Имя Киевской Руси

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Киевская Русь»
  2. Сформировать у учащихся умение работать в группе, при этом имея собственное мнение по проблеме, умение представлять результаты своего труда.
  3. Воспитывать уважение к исторической личности, развивать коммуникативные качества у учащихся.

Фома проведение урока: игра

Метапредметность: позиция и роль

Оборудование: компьютер и проектор, представление в слайд-шоу.

Ход урока

1. Введение. Знакомство учителя с идеей занятия.

Учитель зачитывает текст В.С.Ключевского о личности.

«Человек – главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или старается выразить. А человек любит выражать, обнаруживать себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так же, как мы сами себе представляемся.

Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно, так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и чрез которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, – все, что составляет физиономию и наружность человека. Все это – окна, чрез которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в какой живет человек, выразительна не менее его наружности. Его платье; фасад дома, который он себе строит; вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, – все это говорит про него. И, прежде всего, говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя и напоминать другим, что он понимает, что он за человек.

Обстановку, какой окружает себя человек дома и в какой он выходит на улицу, вид, в каком он появляется в обществе, художнику необходимо наблюдать и надобно уметь, т. е. привыкнуть наблюдать. На это есть свои правила и приметы. Когда вы входите в кабинет к человеку со средствами, у которого все просто и опрятно, по стенам ни одной картинки, на столе ни одной фотографии, никакой блестящей безделки и даже лампа какая-то матовая, будьте уверены, что перед вами человек замкнутый, но доброжелательный, очень мало интересующийся вами при первой встрече, но человек с подвижным и сильным воображением, не нуждающимся во внешних возбуждениях, и, по вашем уходе, он мысленно сделает из вас что угодно, вылепит какой угодно идеал, и уж непременно запомнит вас надолго, если только вы оставили в нем сколько-нибудь благоприятное впечатление.» [2, с. 5]

Беседа с учащимися о роли человека, его позиции.

- О чем хотел сказать В.С. Ключевский? О человеке, индивиде, личности?

- Что так важно для В.С.Ключевского?

Приблизительный ответ должен содержать идею о человеке как личности, внешний облик человека о многом может поведать наблюдательному историку.

2. Учитель рассказывает о проекте «Имя России».

Во всем мире усиливается интерес к национальной истории, возникает нужда в национальных героях. В 2008 году на телевидении прошел проект «Имя России», благодаря которому многие россияне обратились к историческим источникам, проанализировали исторические факты и явления, участвовали в дебатах, обсуждениях, голосованиях. Все это дает определенные плоды: люди стали более осторожны в оценках, так как анализ роли личности в истории всегда побуждает человека занять определенную позицию.

3. Учитель объявляет начало игры «Имя Киевской Руси».

Устанавливаются правила:

  1. Каждый имеет право на свое мнение.
  2. Можно иметь свое мнение, но не осуждать мнение другого.
  3. Доказывай свою правоту, но не оскорбляй достоинство своего оппонента.

Выбор хрониста: того кто следит за временем.

Учитель объясняет принцип деления учащихся на группы. Приготовленные карточки с загадками о русских князьях разрезаны на 2 – 3 части. Каждый участник игры на основе фрагмента карточки получает возможность определить свою группу. Получив загадку и разгадав ее, пара должна в течение 1 минуты коротко представить «своего» героя. (Приложение 1. Загадки).

  1. Далее идет короткое представление каждой группой своего задания. В заключении 1 – минутной речи о киевском князе учащиеся делают вывод о его роли в истории Киевской роли и его позиции.
    Учитель сопровождает представление слайдами 9-37. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, соответствует ли представление учащихся с представлениями историков.
  2. По окончании слушаний путем открытого голосования идет определение лидеров, 3 основных имен князей, которые, по мнению учащихся являются образами эпохи.
  3. Используя свободу выбора, формируются новые группы. Учащимся предоставляется возможность составить коллаж из предложенного материала. Затем осуществляется защита учащимися своих претендентов.
  4. Выборы образа Киевской Руси проводится открыто путем передачи жетона команде представляющей образ. Подведение итогов. Оглашение итогов.

Литература:

  1. Кочегаров К.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова «История России».6 класс. М.: Русское слово, 2010
  2. Ключевский В.С. Исторические портреты. М.: Изд-во «Правда», 1991
  3. Чернова М.В. Внеклассные мероприятия (5-11 классы/ М.Н.Чернова. –М.: Айрис –пресс, 2009

Источники:

  1. http://rusich.at.ua/publ/12
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C
  3. http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec3-2.html
  4. http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec3-5.html
  5. http://www.encyclopaedia-russia.ru/view_post.php?id=23
  6. http://www.encyclopaedia-russia.ru/view_post.php?id=81
  7. http://www.home-edu.ru/user/f/00001231/examen/9-12_vek/jaroslav.htm

5.03.2011