Эмоциональные состояния

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема раздела: «Языки общения» (навыки общения с внешним миром)

Цель урока: сформировать у каждого ребенка знания и умения по определению эмоционального состояния, навыки, способствующие адаптации в социальной среде – в общении.

Задачи:

  • формировать умение видеть и понять эмоциональное состояние другого;
  • научить раскрывать эмоциональное состояние с помощью цвета;
  • научить раскрывать эмоциональное состояние с помощью музыки;
  • привить умение сдерживаться, контролировать себя (самоконтроль), умение слушать и видеть.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое обеспечение: класс, в котором возможно быстро переставлять столы и стулья для рабочих групп, доска, мультимедиапроектор, листы бумаги А 4, цветные карандаши, гуашь, пиктограммы, таблицы со словами эмоции, чувства, мимика, заданиями с учетом индивидуальных особенностей учащихся, иллюстрация картин где передается эмоциональное состояние.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учащиеся входят в класс под музыку Л.В. Бетховена «Веселая. Грустная». Поздоровались.

2. Постановка проблемы

– Вы вошли в класс под музыку?
– Да.
– Вам музыка понравилась.
– Очень.
– Какая она по характеру звучания, что нам композитор передал при помощи звуков.
– Музыка светлая, радостная.
– Звучит так, как будто солнышко смеется.
– Там есть и грустная мелодия, которая наводит грусть.
– Как-будто скучная дождливая осень к нам пришла.
– В этом произведении соединены два чувства – веселье и грусть.
– Да, все ответы верны, отсюда и название этого произведения «Веселая. Грустная» Л. В.Бетховена.

3. Объяснение нового материала. Организация работы

– Аня, (девочка учиться в музыкальной школе) как в одном музыкальномпроизведении могут сочетаться два чувства?
– Это происходит по тому, что данное произведения состоит из трех частей, (трех частная форма), где I и III части похожи – одинаковые, светлые, идут в быстром темпе, а II часть – контрастна I и III части, она медленная здесь идут какие-то размышления. Но можно сказать по-другому. Представим голубое небо, где светит яркое, желтое солнышко – это I часть, и вдруг солнышко закрыло светло – серое облачко – это II часть, но облако ушло и опять светит яркое желтое солнышко – это III часть.

– Итак, говоря о переживаниях человека, употребляют два термина – «чувство» и «эмоции». Это синонимы, а мы все знаем, что синонимы – это слова похожие по смыслу.
Человеческие эмоции появились очень давно и передавались людям из поколения в поколение. Возникли как необходимость при совместной трудовой деятельности, т.к. в начале было невербальное общение, и только потом появился звуковой язык – вербальный.

– А теперь послушаем еще раз I часть (первый период), музыкального произведения «Веселая. Грустная» Л. В.Бетховена. Вы сначала покажите свои эмоции соседу по парте, а затем на чистом листе бумаги (весь материал, который необходим на уроке заранее разложен на краю парт), выбрав по желанию цвет краски, нарисуете цветовые пятна, линии и этим самым передадите содержание произведения великого немецкого композитора. (I часть желательно записать отдельно и дать прослушать уч-ся, предпочтительно чтоб звучал первый период с репризой).

Учащиеся слушают музыку и делают свои эмоциональные зарисовки.

Цель зарисовки – умение передать свое эмоциональное состояние в цвете.

– Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.
– А какие Вы пережили эмоции при прослушивании и зарисовки.
– Хорошие.
– Прекрасные.
– Светлые.
– Даша, а как можно объединить все эти слова: хорошие; прекрасные; светлые одним словом.
– Положительные.
– Верно. Эти же состояния есть на плакате, который на доске (плакат можно вывести и с помощью мультимедиапроектора) но они черно-белые. Я специально подобрала в черно-белом цвете, а как Вы думаете, почему не цветные плакаты?
– По цвету лица тоже можно определить состояние человека.
– Когда нам стыдно, мы краснеем, когда нам плохо, страшно, то бледнеем.

Эмоции связаны с изменениями в органах: в деятельности сердца, кровеносных сосудов, дыхания.
Далее мы составим таблицу с положительными эмоциями. Все думают и вспоминают про себя положительный эмоции, которые Вы можете назвать. Я даю «волшебную палочку» и к кому она попадает, называет слово с положительными эмоциями, я записываю слово, а палочку передаем дальше, если к кому-то попала «волшебную палочку», если Вы не можете назвать положительной эмоции ничего просто передайте палочку следующему.

Радость, счастье, восторг, веселье, доброжелательность, восхищение, удовольствие, открытость, чуткость, понимание, храбрость, солидарность, скромность, заботливость, доброта, щедрость, принципиальность, любовь…

– Молодцы, Вы справились с заданием.

– Сейчас послушаем еще раз II часть музыкального произведения «Веселая. Грустная» Л. В.Бетховена. Вы сначала покажите свои эмоции соседу по парте, а затем на чистом листе бумаги. Выбрав по желанию цвет краски, нарисуете цветовые пятна, линии и этим самым передадите содержание произведения.

Цель зарисовки – умение передать свое эмоциональное состояние в цвете.

– Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.
– А какие Вы пережили эмоции при прослушивании и зарисовки.
– Грусть, тоска, тревога.
– Личные переживания.
– А как по-другому можно назвать эмоции как грусть, тоска, переживания, тревога. При этом надо учитывать и то, что приятные эмоции мы назвали положительными.
– Отрицательные.
– На плакате отрицательные эмоции. Внимательно смотрим, и попытаемся составить таблицу с отрицательными эмоциями. Все думают и вспоминают про себя отрицательные эмоции, которые Вы можете назвать. Я даю мяч и к кому он попадает, называет слово с отрицательными эмоциями, я записываю слово, а мяч передаем дальше, если к кому-то попал мяч и Вы не можете назвать отрицательной эмоции ничего, просто передайте мяч следующему.

