика. 7-й класс, Перышкин А.В., Родина Н.А., 2007 г.

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. http://www.sunhome.ru/cards/17179
  2. http://www.sunhome.ru/cards/17177
  3. http://dn.ucoz.com/load/gif_pro_avto/6
  4. http://files.school-collection.edu.ru

Использованная литература:

  1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. М. Вако, 2004.
  2. Шевцов В.А. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин, 2005 г.