Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Разделы: История и обществознание, Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в стране: формирование гражданского общества и правового государства.

Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение общества. Поэтому вопросы гражданско-правового воспитания молодежи находятся сегодня в центре внимания общественности и государства. Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы”. В ней была поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота.

Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.

Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству? Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Это объясняется следующими особенностями данной дисциплины:

  • краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. При изучении школьниками истории родного края происходит конкретизация известных им общеисторических фактов, их “оживление”. Это не только приводит к более прочному усвоению исторических знаний, но и влияет на процесс нравственного становления подростков, их историческое самопознание и самоопределение. Историческое краеведение обладает уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны.
  • любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к родному дому, городу. Каждому человеку дорога своя малая Родина. Изучение истории родного края, приобщение к его культурному наследию создает условия для укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, народ, его история, духовная культура.
  • краеведение - это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу. Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней познавательной краеведческой работы учащихся. На первом они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся: самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов периодической печати, музеев, научно-популярной литературы и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как бы заново, уже известных фактов прошлого. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В последнее время одним из главных направлений таких исследований стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны.
  • по своей организации краеведческая деятельность относится к массовым формам педагогически организованной деятельности. Она охватывает большое число школьников социально-позитивной деятельностью, создавая условия для саморазвития их личности, жизненного самоопределения, обеспечивая воспитание интеллектуальной, нравственной, коммуникативной культуры.
  • краеведение - это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края в доступной увлекательной форме. Познание истории родного края через игру, творчество, экскурсии, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и “включение” всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы.

Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько делами. Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать старшеклассника изучением истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий.

Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко – краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:

  • усиление деятельностного характера историко – краеведческого образования;
  • совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;
  • более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
  • значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;
  • более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:
    • перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
    • использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История моей семьи в истории страны”,
    • формирование электронных краеведческих ресурсов с целью популяризации знаний о родном крае. Например, на основе знаний по теме “Обработка графической информации” создание рисунков, посвящённых нашей Малой родины, изображений символики Ростовской области и Пролетарского района;
    • создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края. Например, проекты “Дети войны”, “Женщины Пролетарского района в годы Великой Отечественной войны”, “Сила слабых. Женщины рода Черновых”, “Не поле перейти…” (текстовые документы);
    • создание виртуального музея на сайте школы;
    • проведение виртуальных экскурсий. Например, экскурсоводы нашего музея подготовили и проводят для учащихся разных классов такие виртуальные экскурсии, как “Памятники Пролетарского района”, “Группа “Максим””, “На Мамаевом кургане”, и т.д.;
    • создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала: “Городок в степи”, “Родом из Великокняжеской”, “Пролетарск глазами его жителей”. Одной из последних таких работ стала презентация “Убивали молодость мою… Женщинам Великой Отечественной посвящается”, подготовленная к 65-тилетию Великой Победы (презентация). На примере этого проекта можно рассмотреть, как интеграция информационных технологий и краеведческой поисковой работы способствует актуализации патриотических настроений у молодежи.
Этап работы над проектом Содержание работы учащихся Результат личностного развития учащихся
I этап. Выбор темы. Анализ известных из уроков истории фактов, определение вопросов, интересующих ребят, постановка (формулирование) проблемы исследования. Проявление личностного интереса к тому или иному историческому событию. Возможность поставить личностную проблему, например:
  • понимание связи эпох (Великая Отечественная война – наши дни);
  • понимание значимости исторического опыта для личности учащихся;
  • возможность научиться вживаться в образ другого человека, уметь “встать на его место”, рассуждать с его точки зрения;
  • ощущение связи эпох и поколений;
  • понимание бесчеловечности войны;
  • осознание того, что самоотверженность и упорный труд народа позволили защитить Отечество и сохранить его независимость.
II этап. Поисковая работа. Сбор материала. Работа в районных музее и архиве, встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, свидетелями событий, работа с материалами музеев школы и детского дома. Знакомство с конкретными судьбами людей, повседневностью, бытом тех лет; соотнесение фактов местной истории с событиями исторического значения, определение места и роли событий, происходивших в районе в общей исторической картине - все это приводит к появлению чувства сопричастности к событиям отечественной истории.
III этап. Составление сценария презентации. Выбор сюжета для рассказа, отбор информации, составление плана ее представления. Анализ информации, полученной в ходе поисковой работы. Обобщение фактов. Если на 2 этапе использовался дидактический принцип “от общего к частому”, то теперь происходит реализация принципа “от ближнего к дальнему, от частного к общему”. Только теперь полученные обобщения имеют личностный смысл для учащихся.
IV этап. Создание презентации. Оформление слайдов текстовой, графической звуковой информацией. Создание анимации. В ходе работы участники проекта как бы становятся на место своих героев, “проживают” их судьбу. Это оказывает сильное эмоциональное воздействие. В результате школьники приходят к прочувствованному и более глубокому пониманию изучаемой эпохи, поступков представителей прошлых поколений.
V этап. Предъявление презентации общественности Защита проекта и последующая демонстрация презентации в памятные дни, на линейках, тематических классных часах, уроках информатики и истории, творческих уроках для учащихся младших классов. Учащиеся получают удовлетворение от:
  • сделанной творческой работы;
  • возможности донести до других свои выводы, чувства, переживания;
  • осознания нужности и востребованности своего труда;
  • нахождения единомышленников.

В результате происходит пропаганда историко-краеведческих знаний среди учащихся, что способствует формированию чувства патриотизма не только у участников проекта, но и у их слушателей.

 Таким образом, организация работы учащихся над данным проектом позволила создать условия для решения следующих задач:

  • знакомство учащихся с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны на территории нашего района;
  • конкретизация ими теоретических знаний, полученных на уроках истории;
  • осознание школьниками роли женщин в защите Отечества от фашистских захватчиков;
  • формирование у учащихся чувства сопричастности с историей родной страны;
  • укрепление взаимопонимания между представителями разных поколений.

Всё это помогает духовно-нравственной ориентации подростков в жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом. Кроме того, интеграция двух направлений - гуманитарного и технического - способствует:

  • активизации мыслительных процессов; развитию мышления;
  • расширению рамок творческой деятельности учащихся;
  • формированию практических навыков поисково- исследовательской работы;
  • развитию ключевых компетенций, прежде всего информационной;
  • получению опыта эмоционально-ценностных отношений к истории и людям родного края;

В результате происходит формирование таких качеств личности, которые сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.

9.03.2011

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306