Интегрированное мероприятие по физике и музыке "Эйнштейн и музыка"

Разделы: Физика, Музыка, Внеклассная работа, Классное руководство, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Загрузить презентацию (334,3 кБ)


Цели урока:

  1. Рассказать, насколько всесторонне развиты могут быть выдающиеся люди.
  2. Показать, что обучение должно быть всесторонним, только в этом случае будет весомый результат.
  3. Показать на примере Эйнштейна, что самообразование — одна из форм совершенствования.
  4. На примерах выдающихся людей показать, насколько благотворно влияет и воздействует музыка на развитие личности.

Ход мероприятия

1.Вступление:

1 ведущий: Мало кто знает, что великие люди известные в какой-либо области науки зачастую бывают еще и очень талантливы в области музыки, изобразительного искусства.

Но этот их труд оказывается в тени научных открытий и достижений, и поэтому о нем редко упоминают, а то и вовсе забывают.

Одной из таких выдающихся личностей был Альберт Эйнштейн, который кроме физики еще много занимался музыкой. Он очень умело играл на скрипке.

Об этом и многом другом интересном пойдет сегодня речь.

2 ведущий: Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели — стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга. Наука раскрывает неизвестное в Природе, а музыка — в человеческой душе, причем именно то, что не может быть раскрыто в иной форме, кроме музыки. (Презентация 1)

Выдающийся физик — теоретик, один из создателей квантовой механики и общей теории поля, лауреат Нобелевской премии Вернер Гейзенберг в своей философской работе “Часть и целое” заметил: “Науку делают люди. Об этом естественном обстоятельстве легко забывают; еще одно напоминание о нем может способствовать уменьшению прискорбной пропасти между двумя культурами – гуманитарно-художественной и научно-технической”.

На самом деле пропасть эта кажущаяся, созданная, скорее, нашим сознанием. Наука и искусство — это проявление одной и той же общечеловеческой культуры, между которыми существует глубокая внутренняя связь. Она имеет место, прежде всего, вследствие наличия изначальной гармонии, присущей Природе. Это всегда интуитивно тонко чувствовали и творцы современной физики, для которых ее значение выходило далеко за пределы технологии.

3 ведущий: Особое место во взаимопроникновении двух областей знания принадлежит соотношению теоретической физики и музыки — двух могущественных методов познания мира.

Еще Готфрид Вильгельм Лейбниц (1649 – 1716) — выдающийся немецкий ученый и философ утверждал, что музыка – это “имитация универсальной гармонии, вложенной Богом в мир”. Он сравнивал музыку с упорядоченностью мироздания: “Ничто так не приятно для чувств, как созвучность в музыке, а для разума – созвучность природы, по отношению к которой первая — лишь малый образец”.

Смысл его жизни составляла Наука. Ей он был предан, в ней он находил убежище, она была причиной его обособленности. Вообще разница между жизнью и смертью для Эйнштейна заключалась в том, может ли он еще или уже не в состоянии заниматься физикой. Но и музыка была его любовью. Как от образа Планка неотделим рояль, так от образа Эйнштейна неотделима скрипка.

4 ведущий: Музыка считалась медициной духа. Имя ПИФАГОРА, великого древнегреческого ученого, знакомо всем. Однако не все знают, что научные интересы Пифагора затрагивали не только математику, физику, но и музыку. И если на первый взгляд математика, физика и музыка далеки Друг от друга, то для автора знаменитой теоремы эти сферы — чисел и звуков — находятся в нерасторженном единстве. Пифагор заявлял о гармонии небесных сфер, как о музыкальном звучании планет, о музыкально-числовой структуре космоса и о “катараксисе”, как очищении человеческой души через музыку. Используя изобретённый им лично МОНОХОРД — прибор для изучения свойств звука, Пифагор открыл ряд акустических законов и физико-математические соотношения звуков.

Его последователь — древнегреческий механик КТЕСИБИИ, используя его звуковые открытия, изобрел первый орган — ГИДРАВЛОС, который работал на водяной основе и являлся главным атрибутом всех торжественных церемоний.

Композитор, лютнист, физик, великий математик и отец гениального астронома Галилео Галилея, ВЕНЧЕНЦО ГАЛИЛЕИ создал одноголосную монодию (мелодию). Таким образом, гомофонная музыка появилась после полифонической.

Русский композитор Игорь Федорович Стравинский говорил: “Музыка — гораздо ближе к математике и физике, чем к литературе — возможно, не к самой математике, но определенно к математическому мышлению и физическим взаимодействиям”. И, конечно же, не случайно русский композитор и математик Милий Алексеевич Балакирев, который учился, а затем преподавал математику в Казанском университете, во время контрольных и самостоятельных работ своих студентов садился за рояль и играл классическую музыку.

5 ведущий: (Презентация 2) В классической музыке есть нечто мощное, красивое, трогательное и ускользающее, что отсутствует в музыке другого рода. Она может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни. В ней, как и в религии, заключается некая главная тайна, а таинственное – это самое интересное из того, что мы можем испытать, – сказал Альберт Эйнштейн.

Детство Эйнштейна прошло в музыкальной атмосфере. Его мать обладала большими музыкальными способностями, которые и унаследовал Альберт. В течение многих лет его излюбленным занятием была игра на рояле в четыре руки с матерью или младшей сестрой Майей, а также сочинение вариаций на собственные музыкальные темы. Игре на скрипке Эйнштейн начал учиться в детстве. В начале он воспринимал эти уроки как скучную обязанность, но однажды услышал сонаты Моцарта, которые покорили его своей грацией и эмоциональностью.

Эйнштейн писал: “Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По настоящему я начал заниматься лишь в возрасте около 13 лет, главным образом после того, как “влюбился” в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику — именно так, а не путем систематических упражнений я добился в этом успеха. Вообще я уверен, что любовь — лучший учитель, чем чувства долга, во всяком случае, в отношении меня это справедливо”.

6 ведущий: Презентация 3.

1 ведущий: А теперь проверим, как вы слушали. Для этого проведем небольшую игру. На экране вы видите кроссворд. За правильно угаданное слово участник получает утешительный приз. (Приложение)

1 ведущий: Предлагаем вашему вниманию просмотреть зарисовки художников на тему: “Теория относительности Эйнштейна — глазами современных художников – графиков”.

1 ведущий: Подведение итогов: Что раскрывает нам параллель Эйнштейн — Музыка? “Музыка для Эйнштейна, о которой говорил Манфред Клайн, и отношение Эйнштейна к музыке — частная иллюстрация важнейшей черты науки и культуры нашего столетия. XVIII был веком разума, XIX век — науки, XX век — радикально преобразующего вмешательства науки во все стороны материальной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической жизни человечества. Современная наука — это уже не сова Минервы, она вылетает не ночью, когда дневные заботы окончились. Ее характер, стиль и эффект скорее ассоциируется с началом дня или с весной — с началом подлинной истории человечества”.

В 1982 на английском языке вышла книга Джуппе Кальоти “ Динамика неоднозначности”. Эта книга о соответствии в современном мире науки и искусства. Жизнь и творчество гениального мыслителя XX столетия Альберта Эйнштейна – яркая иллюстрация взаимосвязи и взаимопроникновения науки и искусства.

30.03.2011