Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны;
  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
  • совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Оборудование: презентация к уроку, буклеты, листочки для синквейна, письма.

Форма проведения: мастерская.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение, синквейн.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Жизнь – это не случайный подарок, а чудо и тайна, которую даровано разгадать каждому, кто задумывается над нею. Мы приходим в этот мир, чтобы увидеть его собственными глазами и почувствовать своим сердцем. И у каждого это получается по-своему. Но есть одно дело, которое считалось и считается священным и традиционным, оно завещалось одним поколением другому.

– О чем речь? (Защита Отечества).

– Почему именно сегодня мы будем говорить об этом? (65 годовщина ВОВ).

Отгремела война, уже давней историей стала,
Но никак не отпустит тревожную память бойца.
От фугасов и мин мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер разминирует наши сердца?
В. Кочетков

II. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне, о людях, которые сражались за Родину, за счастье и свободу на нашей земле, за то, чтобы вы сейчас могли учиться, дружить, читать книги, трудиться и мечтать…

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
С. Щипачев

– 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецкие войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ, от мала до велика. Все, кто мог держать в руках оружие, стремились попасть на фронт. Военкоматы были переполнены добровольцами. Вслед за отцами уходили на фронт сыновья, безусые мальчишки, прямо из-за школьных парт шагнувшие в окопы. Вся страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!»

– Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне? В ваших семьях есть участники ВОВ? Что вы знаете о них?

III. Осмысление (изучение нового материала).

– Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа. Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.

– Сегодня мы познаем смысл словосочетания «фронтовые письма». У каждого человека с этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедией на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизней тех, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить. Писать стихи и сочинять песни, а также о Великом дне, дне который стал воистину Великим, Дне Победе.

– В ходе всего урока я буду читать стихи, беседовать с вами, а вы записывайте те слова или словосочетания, которые вам понравились, тронули вашу душу, старайтесь их записывать, или просто внимательно слушайте и запоминайте. Эту запись вы будете использовать в конце урока в своих творческих работах.

– Разделите лист бумаги на 2 части: + и -. В первый столбик вы будете записывать все слова, которые вас радуют, а во второй – огорчают.

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.

Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

– Наш урок проходит накануне Дня Победы. Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.

А письма
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г. Серебряков

(На экране треугольник солдатского письма с фронта ВОВ).

– Что вы видите на экране?

– Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником?

(Сообщение детей о письмах-треугольниках).

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

IV. Словарная работа.

– Объясните значение слов и словосочетаний (на экране). Адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.

– Объясните словосочетание полевая почта.

(Полевая почта – это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий).

– О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

(См. приложение 5)

V. Слово об Э. Асадове.

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) родился в семье учителей. В конце 1930-х семья переехала в Москву, он окончил школу и получил аттестат зрелости. Через неделю началась война. Асадов воевал в подразделениях гвардейских минометов («катюши»). Сначала – под Ленинградом. Был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. В результате ослеп на всю жизнь.

(Звучит стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта»).

(См. приложение 4)

– О чем говорит в строках письма боец?

– Ребята, прочитайте слова или словосочетания, которые вы записали по ходу урока.

VI. Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

Александр Иванович Лактионов родился в Ростове-на-Дону 16 мая 1910 года в семье кузнеца. Учился в Ленинградской Академии художеств, а также в аспирантуре этой академии. Лактионов изучал технику письма старых мастеров. Преподавал в институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и в Московском педагогическом институте, с 1968 года – профессор. Главным образом жанрист и портретист. Широко известна его картина «Письмо с фронта» написанная в 1947 году. Она находится в Третьяковской галерее; получил за нее в 1948 году Сталинскую премию. Картина передает переживания советских людей в период Великой Отечественной войны 1941-1945.

– Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?

– Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?

– С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?

– Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?

В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

– Допишите слова, которые вы услыхали сейчас.

(Звучит песня на стихи А. Суркова, муз. К. Листова «В землянке»).

– Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

– Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях. (Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»).

(См. приложение 2)

– Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями. 

Стали тоньше нервы… (См .приложение 3)

– Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине – Валентине Серовой. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.… Предлагаю послушать его и ответить на вопрос: «В чем сила этого стихотворения?»

(Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня»).

(См. приложение 1)

– Стихотворение звучит как заклинание, как молитва.

VII. Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

– С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы.

VIII. Обмен листочками (с соседом по парте). 

– Обменяйтесь листочками с соседом по парте, прочитайте его запись. Запишите ему слова, которые близкие состоянию вашей души сейчас.

IX. Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма». 

– Охарактеризуйте свое душевное состояние, когда вы слышите это словосочетание. Запишите на листочках.

(Фронтовые письма – радость, неожиданность, тревога на душе, наша история, вечная память, семейная реликвия, счастье, согревающие строчки, стук сердца, биение сердца, слезы радости, шелест старых страниц…)

X. Творческая работа.

– В завершении урока я предлагаю вам творческую работу: написание синквейна на тему уроку «Фронтовое письмо» или перенестись на несколько лет назад и представить себя солдатом и написать от его имени письмо родным домой или наоборот.

– Вспомним, что такое синквейн и как его составить.

(Ученики работают на листочках).

– В это время уважаемые гости тоже могут написать в форме синквейна отзыв на наш урок или небольшое письмо-отзыв, или на тему урока.

XI. Проверка написанного.

(Через 5-7 минут слушаются ответы учащихся и гостей).

XII. Итог.

– Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет?

– Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

XIII. Домашнее задание.

Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Накануне 65-й годовщины Великой Победы я предлагаю вам написать письмо. Это может быть: письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны; письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др.

XIV. Заключительная часть.

В заключение нашего урока, я хочу, чтобы вы, ребята и гости, оценили наш урок. Понравился он вам или нет. Для этого вы должны будете опустить в почтовый ящик письма: треугольник – понравился урок, казенный конверт – не понравился урок. 

В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то далёко они.
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

Литература:

  1. Говорят погибшие герои. / В. А. Кондратьев, З. И. Политов. – Политиздат, 1975.
  2. Лирика 1940-х годов / Сост. В. В. Вакуленко. Фрунзе: Кыргызстан, 1977.
  3. К вашим услугам почта./ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова.М. “Радио и связь”. 1990.
  4. Краткая литературная энциклопедия, том 8. Издательство “Советская энциклопедия”, М., 1975.
  5. Письма с фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983.
  6. Последние письма с фронта. Том 1, 2. М., Воениздат, 1991.

Приложения.