Грусть, гнев, печаль, скорбь, горе, тоска, неприятность, страдание, трагедия, равнодушие, ссора, переживание, опасность, огорчение, разочарование, страх, презрение, стыд, тревога, …

– Молодцы, вы справились с заданием.

– Аня подготовила вам несколько песен, которые вы проходили по музыке, тексты песен на доске (тексты можно вывести на доску при помощи мультимедиапроектора), а вам надо как можно точнее передать эмоциональное состояние песен.

Цель: передать эмоциональное состояние песен.

  • «Перепелочка». Белорусская народная песня. Эмоциональное состояние – сострадание, сопереживание.
  • «Улыбка». В. Шаинского. Эмоциональное состояние – счастья, светлого детства.
  • «Скворушка прощается» Т. Попатенко. Эмоциональное состояние – грусть о прошедшем лете, прощание.

– Молодцы, все справились с заданием. Мне было очень приятно видеть, как прекрасно вы поете и передаете эмоциональное состояние песен.
– Петя, ты хочешь, что-то сказать?
– Мне кажется, что эмоциональное состояние неразрывно связано с настроением, когда я слушал музыку и пел, то у меня постоянно оно менялось.
– Петя прав, это действительно так.
– Попробуем сформулировать, что такое настроение.

Настроение— это внутренние душевное состояние человека, которое может изменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой работы, учебы.

– Итак, сегодня мы для изучения темы: «Эмоциональное состояние» мы использовали вид искусства – музыку, так как музыка прекрасно выражает внутренний мир человека, передает его чувства, настроение, мысли.

– Денис подготовил нам так же сообщение по теме.

Эмоциональное состояние, чувства человека имеет огромное значение в творчестве художников. Посредством изображения в своих произведениях художник передают духовный мир своих героев, их переживания, радости, страдания из чего складывается жизнь человека.
Наибольшая ценность художественных произведений прославленных мастеров заключается в том, что в них посредством реалистического изображения выразительных движений, раскрывается внутренний мир человека, его душевное состояние.

– Просмотрим несколько картин великого русского художника Василия Григорьевича Петрова.

В. Петров. Савояр 1863-1864 герой картины – маленький бродяга, усталый, забытый и заброшенный в огромном городе, прижимает к себе обезьянку, которая для него является самой близкой в большом городе, спит на пороге дома, перед наглухо закрытой дверью…
В. Петров. Слепой музыкант 1864 – портрет усталого слепого, бродячего музыкант, одухотворенно поющий под аккомпанемент народного инструмента.
В. Петров. Странник 1870 – на нас смотрит старик в облике которого ощущается былая стать, глаза грустные как бы задернуты временим долгого страдания.

– Итак, мы выяснили, что не только музыка, но и изобразительное искусство прекрасно передает различные эмоциональные состояния человека. Приготовились к небольшому опросу по предыдущей теме урока.
– Мы выяснили, что эмоции бывают: положительными и отрицательными. Что такое эмоции?
– Эмоции – внутренние, душевное переживание чувства, которые тесно связаны с мимикой и жестом.
– Что выражает мимика?
– Движение мышц лица (глаз, бровей, губ, лба) выражающие ду­шевное состояние человека.
– Что такое душевное состояние?
– Душевное состояние, чувство – это те же эмоции.
– Что такое жест?
– Движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающие, которое может выступать само по себе или сопровождать речь называет­ся жестом.
– В какой трудовой деятельности невозможно обойтись без использования эмоционального состояние человека?
– В балете, это актеры, музыканты, художники.

4. Итог урока

– А сейчас после всего, что мы сегодня узнали на уроке, попытаемся выяснить, какую функцию выполняют эмоциональное состояние?
– Своим эмоциональным состоянием мы как бы сообщаем о своих внутренних чувствах, мы подаем сигнал о свое состоянии.
– Значит это можно назвать сигнальной функцией.
– Да.
– Вторую функции я сама Вам назову, а Вы можете не запоминать. Это – регулятивная, человек получает сигналы о том, как удовлетворяются его потребности, тем самым и регулируется его поведение.

В заключение урока, я хотела бы узнать, что нового вы узна­ли о эмоциональном состоянии?
– Эмоции бывают положительными и отрицательными.
– Это тоже язык общения.
– Не вербальный вид общения.
– При общении надо обязательно учитывать в собеседнике все: эмоциональное состояние, мимику и жесты.

Вывод. Эмоциональное состояние, жесты и мимика, идут параллельно. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, в этом процессе участвуют группы мышц лица, которые регулируют движение глаз, губ, лба, бровей.
– Надо чаще вглядываться в лица людей.
– Пользоваться ими, и никого не обижать.
– После сегодняшнего урока я думаю, что мы будем более внимательно присматриваться к своим близким, родителям, братьям, сестрам, под­ругам, друзьям и, конечно же, к учителям.

– Сегодня на уроке все работали очень замечательно и получают оценку «отлично».
И вот домашние задание. Пронаблюдаете за эмоциональным состоянием своей мамы и своими родными, близкими в течение недели, а так же в тетради отметьте положительные и отрицательное эмоции.

Приложение 1